Каждому горожанину знакомо чувство беспокойства во время возвращения из отпуска: не влез ли кто-нибудь в квартиру? Увы, полицейская статистика констатирует: шансы стать жертвой домушников в курортный сезон резко возрастают. Но не только воры умело разделывают запирающие механизмы. Легальный потрошитель замков рассказал «Ленте.ру» о тонкостях своей профессии и способах уберечься от краж.
Андрей Фоксиков (профессиональный псевдоним героя публикации, который он использует в соцсетях — прим. «Ленты.ру») никогда не имел проблем с законом, хотя его знаний и опыта хватило бы с лихвой, чтобы обогатиться за счет добра из чужих квартир. Но у него иное призвание: он помогает в тех неловких ситуациях, когда замок не дает попасть домой хозяину.
Вместе с Андреем сидим в его автомобиле, багажник которого набит новыми замками, личинками к ним, отвертками, шуруповертами и другим добром, с помощью которого умелые ручки вскроют даже Форт Нокс. Звонок на служебный телефон мастера. Он записывает адрес, и мы трогаемся. По пути уточняет тип замочной скважины.
— Ключ крестом у вас? Как отвертка крестовая? — спрашивает Андрей у немолодой, судя по голосу, женщины. — Будем через 15 минут.
На лестничной клетке — взъерошенные жильцы двух квартир, которым не повезло остаться за общей тамбурной дверью.
— Спасибо, что так быстро, а то Адольфик терпеть устал, — говорит пенсионерка, прижимая к груди дрожащего пекинеса.
Андрей достает из увесистого саквояжа молоток, просит у хозяев ключ, сует его в личинку и резко, но деликатно ударяет по нему молотком.
— Сим-сим, откройся, — торжествующе говорит профи по открыванию дверей.
Адольфик пулей проскакивает в дверную щель прямиком к лотку. За спиной Андрея овации: на все про все ушло минуты три. Но так случается не всегда — бывает, что несколько часов приходится разбирать дверь.
Вскрывать двери нужно с умом, причем это касается не только технической части работы. Если помочь, пусть и нечаянно, войти в квартиру чужому, у легального взломщика могут возникнуть проблемы с законом. Поэтому перед тем как начать ковырять замок, слесари проверяют документы на квартиру.
— Обычно достаточно штампа в паспорте, но бывает, что документы в квартире, которую, собственно, и нужно открыть, тогда обзваниваю соседей и прошу подтвердить, что они знают клиента как жильца, — говорит собеседник «Ленты.ру».
Сталкивался Андрей и с откровенным криминалом.
— Довольно часто поступают звонки с просьбой открыть квартиру, но на вопрос о том, какое отношение клиент имеет к жилплощади, часто следует: «я снимаю», «квартира подруги», «племянник пропал», «сосед уехал — кошки голодные»... Разные жизненные ситуации бывают, но случается, что это ложь с целью попасть внутрь. Если пустить прохвостов в чужую квартиру — возникает перспектива привлечения к уголовной ответственности вместе с клиентом по статье 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища). А это до трех лет. Следствие же может «разогнать» обвинение, например, до кражи (158 УК РФ), — рассуждает Андрей.
По словам мастера, обманщиков выдает поведение. С опытом он начал отличать лукавого клиента с первого взгляда.
— Однажды меня вызвал мужчина — дескать, потерял ключи от квартиры. Приличный с виду, на дорогом автомобиле, — рассказывает Андрей. — Но как-то суетился, спешил, озирался. Я позвонил соседям. Те говорят — да, мол, знаем, проживает… Другие тоже подтвердили. Но и это не уберегло меня от неприятностей.
Вскоре на лестничной клетке появились сотрудники полиции и собственница жилья. Как выяснилось, она была замужем за клиентом Андрея, а потом выгнала его. Мужчина пытался забрать свои и, возможно, не свои вещички из квартиры бывшей, что явно не устраивало женщину. Благо все решилось полюбовно, но на учет поставили и пальцы откатали.
Еще одна проблемная категория клиентов Андрея — участники споров за квадратные метры. Зачастую у каждой из сторон, претендующих на жилплощадь, на руках есть документы, в том числе судебные.
— Поди разберись, кто прав, — продолжает собеседник «Ленты.ру». — Но с опытом я приобрел определенные познания в основных правовых аспектах, касающихся жилищных споров. Приходится помогать законным собственникам попасть на свою жилплощадь. Чаще всего такие взломы проходят в присутствии полиции или приставов.
Андрей помогает и криминалистам и оперативникам.
— Например, после квартирной кражи эксперту необходимо взять замок на исследование, чтобы установить способ проникновения — узнать, чем и как вскрыли, а для этого нужно иногда разбирать всю дверь. Тут приезжаю я, — говорит Андрей.
Еще одна статья дохода мастера — реанимация дверей после попыток проникновения преступников-профанов.
— Особенно страдают аптеки, магазины, — продолжает собеседник «Ленты.ру». — Раскурочат всю обшивку, погнут защиту, искромсают ручку… Но вскрыть дверь, даже простую, до приезда полиции не успевают.
По его словам, от таких воришек можно застраховаться, поставив прочную броненакладку на замок, которая надежно закрывает ручку и не дает вырвать с ходу цилиндр замка. Ну, и надежная личинка с высокой секретностью тоже создаст ворам дополнительные проблемы.
— Специальному сплаву металлов не страшны примитивные инструменты вора-вандала, крепление надежное — даже спецу придется повозиться, — говорит Андрей.
Другое дело — виртуозы отмычек.
