В пятницу, 16 сентября, в столице Киргизии Бишкеке состоялся юбилейный саммит Содружества Независимых Государств (СНГ). Не все главы 11 республик собрались, чтобы отметить 25-летие организации и обсудить, как спасти ее от полного забвения. Но даже без Петра Порошенко российско-украинские отношения послужили причиной единственного конфликта на саммите. В остальном стороны демонстрировали полное согласие. Корреспондент «Ленты.ру» наблюдал, как политические лидеры убеждали друг друга в том, что содружество сложилось, но не вполне.
За уже достаточно долгую историю СНГ Бишкек принимает саммит в третий раз. К приезду гостей готовились традиционным для всего постсоветского пространства образом: ремонтировали трассу из аэропорта, убирали рекламные щиты и высаживали цветы на пути кортежей. В госрезиденции «Ала-Арча» построили новый дом приемов в виде юрты. Туда завезли сотни килограммов конской колбасы и семги, а также десятки килограммов радужной форели и прочих деликатесов.
Пока участников досматривали на входе (просили сложить все сумки на землю и давали обнюхать собакам), лестницу резиденции застилали алыми коврами. Несмотря на старания, начать вовремя не удалось — саммит был перенесен на два часа из-за задержки вылета Владимира Путина. Трое лидеров не явились вовсе.
Лидеры Украины, Туркмении и Молдавии традиционно отказались от участия в саммите. Украина была представлена на уровне посла республики в Киргизии, Туркмения — на уровне вице-премьера. Из Молдовы прибыл премьер-министр.
Как и в прошлом году, отсутствие президента Молдавии не было воспринято как демарш — в стране объективно непростая ситуация. Кроме того, Кишинев отказался от председательства в СНГ, которое по плану должен был получить в следующем году. В республике попросту нет денег для международных мероприятий. Эстафету подхватила Москва — российская столица примет саммит в 2017 году. Случай не уникальный в истории содружества — в 2014 году из-за войны на юго-востоке страны от проведения саммита отказалась Украина. Тогда председательство взяла на себя Белоруссия.
Кроме того, Украина и Туркменистан никогда не подписывали устав Содружества. И де-юре не являются членами СНГ. Ашхабад называет себя «ассоциированным членом» и отсутствие лидера объясняет подготовкой к конституционной реформе. Киев свой статус не обсуждает и членские взносы не платит.
Иная ситуация в Узбекистане. Республику на саммите представил не исполняющий обязанности президента Шавкат Мирзиёев, а министр иностранных дел Абдулазиз Камилов, поскольку в Ташкенте полным ходом идет подготовка к выборам. Лидеры СНГ единодушно согласились почтить память бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова. Открывая встречу в узком составе, президенты заявили о намерении принять в связи с его кончиной специальное обращение к узбекскому народу.
Как и планировалось, основным вопросом повестки стала адаптация СНГ к современным реалиям. Инициатором перемен выступил Казахстан. Астана подошла к делу прагматично и предложила обсуждать на уровне глав государств только «сильные вопросы», а также сократить численность аппаратов органов Содружества.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не раз с сожалением признавал, что в организации все пошло не так, как хотели лидеры. Надежды на общее оборонное пространство и на свободную торговлю, по его словам, не оправдались. Однако, на его взгляд, СНГ все еще «имеет право жить». В частности, как площадка для диалога.
С ним был солидарен и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Со свойственной ему прямотой он назвал итог 25-летия Содружества неутешительным. Страны прошли путь «от лучшего к худшему». И обратно, к светлым временам сотрудничества, уже не вернутся, уверен белорусский лидер.
Действительно, не все надежды оправдались, с сожалением признавал на саммите и президент Армении Серж Саргсян. Виной тому — неспособность республик прийти к общему знаменателю. Развивая идею своего коллеги Назарбаева, Саргсян предложил вывести из повестки СНГ экономические вопросы.
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев отметил, что между лидерами было много споров о том, «что делать и как быть с СНГ», но они смогли договориться. Как выяснилось, договорились не все.
Единственный открытый конфликт на саммите случился, когда слово взял представитель Украины Николай Дорошенко. Получив микрофон, он выразил свой решительный протест в связи с тем, что из-за отказа Молдавии председательство в СНГ вне очереди переходит к России. Но еще более резкую реакцию украинского посла вызвала перспектива переписи населения, которую все члены содружества условились провести в 2020 году. Если Москва учтет жителей «аннексированного» Крыма (Украина не признает воссоединения полуострова с Россией по итогам референдума — прим. «Ленты.ру»), то Киев эту перепись не признает, заявил посол.
«У меня есть две реплики, — включил свой микрофон Путин. — Во-первых, Россия ничего не аннексировала. Все, что произошло с Крымом, — результат противоправных действий определенных политических сил на Украине, которые довели дело до государственного переворота. Крым присоединился к России в результате волеизъявления людей, проживающих на этой территории, в полном соответствии с международным правом и уставом ООН».
А во-вторых, напомнил он, Украина так и не подписала Устав организации, поэтому вряд ли может вносить свои предложения по поводу работы этой структуры и порядка председательства в ней.
Несмотря на всеобщее скептическое мнение о нынешней роли СНГ, не стоит забывать, что по крайней мере в первые 15-20 лет Содружество сыграло очень важную роль для всех без исключения стран, напоминает научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин.
«Главная задача содружества заключалась в том, чтобы помочь простым людям максимально безболезненно пережить распад Советского Союза, когда множество родственников оказались по разные стороны границ, когда люди, получившие образование в одной стране, вынуждены были работать уже в другой», — говорит Притчин.
Однако с политической точки зрения все было сложнее. И привести к общему знаменателю 11 государств было непросто. Тем не менее СНГ по-прежнему может играть важную роль в интеграции на постсоветском пространстве.
«Необходима ревизия, нужно понять, какие процессы и функции оставить для этого формата, а какие вывести за его рамки», — считает Притчин. Однако отмечает, что и здесь странам будет непросто договориться. Одни, например, пожелают сохранить за СНГ экономические функции, а другим (членам Евразийского экономического союза) эти вопросы в рамках содружества уже неважны.