В Ливии завершается битва за город Сирт — один из главных форпостов «Исламского государства» (ИГ; террористическая организация запрещена в России) в этой стране. Сражение началось 12 мая, и последние четыре месяца войска Правительства национального согласия при поддержке американской авиации и британского спецназа шаг за шагом очищали город от исламистов, захвативших его в прошлом году. В понедельник, 19 сентября, армия начала наступление на последний квартал, контролируемый ИГ. Для обеих сторон лежащий в руинах город имеет стратегическое значение: он не только блокирует дорогу между двумя столицами — Триполи и Бенгази, но и является крупнейшим хабом для переброски гашиша в Европу. Тот, кто владеет Сиртом, получает налог с наркоторговли.
Торговля гашишем в Средиземноморье — древний и почтенный бизнес. Крупнейшим экспортером издавна является Марокко. Хотя в королевстве продажа наркотиков категорически запрещена, полиция смотрит на нее сквозь пальцы: нелегальный экспорт гашиша — один из крупнейших источников валюты в королевстве. Наркотиком (его в Марокко именуют киф) торгуют с рук и на базарах, им не брезгуют чиновники и члены королевской семьи.
Производство гашиша давно превратилось в семейное дело. По данным ООН, около 80 тысяч семей, проживающих в Рифских горах на севере страны, занимаются выращиванием конопли. Каждая семья ревностно блюдет технологию, производители ставят на готовую продукцию индивидуальные клейма, хорошо знакомые оптовикам и розничным потребителям.
До недавнего времени гашиш попадал в Европу по отлаженному морскому маршруту через Гибралтарский пролив. Путь от марокканского берега до испанского на быстроходной моторке или гидроцикле занимает чуть больше получаса. Обычный груз наркокурьера составлял около 100 килограммов — оптовики скупали его по 70 тысяч евро, в розничной продаже цена могла достигать миллиона.
Так продолжалось до 2007 года, когда испанские пограничники решили положить конец контрабанде. В течение года все удобные пункты высадки на южном побережье оснастили видеокамерами, после чего старый и проверенный маршрут постепенно пришел в упадок. Марокканские экспортеры начали искать новые торговые пути — и тут, на их счастье, в Ливии началась гражданская война. После свержения в 2011-м режима Каддафи эта страна превратилась в «серую зону», где многочисленные банды, группировки и племена сражаются за контроль над нефтяными месторождениями и торговыми путями.
В апреле 2013-го итальянская морская охрана перехватила в международных водах к югу от Сицилии возле островка Пантеллерия сухогруз Adam под флагом Коморских островов. На его борту обнаружили 15 тонн гашиша — небывалый улов для итальянских пограничников. Для хранения этого груза даже не нашлось места в полицейском управлении города Трапани, куда отконвоировали судно, — пришлось арендовать отдельный склад.
Команда — шесть сирийцев — категорически отрицала, что знала о том, что перевозила гашиш стоимостью 150 миллионов евро. По словам моряков, на Кипре на судно загрузили четыре контейнера с мебелью (итальянские спецслужбы подозревают, что в них на самом деле находилось оружие) для ливийского Бенгази. После этого Adam направился в Марокко. В порту Касабланки к его борту подошли быстроходные лодки, и находившиеся в них люди попросили команду перевезти 591 пластиковый мешок с гуманитарной помощью для сирийских детишек. Разумеется, добросердечная команда согласилась.
Adam стал первым из 20 кораблей, захваченных в ходе операции «Мар де Фондо», разработанной и осуществленной совместно спецслужбами Италии и Испании. В общей сложности к декабрю 2015 года было перехвачено 280 тонн гашиша розничной ценой 2,8 миллиарда евро — почти половина всего гашиша, изъятого в Европе за этот период. Своеобразным рекордсменом стало судно Aberdeen, перевозившее груз стоимостью 420 миллионов евро. При этом итальянские и испанские таможенники отмечали: все перехваченные суда шли практически пустыми, перевозя лишь ничтожный по весу и объему груз наркотиков.
Но потом пограничникам внезапно перестало везти: с начала 2016-го не было арестовано ни одного судна с наркотиками. Сперва Рим объяснил это успешными действиями правоохранительных органов: дескать, контрабандисты, поняв, что на море им ничего не светит, изменили маршрут переброски гашиша, перенаправив его через Египет на Балканы. В царящем в регионе хаосе, связанном с миграционным кризисом, сделать это было несложно. Но в марте 2016 года «балканский маршрут» закрылся, а наркотики из Марокко по-прежнему попадались полицейским по всему Апеннинскому полуострову. Стало понятно, что гашиш, как и раньше, поступает в Италию, просто стражам порядка не удается перехватывать контрабандистов на подступах к границам страны.
