В четверг, 15 сентября, президент России Владимир Путин в компании председателя правительства Дмитрия Медведева осмотрел участок строительства Крымского моста, оценил потенциал Керчи как русских Афин и провел президиум Госсовета по вопросам развития транспортной системы юга России, на котором обсудили, что может довести инвестора до желания повеситься.
Свою очередную рабочую поездку в Крым глава государства начал с посещения горы Митридат в Керчи, куда прибыл вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым. 432 ступеньки знаменитой Митридатской лестницы гости покорять не стали, ограничившись экскурсией по местам археологических раскопок. Как рассказала им директор Восточно-крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина, ученые находят в Крыму предметы культуры и быта периода Древней Греции, скифского государства и тавров. Недавние научные экспертизы, по ее словам, подтвердили, что возраст Керчи превышает 2600 лет.
Умрихина рассказала, что много веков назад в Крыму образовались Боспорское царство и сильное скифское государство, беспрестанно конкурировавшие друг с другом. «А потом они сумели договориться, и женились цари на царях», — сказала директор музея. И тут же поправилась: «На царевнах».
Но оговорка не ускользнула от внимания Медведева. Он решил пошутить: «Раньше проще было. В смысле на царях. Это европейская версия», — с улыбкой заметил премьер.
А вот действия черных копателей, похищающих артефакты, найденные во время раскопок, Медведев осудил. «Нужно по рукам бить, потому что растащат все!» — решительно заявил премьер и пообещал «отыскать» деньги на программу музеефикации раскопок.
«Будет не хуже, чем в Афинах!» — убежденно заявила директор музея.
Полгода назад, в марте, Владимир Путин уже осматривал строительство моста через Керченский пролив. Рабочее совещание тогда проводили в обычном строительном вагончике на острове Тузла. На этот раз условия были куда комфортнее: участники Госсовета собрались в здании администрации Керчи.
Открывая совещание, президент отметил, что строительство транспортного перехода через Керченский пролив идет хорошими темпами, но, возводя мост, нельзя забывать об автомобильных и железнодорожных подходах.
Он напомнил, что в этом году на дорожное строительство в Крыму правительство выделило 18 миллиардов рублей. «Можно было бы еще добавить, но дело уже не в объемах — дело в том, как осваиваются эти ресурсы», — пояснил Путин.
К развитию инфраструктуры южного округа следует привлекать частных инвесторов. Тут Путин обернулся к главе Минтранса Максиму Соколову и заявил: «Вы такие условия инвестору способны выкатить — ему останется только веревку принести, чтоб повеситься».
Министр, который в своем выступлении предпочитал засыпать слушателей цифрами (из 7000 свай моста через пролив уже забито 2500, готово 116 опор из 595 запланированных, подрядчик получил финансирование и успевает в срок), об инвесторах молчал.
Но президент упорно возвращался к этой теме. Выяснилось, что условия сотрудничества с одной частной компанией по реализации проекта железнодорожных подходов к порту Тамань хотя и согласованы, но пока на бумаге не зафиксированы. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заверял, что благодаря вмешательству президента проблемы с разрешительными документами устранены, но оговорился, что разрешение тем не менее фактически еще не получено.
«По чьей вине?» — добивался Путин. Соколов убеждал, что Минтранс со своей стороны все выполнил, задержка — дело инвестора. «Проблема есть, если до сих пор не подписано. Нужно посмотреть на условия, которые вы предлагаете», — сомневался глава государства. Соколов, в свою очередь, настаивал, что все условия уже согласованы. В итоге контролировать ситуацию поручили губернатору.
Путин, к слову, тут же поинтересовался, почему нет ни авиационного, ни водного прямого сообщения между Сочи и Крымом. Глава Минтранса резонно заметил, что на прогулочных катерах получится «слишком большое плечо»: от Сочи до Ялты придется десять часов ехать, объяснил он, тут нужны не прогулочные, а круизные суда. Идею таких маршрутов решили проработать.
О крайне тяжелом положении транспортной сети Керчи на Госсовете с чувством рассказывал глава Крыма Сергей Аксенов. По его словам, из-за высокой транспортной нагрузки, образовавшейся после того, как Украина прекратила транспортное и железнодорожное сообщение с Крымом, дороги находятся в убитом состоянии.
«Вся транспортная сеть не ремонтировалась на протяжении 15 лет. Мы сейчас считаем объем бедствия для Керчи — предварительно эта сумма составляет около трех миллиардов рублей», — сразу назвал цифры Аксенов.
Глава Крыма подчеркнул, что протяженность улично-дорожной сети города составляет 333 километра. Выделенный 101 миллион рублей позволил отремонтировать только 39 километров. На всем полуострове в надлежащее состояние приведена лишь мизерная часть дорог. А по итогам диагностики, проведенной в 2014 году, более 80 процентов крымской дорожной сети не соответствует нормативам.
«К сожалению, сделать прогноз, насколько быстро будет разрушаться дорожное полотно, невозможно. Сейчас со стороны Севастополя тоже "поползла" дорога. Особенно летом, в жару, тяжелые транспортные средства продавили ямы на выезде из Симферополя, и надо принимать уже какие-то чрезвычайные меры. То есть выравниваем тяжелое наследие, которое нам досталось», — уточнил Аксенов.
Глава республики подробно отчитался, куда направлены и как освоены дополнительные 4,5 миллиарда рублей, выделенные на ремонт дорог (всего же на дорожную отрасль Крыма в этом году дали 13,6 миллиарда рублей). Отчитался настолько подробно, что президент наконец уточнил: «У нас задача не деньги осваивать, а дороги строить».
Закрывая заседание, Путин вспомнил, что не успел поздравить Медведева с прошедшим днем рождения. 14 сентября председателю правительства исполнился 51 год. Со словами «Это близко к тому, чем вы занимаетесь» Путин вручил ему картину художника Николая Овчинникова «В цеху». На полотне был изображен желтый гусеничный трактор и группа из четырех человек, стоящая поодаль. Картина написана маслом в 1975 году, когда нынешнему премьеру было десять лет.
«Великолепно, я люблю советских художников», — оценил позже Медведев. И со значением добавил: «В цеху же!»
Через некоторое время оба отправились на восьмой участок строительства моста. Встретились там с рабочими и услышали заверения в том, что материалы поставляются вовремя, а строительство будет завершено в срок.