Центризбирком подвел окончательные результаты парламентских выборов, которые состоялись 18 сентября. Существенно от предварительных результатов они не отличаются: единороссы получили конституционное большинство с запасом, а парламентская оппозиция сократила свое представительство вдвое. «Лента.ру» выясняла, на что теперь могут претендовать партия власти и ее оппоненты.
По спискам «Единая Россия» получила право на 140 мест в Госдуме, коммунисты — на 35, ЛДПР и «Справедливая Россия» имеют 34 и 16 списочных мандатов соответственно.
К своему результату по спискам ЕР добавила 203 одномандатника, в общей сложности взяв 343 мест в Госдуме. Три другие парламентские партии заняли первые строчки всего в нескольких одномандатных округах. Итого у коммунистов оказалось 42 мандата в новом созыве, у ЛДПР — 39, у эсеров — 23.
Еще паре одномандатников удалось просочиться в Думу от так называемых малых партий — «Родины» и «Гражданской платформы». Нашелся в Думе и единственный самовыдвиженец.
Основная функциональная единица Думы на текущий момент — партийная фракция — создается в первую очередь «для выражения единой позиции», гласит регламент палаты. На фракцию выделяется время для выступлений и вопросов, она имеет право выдвигать кандидатов на высшие думские посты. Согласно тому же регламенту, в ее состав входят депутаты, избранные по федеральному списку соответствующей партии.
Одномандатников думский регламент пока не учитывает и возможность их участия во фракциях не регулирует — в последние созывы таких депутатов в парламенте не было. «Но уверен на 99 процентов, что все одномандатники, которые прошли в Госдуму от каких-нибудь парламентских партий, вольются во фракцию той партии, от которых они выбирались», — говорит Александр Курдюмов, который в прошлом созыве был зампредом комитета по регламенту и избрался в новый созыв.
Секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов сообщил в четверг, 22 сентября, что в партийную фракцию войдут в общей сложности 344 депутата — то есть на одного больше, чем избранных по спискам и одномандатным округам от партии.
Претендентов на место 344-го члена фракции как минимум двое. Депутат нескольких последних созывов от ЕР Владислав Резник в прошлой Думе занимал пост зампреда комитета по финансовому рынку, а в эту прошел как самовыдвиженец. Единственный одномандатник от «Родины», ее лидер Алексей Журавлев заявил «Ленте.ру», что вопрос его статуса в Госдуме решат руководящие органы партии. «Я точно могу сказать, что не буду присоединяться к фракции КПРФ, ЛДПР и тем более “Справедливой России”», — уверяет он. В 2011 году Журавлев избирался в Госдуму в списке ЕР по квоте Общероссийского народного фронта (ОНФ) и состоял в фракции правящей партии.
Но чтобы включить одномандатников во фракции, судя по всему, сначала придется принять поправки в регламент палаты.
Пока до таких поправок дела не дошло — ведется работа над регламентом первого заседания. Его обещают провести в первую неделю октября. К этому моменту депутатам нужно достичь договоренностей о распределении руководящих постов в нижней палате — переговоры по этому поводу начались практически сразу после объявления предварительных итогов выборов. На первой пленарке, как ожидается, будут избраны спикер и вице-спикеры.
Помимо возможности менять некоторые главы Конституции и преодолевать президентское вето, не спрашивая мнение других фракций, численность фракции ЕР позволяет ей занять в новой Думе все руководящие посты: спикера, восьми вице-спикеров, глав большинства комитетов и комиссий.
Чтобы депутат стал председателем ГД, за него должны отдать голоса больше половины депутатов нижней палаты. Для избрания вице-спикеров, председателей комитетов и их замов достаточно простого большинства.
Руководитель высшего совета ЛДПР Игорь Лебедев не исключил, что либерал-демократы предложат на пост спикера своего лидера Владимира Жириновского. В то же время Лебедев признает, что все фракции могут согласиться поддержать единого кандидата в рамках так называемого «пакетного соглашения» с коллегами.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, в свою очередь, заявил журналистам, что эсеры не претендуют на то, чтобы занять пост председателя Думы. А коммунист Дмитрий Новиков считает, что «этот вопрос в руках той партии, которая получила абсолютное большинство мест в Госдуме».
