Россия
14:07, 23 сентября 2016

Погибли за пластмассу Кто виноват в гибели восьмерых пожарных на Амурской в Москве

Иван Петров
Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

Небывалые потери понес гарнизон столичной пожарно-спасательной службы в ночь на 23 сентября — восемь пожарных не вышли из едкого дыма при тушении огромного складского комплекса на востоке столицы. За развитием событий на месте происшествия следил корреспондент «Ленты.ру».

Злополучный складской комплекс на Амурской улице находится в нескольких сотнях метров от стадиона «Локомотив» — сразу за железной дорогой. Огромный ангар, над которым образовалось гигантское облако черно-серого дыма, окружен трехметровым забором по периметру. Едкого запаха в трехстах метрах от эпицентра уже не чувствуется. Десятки пожарных машин пристроились к забору со всех четырех сторон. Через проломы в пластиковых ограждениях протянуты пожарные рукава. Влажность зашкаливает. У центральных ворот с надписью «ЗАО "Виктория"» — полицейские и охранники. Наряд поставили не для красоты.

— Через пару часов после начала пожара на территорию отчаянно пытались проехать несколько арендаторов, — говорит Ольга, работница одного из павильонов сгоревшего предприятия. — Чуть до драки не дошло. Хотели во что бы то ни стало вывезти свой товар.

Жертв среди гражданских лиц удалось избежать — все действовали достаточно слаженно, да и пожарные приехали быстро. Благо складской центр расположен на безлюдной части улицы, куда наведывались лишь грузовички с товаром.

— Все началось около 17 часов, — рассказывает Ольга. — Я работала в своем павильоне, когда прибежала соседка и сказала, что произошло короткое замыкание проводки в центральной части здания. Я и коллеги успели накинуть одежду, взять все самое необходимое и спокойно выйти.

По словам Ольги, в сгоревшем помещении располагалось не менее тридцати павильонов. Преимущественно здесь велась торговля изделиями из пластмассы.

— Лично я реализовывала искусственные цветы, по большей части оптом — для ритуальных контор, приусадебных участков, — говорит девушка. — Также продавались тут различные пластиковые горшки для цветов, отделочные материалы для дачных фасадов и садиков.

Другой работник склада, водитель Алексей М. узнал о пожаре в дороге. По его словам, у администрации к арендаторам незадолго до этого возникали претензии по поводу противопожарной безопасности.

— Когда похолодало, некоторые съемщики помещений стали использовать для обогрева тепловые пушки — чтобы не замерзнуть, — говорит он. — Потом до всех довели информацию, что это недопустимо. Хотя в павильонах было действительно холодно: ведь под комплексом внизу — холодильная компрессорная установка.

Позднее в МЧС уточнили, что склад с пластмассовой продукцией не был оборудован системами пожаротушения.

Тем временем к журналистам вышел ответственный от штаба пожаротушения — замначальника управления ГУ МЧС по Москве Андрей Мищенко. Он сообщил о том, что площадь пожара составляет около 4 тысяч квадратных метров.

— Спасателями эвакуировано около сотни человек, удалось слить более 60 килограммов аммиака из системы охлаждения компрессорного помещения через водяной затвор, — отметил офицер. И добавил, что восемь пожарных не выходят на связь.

В два часа ночи спасатели доложили о том, что огонь удалось локализовать. Около 6 часов утра сбили открытое горение, продолжив проливку и разборку сгоревших конструкций строения. В 7:44 по московскому времени пожар был потушен. И пришло печальное известие об обнаружении тел спасателей, числившихся пропавшими.

