Несколько дней назад в соцсетях заговорили о транспортной блокаде самого западного российского региона — Калининградской области. Жалуются, что поляки отменили соглашение о безвизовом въезде, «к литовцам без шенгена никак, а наши количество вылетов сокращают». Местные россияне чувствуют себя в изоляции и боятся, что станет еще хуже. «Лента.ру» разбиралась, насколько обоснованы эти опасения.
В начале июля польские власти приостановили соглашение с Калининградской областью об упрощенном приграничном передвижении (МПП), действовавшее последние четыре года. Правила позволяли, прибыв наземным транспортом, находиться на территории Польши до 30 дней без оформления визы.
От жителей Калининградской области и пограничных территорий Польши требовался только загранпаспорт и карточка-разрешение, выдаваемая консульствами стран в упрощенном порядке. С российской стороны под действие МПП подпадала вся Калининградская область, с польской — примерно 100 километров вглубь страны.
Приостановку договоренностей объясняли мерами безопасности в связи с саммитом НАТО и визитом Папы Римского. Временная мера, однако, стала постоянной.
И если в 2015 году российско-польскую границу по примерным оценкам пересекли более 6 миллионов человек (из них 3,3 миллиона — поляки), то в нынешнем году показатели могут оказаться на порядок скромнее.
Проблемы с транспортом у эксклава возникли не вчера: сначала обанкротилась местная компания «КД-авиа», не пережившая кризис 2008 года, затем отменили вылеты из Калининграда LOT (польские авиалинии) и Air Berlin. «Жители области вынуждены иcкать другие варианты, пользуются бюджетными Ryanair и Wizzair с вылетами из Гданьска, Варшавы и Каунаса, но туда еще добраться надо.
В летний период, в связи с увеличением туристического пассажиропотока, подключаются другие авиаперевозчики — Red Wings, S7. Цены на рейсы Москва — Калининград в летний период поднимаются в разы. Купить билет в июле-августе дешевле 20-ти тысяч сложно, даже если планировать поездку заранее. А с сентября небольшие авиакомпании просто снимают свои борта с нашего направления», — рассказывает глава администрации «Янтарного городского округа» Алексей Заливатский.
Железная дорога тоже не идеальный вариант: до Москвы поезд идет более 20 часов. К тому же требуется шенгенская или как минимум транзитная виза. Иначе придется провести почти сутки в вагоне, не выходя на перрон.
Автовладельцам приходится запасаться не только документами, но и железными нервами. Прибалты, по словам политтехнолога Алексея Высоцкого, «иной раз ведут себя слишком экстравагантно, непредсказуемо». Что касается паромного сообщения — его регулярность под большим вопросом, а путешествие от Балтийска (Калининград) до Усть-Луги (Санкт-Петербург) длится от 36 до 40 часов.
Ехать на шопинг или отдых калининградцам традиционно удобнее в Польшу, Литву или Латвию. Поездка выходит и ближе, и дешевле. Точнее, выходила раньше.
Но главное — добраться до родных в другие регионы РФ теперь стало проблематично. «Напряжение среди калининградцев есть, и это нельзя замалчивать, у многих родственники на "материке", а с каждым годом отправить внуков к бабушке "в Россию" все сложней и дороже», — говорит глава администрации «Янтарного городского округа».
Хотя всерьез большинство проживающих в эксклаве россиян, полагает политолог Высоцкий, не пострадали. «Нельзя сказать, что вся область в выходные рвалась в Польшу. Калининградцы пользовались режимом не столько из соображений какой-то невероятной экономии, сколько для разнообразия. Шенген же не отменили, кому надо было за сосисками или в ИКЕА в Гданьск, те и ездят», — говорит Высоцкий.
Зато неудобства терпят некоторые граждане Польши. По словам Заливатского, для большинства гостей из соседнего государства поездка в Калининградскую область обычно заканчивалась на первой российской заправке, где те заливали полный бак дизтоплива или бензина, и возвращались домой.
«В приграничных Бранево и Бартошиц живут во многом за счет границы, это бизнес: стоимость топлива с учетом курсовой разницы рубля и злотого, в России в два раза дешевле. Сейчас количество пересечений границы даже визуально сократилось раза в три, и произошло это за счет поляков. Если раньше большинством на погранпунктах были польские "бензовозы" (так в регионе называют старые фольксвагены с большим бензобаком — прим. «Ленты.ру»), то теперь их почти нет», — отмечает чиновник.
Периодически звучащие предложения об экстерриториальном коридоре через Литву, подземном туннеле или гигантской стратосферной катапульте — точно не выход из ситуации, признают эксперты.
«Необходимо продолжить программу субсидирования авиаперевозок на федеральном уровне. Здесь уже работала эффективная модель авиахаба, связывавшая города Европы и российские миллионники. Трудно сказать, насколько это экономически выгодно, но жителям точно было удобно. Это позволяло исключить Москву как пересадочный пункт при полете к родственникам, например, в Нижний Новгород, Екатеринбург или Казань», — говорит Высоцкий.
«К проблеме надо подходить комплексно, и чем раньше мы начнем обсуждать эту ситуацию и найдем реальные решения, тем лучше для всех», — подчеркивает Заливатский.
К слову, Москва вовсе не забывает свой «европейский» регион: к чемпионату мира по футболу ведется реконструкция аэропорта, возводится стадион, выделяются субсидии местному бизнесу, а дороги в области — одни из лучших по России.
«Это наша калининградская черта — поныть о проблемах, одним глазом при этом поглядывая на федеральный центр, — вдруг еще подкинут на бедность. Однако сам факт ежегодного увеличения населения маленькой области на несколько тысяч человек за счет внутрироссийской миграции указывает на то, что Калининград был и остается одним из самых комфортных для проживания регионов России», — резюмирует Высоцкий.