Но на посты заместителей оппозиция все же надеется. В Госдуме шестого созыва у оппозиционных фракций свои вице-спикеры были. «Мы рассчитываем, что по одному вице-спикеру будет от каждой из трех оппозиционных фракций и в новом созыве», — сказал «Ленте.ру» Лебедев. Такое же мнение высказали депутаты от КПРФ и «Справедливой России».
Вслед за председателем палаты и его замами Госдума определится и с более скромными руководящим постами, прежде всего, глав профильных комитетов. Именно в комитетах законопроекты проходят первичное рассмотрение, они же рекомендуют или не рекомендуют палате одобрить ту или иную инициативу.
Сейчас в Госдуме 30 комитетов, но их перечень и названия могут меняться от созыва к созыву. Спикер бывшего созыва Сергей Нарышкин, только что назначенный в Службу внешней разведки, полагал, что нынешняя структура профильных комитетов оптимальна, ее можно сохранить в новом созыве. «Если какие-то изменения и будут, то, думаю, незначительные», — говорил он в интервью «России 24».
В прошлой Думе коммунисты возглавляли шесть комитетов, эсеры — пять, либерал-демократы — четыре. Теперь коммунисты потеряли главу комитета по промышленности Сергея Собко и председателя комитета по обороне Владимира Комоедова — они проиграли выборы. Эсеры лишились главы комитета по науке Валерия Черешнева. Для глав комитетов от ЛДПР — Ярослава Нилова, Сергея Фургала, Леонида Слуцкого и Дмитрия Свищева — выборы оказались успешными.
СМИ сообщали со ссылками на источники, что избранная в Госдуму от ЕР прокурор Крыма Наталья Поклонская может возглавить комитет по безопасности, а его нынешний председатель Ирина Яровая, тоже из «Единой России», претендует на руководство комитетом по конституционному законодательству. Прошлый его руководитель Владимир Плигин в Думу не проходит.
«Какое-то количество комитетов, надеемся, будет поделено между оппозицией. Сколько нам дадут, это предмет пакетного соглашения. Но я думаю, что в рамках шести мы можем получить», — говорит Игорь Лебедев. Ранее он допускал, что ЛДПР выдвинет Александра Курдюмова на пост главы комитета по регламенту, а Михаила Дегтярева — по образованию. Также, по данным СМИ, либерал-демократы претендуют на то, чтобы слить воедино комитеты по международной политике и по делам СНГ, а во главе новой структуры поставить однопартийца Леонида Слуцкого.
«Справедливая Россия» рассчитывает на два комитета в рамках пакетного соглашения, объявили на организационном заседании будущей фракции справороссов. На эти посты хотят выдвинуть Галину Хованскую (комитет по ЖКХ) и Анатолия Аксакова (один из комитетов финансового блока). Также в партии надеются договориться о комитете по информационной политике, сохранив его за Леонидом Левиным.
Зампред ЦК КПРФ Дмитрии Новиков считает, что у компартии достаточно прочные позиции для того, чтобы возглавить не менее шести комитетов. «Но окончательно мы определимся с этим вопросом, когда поймем, сколько комитетов остается — обычно в каждом новом созыве были подвижки в этом вопросе: какие-то комитеты сливались, какие-то разъединялись. Наши товарищи, которые в шестом созыве работали председателями комитетов, могли бы уверенно продолжить эту работу», — говорит он.
Руководство «Единой России» обещало соблюдать баланс интересов, чтобы выстраивать отношения с другими парламентскими фракциями. Здесь оппоненты их горячо поддерживают.
«Все партии, попавшие в Госдуму, прошли через тяжелую избирательную кампанию, подтвердили доверие избирателей. Поэтому у каждой из партий должны быть определенные возможности с точки зрения распределения мест», — соглашается зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов считает, что монопольно занять все руководящие посты в Госдуме было бы нерационально со стороны «Единой России». «Партия и без того может принять любое решение, реализовать повестку правительства и президента. Ей не стоит конфликтовать с думской оппозицией, — говорит он. — На протяжении длительного времени складывалась традиция заключения ЕР пакетного соглашения с другими фракциями о квотном распределении должностей вице-спикеров и глав комитетов. Такое соглашение действовало и в 2011 году, и в тех созывах, где ЕР имела конституционное большинство».
В общей сложности парламентская оппозиция претендуют как минимум на 14 комитетов из 30. Но с учетом того, что у нее в сумме может набраться максимум 106 голосов из 450, аппетиты всех партий вряд ли удастся удовлетворить.