Силовые структуры
00:11, 16 сентября 2016

Входной билет в Африку Зачем ЮАР и России военное сотрудничество

Илья Крамник
Фото: denel.co.za

В среду, 14 сентября, на авиабазе южноафриканских ВВС Уотерклуф близ Претории открылась выставка Africa Aerospace & Defence 2016. В выставке принимает участие и Россия — один из ведущих поставщиков оружия на Черный континент. «Лента.ру» попыталась проанализировать российские экспортные перспективы в регионе.

Другая Африка

Основной бизнес российской оборонки в Африке сосредоточен на севере: даже такие значимые поставки, как в Уганду и Анголу, не перекрывают долговременных стабильных связей с Алжиром и Египтом. В общей сложности на государства Африки южнее Сахары в последние годы приходилось лишь два процента общего объема мирового экспорта вооружений и военной техники, и примерно треть этого объема обеспечивала Россия.

Но недооценивать этот рынок не следует. Во-первых, даже эти два процента представляют собой сотни миллионов долларов ежегодно, а во-вторых, доля может вырасти как в абсолютном выражении, так и в относительном.

«На ближайшее десятилетие эксперты предсказывают рост ВВП африканских стран в среднем на три-шесть процентов. Рассчитываем, что общая стоимость ежегодных поставок российской оборонной продукции в страны южнее Сахары также вырастет. Поэтому Африка для нас — один из приоритетных и перспективных рынков», — отметил в интервью «Ленте.ру» советник гендиректора «Рособоронэкспорта» Юрий Демченко.

Точка зрения представителя «Рособоронэкспорта», сама по себе достаточно весомая, приобретает особую значимость на фоне позиции официальных лиц ЮАР. Открытие выставки совпало с двумя важными событиями: заседанием межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и приуроченным к нему первым в истории двусторонних отношений Москвы и Претории семинаром российских и южноафриканских оборонных предприятий.

Итоги этих мероприятий были подведены на брифинге в первый день работы выставки секретарем по обороне военного ведомства ЮАР Сэмом Гулубе и заместителем руководителя федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Анатолием Пунчуком. На брифинге сообщили следующее.

— ЮАР высказала заинтересованность в развитии сотрудничества с российской оборонкой как по линии возможных закупок для своих вооруженных сил, так и в целях совместного продвижения продукции на рынках других африканских государств;

— ЮАР приветствует уже налаживаемое сотрудничество, включая обслуживание и ремонт вертолетов российского производства в Африке, и хочет его расширить;

— ЮАР начала подготовку в России офицеров для своих вооруженных сил. Как отметил Сэм Гулубе, в 2015 году в Россию отправились 17 офицеров вооруженных сил ЮАР, в том числе пять летчиков. Программа подготовки состоит из двух частей — языковой и профессиональной. В дальнейшем, по его словам, объем сотрудничества по этому направлению расширится.

Что это было?

У интереса ЮАР к сотрудничеству с Россией вполне рациональная основа. Претория всерьез рассматривает все варианты дальнейшего развития своего промышленного потенциала, в том числе и в производстве вооружения и военной техники. Закупки для вооруженных сил, очевидно, не могут удовлетворить амбиции местной оборонки, и международная кооперация — вполне естественное решение в этих условиях.

При всех «но» ЮАР остается самой промышленно развитой страной Черного континента, определяющей архитектуру безопасности в южной части Африки. Промышленность ЮАР позволяет производить почти весь спектр техники, которая теоретически могла бы понадобиться африканским государствам. Однако вопрос технологического уровня остается весьма актуальным: на сегодня у ЮАР отсутствует стратегический партнер, способный передать нужный объем технологической информации.

Свои ограничения есть у подавляющего большинства стран-лидеров мирового рейтинга производителей и поставщиков оружия. Так, активно рвущийся на африканский рынок Китай сам нуждается в технологиях, и в большей части интересующих Преторию подотраслей оборонки служить источником высших компетенций не может. ЕС и США, которые могли бы сыграть эту роль, исторически не готовы открыть партнерам доступ к технологиям. В итоге Россия оказывается практически безальтернативным вариантом.

Выгоды сотрудничества для обеих стран очевидны. ЮАР получает новый импульс для развития собственного военного производства и доступ к рынкам далеко за пределами региона. Достаточно вспомнить историю семейства казахских колесных БМП «Барыс», представляющих собой лицензионную версию южноафриканских броневиков «Мбомбе». При этом четырехосный вариант «Барыса» располагает новейшей российской 57-миллиметровой артустановкой АУ-220М.

«Мбомбе» с этой установкой демонстрируется и на нынешней выставке, и это уже иллюстрация заинтересованности России. Совместные с ЮАР предприятия по производству военной техники могут сильно расширить возможности российских поставок оружия в регион. Речь может идти как о «гибридах», сочетающих разные разработки наших стран, так и о сборке (ремонте, обслуживании) собственно российской техники для африканских государств.

Наиболее интересная инвестиция — программа дополнительной подготовки офицеров ЮАР в России. В результате спустя 10-20 лет на высших военных постах в ЮАР окажется достаточно много офицеров, обучавшихся в России. Это будет означать резкое усиление возможностей России как поставщика и лоббиста.

Внешние обстоятельства

Китайский стенд на выставке украшало множество алых флагов. Однако возможности Пекина по продвижению своего оружия ограничены как недостаточной надежностью, так и общей вторичностью китайских военных технологий. Вместе с тем китайский спрос на африканское сырье обеспечивает стабильный доход для потенциальных клиентов Пекина, который они могут потратить на китайское оружие.

Другое дело, что потенциальные покупатели российского оружия в Африке на севере от ЮАР — это, за редким исключением, очень бедные страны с практически отсутствующей оборонкой. На этом рынке России действительно придется соперничать с Китаем, хорошо умеющим делать технику «для бедных».

И именно здесь России пригодится входной билет в виде сотрудничества с ЮАР — учитывая как собственно военно-технический потенциал этой страны, так и ее маркетинговые возможности в «домашнем» регионе. Нацеленность ЮАР на сохранение и приумножение потенциала своей оборонной промышленности и стремление ее компаний получить доступ на новые рынки — еще один фактор взаимного интереса.

< Назад в рубрику