— Сталкивался с результатами работы грузинских воров, которые традиционно славятся своей школой квартирного воровства, — говорит замочный мастер. — Эти заберутся и в покои английской королевы, если надо. Такие профи работают по наводке. Даже элитные двери, одна личинка которых стоит полсотни тысяч рублей, открывают. Причем без царапин. Даже полицейские криминалисты не могут ответить, как им это удается.
Существует, по словам Андрея, два продвинутых способа открывания чужих дверей, которые стоят на вооружении у серьезных квартирных воров: бампинг и самоимпрессия.
Бампинг, говоря скучным языком механики, это метод вскрытия замка путем передачи кинетической энергии штифтам личинки.
— Воры берут специальную универсальную заготовку под однородные модели замков, зубчики или впадины которого заточены под один уровень, суют его в щель и бьют, например молотком, — рассказывает премудрости работы медвежатника мастер. — В момент удара штифты выстраиваются из-за вибрации, и цилиндр проворачивается. В современных замках существует защита от таких хитростей — антибампинг. Специальные телескопические пины в замке не дают штифтам при ударе встать в положение «открыто».
Для бампинга используются даже специальные приспособления — пистолеты, создающие вибрацию. Причем эти вещи злоумышленники достают через интернет, чаще всего из-за границы. Если бампинг — это угроза для цилиндрических замков, то гроза сувальдных механизмов — самоимпрессия.
— Тут без импорта не обойтись, метод требует наличия ювелирного инструмента, — говорит Андрей. — Это своего рода смарт-отмычка: подвижные упругие зубчики инструмента после нескольких умелых движений преступника принимают нужную форму, после чего секрет поддается провороту.
Приспособления попадают в Россию из Европы и стран СНГ. Информации в сети об этих инструментах и их изготовителях предостаточно, однако борьба с реализацией приспособлений ведется вяло.
Услуга законного вскрытия — дело прибыльное, так как приезд мастера стоит от двух тысяч рублей. Как следствие — сфера наполнилась случайными работниками. По словам Андрея, чаще всего это гастролеры-дилетанты из ближнего зарубежья.
— У людей нет специального образования, опыта работы, поэтому они, как правило, портят двери клиентам, — говорит Андрей. — По телефону человеку называют одну цену, а потом счет увеличивается в три-четыре раза. «Мастер» объясняет это сложностью работы. И ему платят... А куда деваться, человеку домой хочется. Неоднократно приходилось переделывать за такими горе-мастерами работу. А спросить с таких «самоделкиных» проблема: трудятся вахтовым методом, спят в машинах, сегодня здесь — завтра там.
В группе риска — пожилые люди, которые не ориентируются в ценовом диапазоне на расходные материалы. Был случай, когда недобросовестный мастер за 70 тысяч установил замок, цена которому в базарный день 2 тысячи целковых.
— После приезда родственников, понимающих, что к чему, пострадавшие обратились в полицию с заявлением о мошенничестве, но, как говорится, ищи ветра в поле, — вспоминает Андрей.
Главная опасность обращения к случайному «замочнику» — угроза квартирной кражи. Ненадежный слесарь может скопировать ключ от только что установленного механизма (или оставить себе один из связки). Поэтому Андрей советует обращаться в проверенные конторы с хорошими отзывами и реальным юридическим адресом или в инженерную службу коммунальщиков.
Недобросовестных конкурентов Андрей упрекает и в навязчивой рекламе, которая портит имидж профессии в целом: «Приезжие мастера из Брянска, например, взяли моду клепать печати в каждом подъезде со своими телефонами и фирменной надписью "взлом замков". Этими штампами загажены многие подъезды и лифты Москвы. Реклама прямо в точку, согласен, но не противоречит ли это закону?»
Чтобы подстраховаться от незваных гостей на 99 процентов, нужно комбинировать уровни защиты. То есть ставить сигнализацию, а в дополнение к ней — сейф.
— Сейф нужно надежно крепить к стене, — рекомендует Андрей. — Даже если преступник проникнет в охраняемое жилище, ему не хватит времени его вскрыть — для этого требуется как минимум 10-15 минут. А за это время приедут даже самые нерасторопные полицейские.
Если выбирать между цилиндрическим и сувальдным замками, Андрей советует выбирать второй вариант.
— У цилиндрических замков слабое место находится по центру, в нижней части, поэтому часто преступникам удается его просто выломать в месте крепежа, — говорит Андрей. — Сувальдный, «бабочка» в простонародье, в этом плане понадежнее. Один оборот — один секрет, второй оборот — второй.
Недавно на отечественном рынке появились «говорящие замки». Их особенность — встроенный GSM-сигнализатор с SIM-картой, который через 30-40 секунд после попытки вскрытия замка автоматически посылает тревожные СМС или звонит на заданный номер. Это может быть сигнал на пульт охраны или на мобильный телефон владельца жилья.
«Обычные системы сигнализации срабатывают лишь после того, как злоумышленник открыл дверь и проник в помещение. "Говорящие замки" действуют иначе — они посылают тревожный сигнал практически сразу после начала взлома. При этом сами замки очень надежны, на их вскрытие всеми известными способами уходит от 30 до 60 минут. За это время правоохранительные органы почти наверняка успеют приехать на место событий и задержать злоумышленника», — говорит один из разработчиков технической новинки Владимир Гаврилов.
По мнению специалиста, у новых устройств несколько плюсов. Во-первых, не все готовы оборудовать квартиру охранной сигнализацией. «Говорящие замки» легко решают эту проблему: сигнал о взломе поступает напрямую владельцу жилья, а дальше он волен поступать так, как считает нужным. Кроме того, по габаритам защитные ноу-хау соответствуют советским замкам 15-20 летней давности, срок эксплуатации которых давно подошел к концу. Поэтому, считают разработчики, посылающие тревожный сигнал устройства вполне могут получить массовое распространение.