Спустя сутки после единого дня голосования выяснилось, что на некоторых участках выборы могут быть отменены из-за нарушений. Таких участков всего несколько, но жалоб от участников избирательного процесса было много. «Лента.ру» выяснила, откуда берутся массовые претензии и что за ними стоит.
В понедельник результаты выборов в Госдуму отменили на одном из участков в Ростове-на-Дону: в сеть попало видео с попыткой вброса бюллетеней в урну. Как пояснил председатель областного избиркома Сергей Юсов, итоги голосования признали недействительными и возбудили уголовное дело по статье «фальсификация» против секретаря участковой избирательной комиссии. Представители УИК, по словам Юсова, «пытались саботировать и всячески затягивать начало подсчета».
Была информация и о вбросах на двух других ростовских участках, но она не подтвердилась, рассказал глава областного избиркома.
Кроме того, результаты признали недействительными на участке в Нижегородской области. Как заявила председатель ЦИК Элла Памфилова, допущены нарушения, которые не позволяют «с достоверностью установить факты волеизъявления избирателей».
То же самое произошло в Белгородской области, где после ухода наблюдателей в урны вбросили бюллетени. Прокуратура проводит проверку по этому случаю, отмечала Памфилова.
Фиксировались и небольшие ЧП — в Дагестане, к примеру, пришлось аннулировать результаты на разгромленном участке. Но на этом список серьезных инцидентов практически исчерпывается.
«Ни одного крупного, серьезного нарушения не зафиксировано», — подводит итоги выборов политолог Олег Матвейчев. Он подчеркивает, что несколько участков, по которым отменяются итоги — «это капля в море в масштабах всей страны». «По данным международных наблюдателей, МВД и избирательных комиссий нарушений в разы меньше, чем на выборах 2011 года», — говорит эксперт.
И поясняет, что большая часть жалоб и сигналов, поступающих в избиркомы, это либо «вообще фейковые претензии», либо результат недоразумениий. Так, в рамках этой кампании избиратели неоднократно обращались в ЦИК, заметив агитацию, якобы расположенную слишком близко к участкам. Впоследствии выяснялось, что материалы размещены на расстоянии, разрешенном законом.
Самые активные жалобщики — коммунисты. СМИ сообщают, что КПРФ направила в ЦИК примерно тысячу жалоб. Больше всего претензий поступило от партийцев из Москвы, Новосибирска и Приморья. А в Саратовской области дело и вовсе едва не обернулась скандалом.
Как рассказал секретарь областного избиркома Александр Бурмак, в единый день голосования в комиссию поступили 73 обращения, причем 61 — от коммунистов. По его словам, обращения «в основном содержат однотипные жалобы, которые в большинстве своем не подтверждаются в процессе рассмотрения».
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявлял, что наблюдателей от партии массово не допускают на участки. В то же время, по сведениям облизбиркома, на участках в Саратовской области работали больше тысячи членов комиссии и не меньше трехсот наблюдателей от КПРФ и ее кандидатов.
Некоторые вели себя агрессивно, говорит Бурмак. «По имеющимся у нас сведениям, член комиссии с правом решающего голоса от КПРФ был по какой-то причине недоволен работой комиссии, но, не объясняясь, мешал считать бюллетени, после чего, по словам председателя, набросился на нее, оставил синяки. По нашей информации, она готова обратиться в медицинские службы для проверки здоровья», — отметил секретарь избиркома.
О своем недовольстве ходом и результатами голосования коммунисты сообщили загодя, говорят участники избирательного процесса и эксперты. «Насколько я знаю, в Саратовской и Нижегородской областях заранее распространяли пачки жалоб с уже вписанными готовыми нарушениями», — рассказывает политолог Матвейчев. По его данным, получившим такие документы коммунистам в день выборов нужно было просто подписать и отправить в избирком свою копию, чтобы создать видимость большого числа обращений и жалоб на нарушения.
Эту версию подтверждает и секретарь облизбиркома. Александр Бурмак отмечает, что большинство обращений от КПРФ «написано как под копирку, с одним и тем же текстом».
«Сложилось впечатление, что работу с избирателями в предвыборную кампанию они решили заменить попытками доказать, как их якобы всюду ущемляют, — оценивает тактику коммунистов глава совета регионального отделения партии "Родина" Владимир Фадеев. — На деле же — заранее подготовленные провокации и откровенно хамское отношение по отношению ко всем участникам голосования».
Конкуренты коммунистов такой «жалобной» активности не проявляют. Так, «Справедливая Россия» направила всего одно обращение по поводу Саратовской области, ЛДПР и «Яблоко» — по два.
Ближайшие соперники коммунистов по числу голосов, ЛДПР и «Справедливая Россия», несмотря на отдельные замечания, результатами вполне удовлетворены. «Мы выборы признаем и оцениваем положительно», — заявил лидер либерал-демократов Владимир Жириновский. Эсеры отметили, что не подвергают итоги сомнению — нет оснований.
Оппозиционные непарламентские партии тоже ничего не оспаривают. Дмитрий Вовчук из совета ассоциации «Гражданский контроль» сообщил, что, например, в Алтайском крае оппозиционные кандидаты, включая Владимира Рыжкова, признают выборы, хотя сами указывали на отдельные нарушения.
«Если бы все шло по сценарию открытого давления или подыгрывания той или иной стороне, то, безусловно, с выборов снимались бы кандидаты или партии, — говорит Олег Матвейчев. — Таких оппозиционных кандидатов, как, скажем, Мария Баронова или Владимир Рыжков, можно рассматривать камертоном выборов, они могли бы [в случае серьезных нарушений] заявить, что не хотят в этом участвовать, и выйти из гонки. Но никто так не поступил. Это свидетельствует о том, что все согласны, все было по правилам».
КПРФ высказывает недовольство результатами выборов не первый раз. В 2011 году коммунисты также распространяли заявления о непризнании итогов голосования и требовала отменить их там, где якобы зафиксированы «грубые нарушения выборного законодательства». Но ни тогда, ни сейчас никто из коммунистов не решился выйти из избирательной гонки или сдать полученный думский мандат.
Глава ЦИК Элла Памфилова, впрочем, готова выслушать претензии. Она заверила, что встретится с лидерами партий и обсудит возможные нарушения, но при обязательном условии — обсуждать необходимо только конкретные факты. «Сейчас, естественно, наступает период, когда все недовольные теми результатами, которые есть... у них сейчас есть полная возможность, шанс прийти к нам той информацией, которая подтверждает их недовольство», — заключила Памфилова, посоветовав запастись веской аргументацией и доказательствами.