Два десятка задержанных судов — лишь малая часть огромного «призрачного флота», бороздящего Средиземное море с грузом оружия, наркотиков и беженцев. Эти старые корабли, как правило, ходят под «удобным флагом», а их компании-операторы (и владельцы) зарегистрированы в офшорах. Среди капитанов и членов команд — граждане практически всех приморских государств, среди владельцев — выходцы из Сирии, Румынии, Ливана.
Контрабанда в деятельности этих компаний сплетается с легальным бизнесом — те же суда, которые сегодня перебрасывают наркотики из Ливии или патроны с Украины, завтра могут перевозить цемент, станки, дерево, скот или пшеницу. А послезавтра, нагруженные беженцами (пять тысяч евро за каюту, место в трюме дешевле), они швартуются в европейских портах. Как правило, в отличие от перегруженных лодок сухогрузы не тонут и не переворачиваются в бурном море, и людей с них не спасают при вспышках фотокамер. Все происходит куда более буднично.
В декабре 2014 года итальянская береговая охрана перехватила у побережья Сицилии судно Merkur1 под флагом Молдавии с 600 беженцами на борту. Несколькими днями позже в Ионическом море корабли Frontex (агентство Европейского союза по безопасности внешних границ) обнаружили молдавский сухогруз Blue Sky M с 970 беженцами, брошенный командой, а 2 января 2015 года там же нашли дрейфующее грузовое судно Ezadeen под флагом Сьерра-Леоне с 359 мигрантами.
В большинстве подобных случаев концы найти не удается: владелец не несет ответственности за действия оператора — как правило фирмы-однодневки. Даже если судно уходит с аукциона, оно покупается за копейки компанией, возникшей из ниоткуда, и снова ставится на привычный маршрут. Тот самый Adam, с которого началась операция по борьбе с гашишем, спустя полтора года снова попал в сводки новостей: переименованный в Zain, он был задержан итальянской береговой охраной с 400 беженцами на борту.
Европейские журналисты попытались проследить судьбу одной такой компании-однодневки — IMS Hellenic. В июле 2014-го находившийся в ее управлении сухогруз Zakmar был арестован у побережья Лампедузы с семью тоннами гашиша, в середине ноября грузовое судно Captain Samin было обнаружено у сицилийского побережья с 600 беженцами на борту, а в сентябре следующего года береговая охрана Крита нашла на борту Haddad1 пять тысяч винтовок. В порту Пирей, где по документам находилась компания, о ней ничего не слышали, а Маршалловы острова, где она была зарегистрирована, отказались раскрывать информацию о своем резиденте.
У судов «призрачного флота» есть одна общая черта: многие из них регулярно заходят в ливийские территориальные воды или порты, зачастую находящиеся под контролем «Исламского государства». Как предполагают европейские спецслужбы, ливийские исламисты обеспечивают переправку наркотиков в Европу, взамен облагая торговцев налогом. Полученные деньги идут на финансирование боевых операций.
За последние годы Ливия превратилась в крупнейший центр переправки гашиша в Европу, где враждующие стороны сражаются за контроль над городами-хабами, стремясь получить контроль над денежными потоками от наркоторговли. К примеру, Сирт является важным перевалочным пунктом на пути перевозки гашиша из марокканской Касабланки в ливийский Тобрук, и боевики сражаются за него до последнего.
Как заявляет национальный прокурор Италии по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Франко Роберти, мафия, особенно на юге страны, работает в тесной связке с исламистами. По оценкам правоохранительных органов, в общей сложности мафиози получают от незаконной торговли наркотиками около 32 миллиардов евро в год. Сама Италия, утверждает Роберти, превратилась в крупный рынок наркоторговли: по последним данным, около 3,5 миллиона граждан страны регулярно употребляют каннабис в той или иной форме.
Согласно полицейским отчетам, розничная торговля гашишем находится в руках мелких нигерийских банд, состоящих из иммигрантов и работающих под строгим контролем боссов коза ностра. Спецслужбы утверждают, что многие распространители наркотиков увлечены радикальными идеями и становятся отличным вербовочным материалом для ИГ.
Непонятно, как бороться с этим злом. Недавно группа итальянских парламентариев предложила декриминализировать в стране торговлю и употребление гашиша — по мнению народных избранников, это лишит мафию и исламистов существенного источника дохода. Законопроект поддержали прокуратура и полиция. Если он будет принят, Италия получит самое либеральное наркотическое законодательство в Европе.