Вся жизнь Мстислава Запашного прошла в служении его величеству Цирку и одновременно прочно связала несколько эпох циркового искусства. Трудно поверить, но судьбу этого человека предопределил сам Иван Поддубный. Именно великий борец привел на цирковую арену его отца, Михаила Запашного, тогда еще молодого портового грузчика из Ейска. Великого атлета покорила былинная мощь парня, а может быть, воспоминания о собственной юности…
Михаил Запашный под псевдонимом Орленок (дело было сразу после Гражданской войны) стал постоянным участником борцовских цирковых турниров, а потом начал осваивать и различные силовые номера. Там же в цирковых кулисах он встретил свое счастье — жонглера-акробатку Лидию Томпсон. Там же, как говорят, «в опилках», у них родились пятеро детей.
Первым страшным испытанием в жизни молодых Запашных стала война, которая застала их в Ленинграде. Отец и старший брат ушли на фронт, мать была на гастролях и в осажденный город вернуться уже не смогла. Как удалось Анне Макаровне в страшную блокаду уберечь детей, двое из которых были еще совсем маленькими, знает только она. Потом была Дорога жизни, полуголодное Поволжье, но теперь рядом уже была мама и надежда на победу.
А еще был цирк. Отец не хотел чтобы его дети продолжали семейную традицию, но судьба распорядилась так, что они росли рядом с манежем и выбора у них не было. Вальтер, которому шел семнадцатый год, и Мстислав, которому еще не исполнилось семь, поставили свой первый номер «Юные акробаты» и стали полноценными артистами цирка и кормильцами большой семьи. Кстати, репетировать они начинали в саратовском бомбоубежище.
Следующим испытанием, уже после войны, стала поездка в Одессу и добровольная служба в армии. Вальтера призвали, а Мстислав решил последовать за братом и партнером по выступлениям. Их определили в ансамбль песни и пляски Одесского военного округа, где одиннадцатилетний мальчишка стал своего рода сыном полка. Зато узнал армейскую дисциплину и прошел серьезный курс пластики и хореографии, что очень пригодилось ему впоследствии.
50-е — время большого признания коллектива братьев Запашных. Их номер «Акробаты-вольтижеры» стал настоящим явлением, был удостоен четырех золотых медалей на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Младшие Мстислав и Игорь взлетали на руках у старших братьев Сергея и Вальтера, безукоризненно выполняя умопомрачительные и опасные акробатические трюки.
Но почивать на лаврах Запашным пришлось недолго. И по объективным причинам — братья росли, и в силу неукротимого характера им нужны были новые вызовы и рубежи. В 1964 году Мстислав поставил удивительный номер — «Акробаты-вольтижеры на лошадях». С одной стороны, он творчески развил успешные семейные акробатические наработки, с другой — соединил ранее несовместимые жанры. Номер стал откровением, прорывом в цирковом искусстве, открыл новое эклектическое направление в довольно консервативном цирковом мире и, естественно, взял рекордное количество всевозможных международных призов и медалей.
Это был триумф братьев Запашных и последняя их совместная работа. Далее их пути разошлись. Вальтера и Мстислава увлекла дрессура, причем с самыми что ни на есть настоящими и самыми опасными хищниками — тиграми. Но таковы уж традиции этой семьи — полутона здесь не в почете.
И снова Мстислав пытается соединить несоединимое, и снова ему это с блеском удается. В 70-е он свел вместе на арене непримиримых врагов — тигров и слонов. Дрессировщик бросил вызов не только законам жанра, но и самой природе, где эти животные — смертельные враги. Хищные тигры у него прыгали на спины травоядных слонов, а те оставались на месте. Затем уже слон хоботом «наказывал» полосатых за шалости, и могучие кошки спокойно это принимали. Программа «Слоны и тигры» стала откровением уже в мировом масштабе. Никто и никогда ничего подобного не делал. Но таков уж был Мстислав Запашный: его интересовало развитие циркового искусства в целом, новые направления, тенденции. Рамки конкретного номера, пусть даже самого выдающегося, он перерос.
И логично, что следующим шагом стала цирковая режиссура. Не постановка отдельных номеров, а создание целостного спектакля. Традиционно цирковое представление состояло из набора не связанных друг с другом номеров, Запашный же решил связать их единой смысловой канвой, создать спектакль, где цирковое искусство будет способом выражения режиссерской мысли. Так появился героико-исторический цирковой спектакль «Спартак», возможно, апогей развития советского циркового искусства и новый триумф Мстислава Запашного.
Следующий шаг мастера выглядел логичным, но оказался шагом в темноту. В постперестроечные годы Мстислав Михайлович стал или был вынужден больше внимания уделять вопросам хозяйственным и организационным. Он возглавил сочинский цирк, а потом и весь Росгосцирк. Но даже великий артист и режиссер не всегда становится хорошим чиновником. Эта работа отняла у мастера много сил и принесла мало славы и удовлетворения. В последние годы он вернулся к творчеству и, хотя сам на арену уже не выходил, ставил представления для своего сына Мстислава Мстиславовича — продолжателя традиций славной семьи Запашных.
Без сомнения, Мстислав Михайлович это легенда цирка. Атлант, держащий свод великих традиций. И, одновременно, новатор — создатель нового современного искусства. А еще это был Человек с большой буквы. Сильный, волевой, в то же время отзывчивый и великодушный. Дрессировщик не может быть добреньким, но обязательно должен быть справедливым.
Он дружил с огромным количеством замечательных людей, а они гордились общением с ним. Многим помогал. Мстислав Михайлович ушел, немного не дожив до своего восьмидесятилетия. И спасибо ему за то, что оставил столь яркий след.