Вскоре ведомство опубликовало имена. Погибли начальник службы пожаротушения федеральной противопожарной службы 22 ПСО ФПС по Москве полковник внутренней службы Александр Юрчиков, начальник 46-й пожарно-спасательной части ФПС 23 ПСО ФПС по Москве Алексей Акимов, замначальника отдела Управления пожарно-спасательных сил ГУ МЧС по Москве Роман Георгиев, замначальника 59-й пожарно-спасательной части ФПС 22 ПСО ФПС по Москве Александр Коренцов, старший пожарный той же части Павел Андрюшкин, старший пожарный 47-й пожарной части Москвы Николай Голубев, его сослуживец прапорщик Сергей Синелобов и старшина Павел Макарочкин из 59-й пожарной части.

Все были опытными спасателями, отмечены ведомственными наградами.

«Погибшие пожарные работали на крыше, чтобы установить водяную завесу для охлаждения газовых баллонов и компрессоров, которые могли взорваться в любой момент, — говорится в официальном сообщении ведомства. — Они одними из первых прибыли на место пожара, сразу провели разведку и спасли из горящего сооружения более 100 работников склада. Благодаря действиям погибших пожарных не допущена гибель их коллег, которые находились рядом. Когда началось обрушение кровли, они вытолкнули из эпицентра своих товарищей, которые тоже могли упасть вниз».

Однако коллеги геройски погибших пожарных считают, что эти жертвы неоправданны. И к руководителям пожаротушения еще будут вопросы.

Ненужные потери

В страшной трагедии, унесшей целое звено пожарных, могут быть виноваты руководители пожаротушения — уверены опрошенные «Лентой.ру» специалисты пожарного дела.

По словам источника, была допущена роковая ошибка, описанная еще Владимиром Гиляровским в книге «Москва и москвичи». Пожарные работали на крыше, когда под ними уже вовсю бушевал пожар. В результате произошло обрушение кровли на площади около полутора тысяч квадратных метров, и пожарные оказались под завалами. Главный вопрос — зачем их послали на верхотуру?

— Звено в полном составе отправили на кровлю, чего делать не следовало — они и упали в прогар, — объяснил «Ленте.ру» источник, близкий к столичному главку МЧС и знакомый с ситуацией. — Такой печальный исход был очевиден для опытного «тушилы» — бетонные перекрытия держат максимум два часа. Когда делали перекличку в радиоэфире, восемь ребят не отозвались.

Пока не до конца ясно, почему погибли восемь спасателей. Но выдвинутые экспертами версии свидетельствуют о грубых нарушениях правил безопасности при тушении пожара. В частности, запрета на тушение с кровли при развившемся пожаре.

— В подобном случае тушение проводится со стороны периметра, и никак иначе, — говорит собеседник «Ленты.ру». — Ведь есть же специальная техника для безопасной работы, например «Кобра». Зачем был нужен этот риск, непонятно. К тому моменту, как ребят туда отправили, уже была информация от администрации, что внутри людей нет.

Система пожаротушения «Кобра» действует с безопасного расстояния, обеспечивая подачу воды со скоростью 60 литров в минуту под высоким давлением (300 атмосфер). Позволяет быстро пробить (прорезать) практически любую строительную конструкцию и, грубо говоря, тушить пламя через дырку в стене. Но несмотря на наличие такой техники, решено было действовать дедовским способом.

Другой собеседник «Ленты.ру» указывает на системную ошибку в организации пожаротушения в столице в принципе.

— Какие-то «умные» головы начали выпроваживать стариков-тушил на пенсию, едва им исполняется 50 лет, — говорит бывший пожарный. — Раньше были прапорщики старые, которых генералы слушались. В таком деле нужна «чуйка» — лезть в пекло или нет. Люди с такой интуицией штучный товар, а их все меньше и меньше.

***

Так или иначе, в том, что произошло, без следственных органов не разобраться. Столичное управление СКР уже возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности). Следствие рассматривает различные версии возгорания — бытовую, техническую и другие.

«В рамках расследования будет установлено, соблюдались ли собственниками склада требования пожарной безопасности, предусмотренные законодательством», — сообщил представитель СКР Владимир Маркин.

Назначат ряд судебных экспертиз. Расследование по уголовному делу продолжается.

< Назад в рубрику