В четверг, 22 сентября, журнал «Вопросы экономики» опубликовал статью председателя правительства Дмитрия Медведева «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики». В ней премьер рассказал о причинах кризиса, доверии к рублю, «голландской болезни», вреде популизма, а также о том, как страна успешно борется с трудностями. «Лента.ру» приводит ключевые тезисы статьи Медведева.
Нынешний кризис обусловил нарастание нестабильности мировых рынков, функционирование которых существенно отличается от того, что было принято на протяжении предшествуюших десятилетий. Сформировался глобальный финансовый рынок, способный почти мгновенно перемещать по миру огромные суммы денег. Но не сформировалась адекватная ему система глобального регулирования.
Важнейшей особенностью современного этапа развития (и современного кризиса) становится политизация экономической жизни, особенно на международном уровне. Рынки все больше подчиняются политическим законам в ущерб законам экономики. Политический фактор все активнее вмешивается в экономическую политику, подчас подменяя собой рыночную конкуренцию. Разного рода санкции — лишь наиболее наглядное проявление этого тренда.
В конце 2014 года нам предрекали катастрофу, а один известный политик утверждал, что российская экономика будет «порвана в клочья». Нам пророчили неуправляемый бюджетный кризис, срыв в инфляционную спираль и длительное падение рубля, продолжительный и глубокий спад производства, скачок безработицы. В общем, катастрофический сценарий.
Вместо реализации внешне популярных, но безответственных предложений, мы занялись систематической работой по противодействию шокам и одновременно формированию условий для обновления экономической системы. Результаты оказались лучше большинства прогнозов. Мы выстояли потому, что удалось сформировать систему антикризисных мер, позволившую не допустить неконтролируемого развития ситуации.
Мы сохранили фундамент для обеспечения макроэкономической стабильности. Бюджет, хотя и не без потерь, справляется с теми тяжелыми вызовами, которые ставит перед ним внешнеэкономическая конъюнктура. Меняется структура доходов бюджета. Доля доходов, не связанных с нефтью и газом, составляет почти 60 процентов. Это уже совсем другая экономическая модель.
Своевременные решения о переходе к инфляционному таргетированию позволили сохранить золотовалютные резервы и обеспечить устойчивость денежной системы. Инфляция неуклонно снижается и по итогам года не превысит шести процентов. А целевой ориентир в четыре процента, еще недавно многим казавшийся фантастическим, приобретает реальные очертания.
Несмотря на колебания валютного курса не произошло ни бегства вкладчиков из банков, ни конвертации средств в иностранную валюту: в депозитах населения доминирующим остался российский рубль. За 2015 год объем вкладов населения увеличился на 20 процентов.
На протяжении длительного времени мы сетовали на «голландскую болезнь» — снижение эффективности и конкурентоспособности внутреннего производства из-за укрепления курса национальной валюты. Теперь «голландская болезнь» ослабла.
Результатом стал рост конкурентоспособности и, соответственно, производства в ряде отраслей. В их числе металлургия, химическая промышленность, отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевые продукты, одежда и обувь), сельское хозяйство, отдельные подотрасли машиностроительного комплекса и фармацевтика.
Но все стабилизационные меры не могут пока компенсировать главного проявления кризиса — падения благосостояния россиян. И хотя нам удалось не допустить скачка безработицы — не только в сравнении с 90-ми годами, но и с 2009 годом, когда безработица превысила девять процентов против нынешних менее шести процентов — за последние два года люди стали беднее. Снизились реальные располагаемые доходы, сократилась реальная зарплата.
Мы пошли на значительное расширение социальной поддержки. Эта статья расходов бюджета росла быстрее, чем расходы по большинству других направлений. Социальная поддержка будет постоянно в центре внимания правительства, хотя мы хорошо понимаем, что лучший механизм обеспечения роста благосостояния — это устойчивый экономический рост.
Мы не можем допустить популизма — ни словесного, ни тем более бюджетного. Мы не будем идти по пути включения «печатного станка» и разбалансирования экономики — мер, за катастрофические последствия которых всегда расплачиваются люди. Если бюджету не хватает денег, мы не будем допечатывать их для покрытия недостающих доходов. Все понимают, что эмиссия необеспеченных денег — это просто производство бумаги, которое подстегнет инфляцию, обесценит доходы людей, зарплаты и пенсии.
Неприемлемы и предложения в текущих условиях ввести очень жесткое регулирование экономики, вернуться к образцам советского планирования. Именно жесткость советской модели привела к ее краху в условиях современного (постиндустриального) общества. Есть и ряд других идей внешне столь же простых, сколь и опасных: от перехода к мобилизационной экономике, национализации крупных компаний до тотальной распродажи всей государственной собственности.
