В США разразился громкий банковский скандал. Еще все помнят о массовых финансовых махинациях в кризис конца нулевых, завышенных бонусах для крупных банкиров, манипуляциях ставками и уходе от налогов. Теперь выяснилось, что крупный банк Wells Fargo систематически, на протяжении многих лет или даже десятилетий, совершал незаконные операции со счетами клиентов, зарабатывая на этом миллионы. Топ-менеджеры банка отказались брать на себя ответственность, переведя стрелки на рядовых сотрудников.
Wells Fargo, в отличие от других крупных игроков финансового рынка, фокусируется на классических банковских услугах. То есть на займах физическим и юридическим лицам. На рынке ценных бумаг, в сравнении с Citigroup или JP Morgan, банк практически незаметен. И его штаб-квартира находится не в Нью-Йорке, а на западном побережье, в Сан-Франциско.
На фоне скандалов, сотрясавших финсектор США почти непрерывно в течение последних 10 лет, Wells Fargo выглядел банком чистым, не замешанным в каких-то сомнительных историях. Кризис 2007-2009 годов он пережил практически безболезненно, поскольку свел до минимума практику рискованного кредитования и применения сложных биржевых инструментов. Неслучайно Wells Fargo — любимый банк миллиардера Уоррена Баффета, решившего в 2009 году вложить в него несколько миллиардов долларов.
Стопроцентной стерильности банку добиться все же не удалось. Менее месяца назад Wells Fargo пришлось заплатить около 4 миллионов долларов штрафа за урегулирование дела по начислению спецвыплат по студенческим кредитам. Принимая взносы от студентов, банк не предоставлял всей необходимой информации по состоянию счета и тем самым лишал клиентов возможности минимизировать расходы. За что и был наказан.
Но это мелочь на фоне того, что вскрылось в сентябре. В результате расследования в Бюро защиты потребителей финуслуг США пришли к выводу, что на протяжении многих лет Wells Fargo без ведома клиентов открывал на их имя счета (по разным сведениям, от полутора до двух миллионов) и выпускал кредитные карты (более 500 тысяч штук).
Разумеется, деньги за услуги, о которых потребители ничего не ведали, списывались с вполне реальных счетов. В данный момент потери клиентов оцениваются в пять миллионов долларов. Но сумма по ходу расследования наверняка вырастет.
Уголовных дел пока не заведено: бюро не обладает соответствующими полномочиями. Тем не менее все необходимые документы уже переданы в прокуратуру и другие компетентные структуры. Банку выписали штраф в 185 миллионов долларов, с чем тот поспешно согласился.
Однако в сравнении с потерями в рыночной капитализации это почти ничто — акции компании подешевели почти на 15 процентов, а это более 30 миллиардов долларов. Убытки Уоррена Баффета — около полутора миллиардов долларов.
Генеральный директор кредитной организации Джон Стампф немедленно сделал «организационные выводы», уволив сразу 5300 человек (примерно каждого пятидесятого сотрудника). Но ни одного топ-менеджера среди них не было — только мелкие клерки и их непосредственное начальство.
Между тем крайне сомнительно, чтобы рядовые работники банка вдруг сговорились и развернули махинации такого масштаба. Поэтому американская публика сейчас, как говорится, «ждет посадок», причем куда более серьезных фигур, чем простые офисные служащие.
Стампф уже заявил: «У банка не было намерения причинить кому бы то ни было ущерб». Информация, поступившая от сотрудников кредитной организации, свидетельствует об обратном.
Так, New York Post цитирует высказывания некоторых бывших служащих банка: «Я видел, как люди получали повышение за то, что они были готовы делать все то дерьмо, которое не должны были делать», «то, на чем банк поймали, было секретом Полишинеля — этим занимался практически каждый».
Один из специалистов кредитной организации, не нарушавший закон, утверждает, что даже надеяться не мог на то, что заработает для банка столько же, сколько приносили люди, промышлявшие сомнительными операциями.
Скорее всего, все началось до прихода Стампфа в 2007 году. Бывшие сотрудники банка на условиях анонимности говорят о подозрительности операций еще 2004 года. В любом случае нарушения носили системный характер и связывать их со злой волей отдельных клерков было бы странно. Судя по всему, руководство либо просто закрывало глаза на происходящее, либо и вовсе активно поощряло нарушителей.
Одним из возможных виновников махинаций в прессе называют Кэрри Толстедт, которая до недавнего времени руководила потребительским подразделением банка. Буквально за пару месяцев до объявления первых итогов расследования она оставила свой пост c «золотым парашютом» — 124 миллиона долларов в виде разнообразных выплат и бонусов, в том числе опционов на акции банка. Хотя она ничего не сделала, чтобы пресечь махинации, Стампф назвал ее «героем наших клиентов». Не исключено, что банк частично вернет средства, доставшиеся Толстедт, но пока никаких решений по этому вопросу не принято.
Всемирно известный драматург Бертольд Брехт когда-то задался вопросом: «Что такое ограбление банка по сравнению с основанием банка?» Сейчас этот вопрос как никогда актуален. Волна скандалов, прокатившихся по глобальной финансовой индустрии в последние десять лет, показывает, что ущерб, нанесенный экономике нечистоплотными банкирами, куда больше, чем обычные грабежи банков.
Глобальный кризис, из-за которого чуть не рухнула вся мировая экономика, начался с краха рынка производных финансовых инструментов, принцип работы которых в полной мере не понимали даже их создатели. В стремлении заработать побольше банкиры пошли на невиданные риски, что и привело к закономерному фиаско. Ответственности за это, однако, никто не понес.
Благодаря многомиллиардной государственной помощи, спустя несколько лет после кризиса банки вернулись к тому, что американцы называют business as usual. Хотя призывы судить топ-менеджеров крупнейших банков или хотя бы ужесточить регулирование звучали не раз.
Интересами клиентов и деловой этикой продолжали пренебрегать, как, например, в истории с манипуляцией кредитной ставкой LIBOR, от которой зависит весь мировой финансовый рынок.
История с Wells Fargo выделяется тем, что от нечистоплотности банкиров пострадали обычные люди, из которых систематически выжимали лишний цент для улучшения показателей как своих сотрудников, так и банка в целом. Ведь за массовое открытие счетов работники (неважно какого уровня) получали прибавку к жалованию, а банк — красивые цифры в отчете, свидетельствующие о росте бизнеса.