Мы двигаемся по пути оптимизации и упрощения организации государственного аппарата. Сокращение на 10 процентов численности государственных служащих на федеральном и региональном уровне, которое было осуществлено в 2016 году — болезненное, но относительно простое мероприятие в этом направлении.
Важным шагом является создание единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. Произошла консолидация ряда функций органов исполнительной власти. Эта работа будет продолжена. Рассчитываем на ее распространение на региональный уровень.
Семьям с детьми будет оказываться энергичная поддержка. Важным инструментом социальной политики стал материнский капитал. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы. Будет продолжена выплата ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги. В течение трех лет должна быть ликвидирована очередь на земельные участки для многодетных семей или предоставлено жилье.
Необходимо выработать комплексную программу помощи пожилым людям. Она даст возможность как получения адекватной медицинской помощи, так и максимально возможного сохранения активного образа жизни.
Предстоит повысить эффективность рынка труда. Нас не должна успокаивать относительно низкая безработица в стране. Продолжающееся снижение численности населения в трудоспособном возрасте требует более активных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, по концентрации их в точках экономического роста.
Здравоохранение и образование были в числе приоритетных национальных проектов 2000-х. Приоритетными они остаются для нас и в настоящее время. Они вошли и в перечень стратегических проектов предстоящих лет.
Качественное образование — источник конкурентоспособности страны, определяющий ее позиции в мире на десятилетия вперед. Сейчас нужно сосредоточиться на доступности качественного школьного образования. Именно в школе закладываются интеллектуальные и технологические успехи страны. При всей важности университетов в них происходит профессиональная настройка, эффективность которой в значительной мере определяется эффективностью школьного образования. Через 10 лет количество школьников вырастет на 3,5 миллиона человек, и они должны будут учиться в современных учебных заведениях.
Система здравоохранения — уровень ее развития определяет качество жизни человека. Задачи, которые предстоит решить в этой сфере, по сложности превосходят те, которые уже удалось решить. Например, капиталовложения, сделанные в последние годы в современное медицинское оборудование, по своим масштабам превышают все, что делалось ранее. Но еще важнее — вопрос его квалифицированного использования, эффект, который мы должны от этого получить.
К числу самых актуальных социально-экономических проблем относятся состояние и перспективы пенсионной системы. Эти проблемы далеко не ограничиваются вопросом о возрасте выхода на пенсию, который может быть решен лишь на основе взвешенного и всестороннего общественно-экспертного обсуждения. В ходе такого же обсуждения выдвигаются разные предложения по развитию пенсионной системы, включая отмену обязательных пенсионных накоплений, переход на стимулированные государством добровольные накопления и так далее.
Выбор той или иной пенсионной модели — задача не только чрезвычайно ответственная, но и крайне сложная. Трудно даже назвать наиболее адекватную модель, которую признали бы таковой во всем мире или, по крайней мере, в развитых странах с более высокой продолжительностью жизни. Однако при любом выборе распределение ресурсов пенсионной системы должно строиться с учетом приоритетности поддержки людей старшего пенсионного возраста.
Бессмысленно ждать возвращения благоприятной сырьевой конъюнктуры. Такая стратегия обрекала бы нашу страну на отставание, понижение уровня жизни, закрывала бы перспективы выхода на передовые позиции в экономике и социальной сфере.
Не имеют перспектив и ожидания, что проблемы экономического развития могут быть решены преимущественно за счет государственных средств. Приоритет государства — безопасность, инвестиции в человека, помощь наиболее уязвимым слоям населения, инфраструктура. Им должна отвечать и структура бюджета России.
В этих условиях критически важно не просто восстановить экономический рост, а добиться долговременных и устойчивых его темпов.
Новая модель экономического роста — это, прежде всего, увеличивающиеся частные инвестиции благодаря созданию делового климата, поощрению предпринимательской инициативы. Мы должны обеспечить привлекательность российской юрисдикции для бизнеса.
Сложность задач, которые необходимо решить, масштаб вызовов, на которые необходимо ответить, особенно в условиях ограниченных ресурсов, требуют от нас очень точных действий. Только в этом случае мы сможем в обозримом будущем увидеть не просто контуры новой структуры экономики, а вполне ощутимые результаты.
Результаты, которые, прежде всего, почувствуют люди. Результаты, которые дадут возможность России играть одну из ведущих ролей в мировой экономике. Результаты, которыми мы все сможем гордиться.