В понедельник, 19 сентября, компания GoPro представила две новые экшен-камеры и ожидаемый многими любителями экстрима дрон Karma. «Лента.ру» побывала на презентации и поговорила с президентом GoPro Тони Бэйтсом, который объяснил, почему компания больше не ориентируется на экстремалов, не боится конкурентов и хочет заставить всех вокруг снимать ролики на новые HERO5.
С понедельника тихий немецкий город Кельн на пару суток превратился в пристанище любителей экстрима со всего мира. Их привлекла презентация GoPro — представители компании обещали показать сразу несколько новинок, разговоры о которых ходили без малого полтора года.
Релиз приурочен к традиционно проходящей в это время главной мировой фотовыставке Photokina. Но в GoPro решили не мелочиться и организовали собственную презентацию, благо многие профессиональные фотографы съехались в Кельн именно в предвкушении новых экшен-камер.
В арендованном компанией зале просто тьма народу, но закусок и безлимитного пива хватает на всех. Особое внимание приковано к фотографам-экстремалам, которых здесь привычно зовут «амбассадорами GoPro». Они выделялись из толпы своей жизнерадостностью и не слишком характерным для европейцев идеальным загаром. От их столиков летели небрежно брошенные фразы вроде: «В начале года ловил волны в Майами, но на Чукотке все же круче. Правда, порвал себе гидрокостюм за тысячу долларов, а девушку-фотографа замыло под пирс. Но было весело!»
В это время на огромных мониторах демонстрировали плоды трудов амбассадоров — бесконечный поток роликов с покорением волн на досках, скалолазанием по айсбергам и головокружительными прыжками на мотоциклах. Напоминает ураганный боевик «Хардкор», что, кстати, неудивительно — его тоже снимали на GoPro.
Затем, отвлекая захмелевших и изголодавшихся гостей от ирландского ростбифа, вока с креветками и кокосового супа, на связь вышел основатель и гендиректор GoPro Ник Вудман. Гостей он приветствовал фирменным серферским жестом «алоха».
Стиль одежды «Цукерберг» (мятая футболка и джинсы) не помешал ему сразить гостей наповал известиями о том, что новая экшен-камера HERO5 получит двухдюймовый сенсорный дисплей, голосовое управление и встроенный GPS-модуль. Для тех, кто любит сэкономить, Вудман продемонстрировал лишенную вышеперечисленных достоинств HERO5 Session, которая, однако, сохранила другие преимущества старшего собрата — водонепроницаемый корпус, Wi-Fi с Bluetooth и управление всего одной кнопкой.
Амбассадоры за соседним столиком тут же заспорили, стоит ли тратить на новинку 400 долларов или в дальнейшей борьбе со стихией можно обойтись HERO4. К их величайшей радости Вудман пообещал, что представленный следом дрон Karma поддерживает четвертое поколение экшен-камер.
Беспилотник действительно произвел впечатление — он спокойно помещается в рюкзак и управляется с пульта, напоминающего джойстик для PlayStation. Потом счастливый глава компании продемонстрировал снятые на Karma и новые GoPro кадры семейного отдыха, где его красавица-жена резво покоряет немаленькие волны, а только научившиеся кататься на двухколесном велосипеде дети сразу же прыгают с трамплинов.
В конце семейство резвится на пляже и бегает взад-вперед по натянутому между двумя скалами канату. После завершающего презентацию троекратного крика GoPro! один из амбассадров радостно заявил, что компания наконец отходит от чистого экстрима и предлагает продукт для всей семьи. От таких заявлений невольно накатывает тоска — российские семьи явно живут слишком скучно.
На следующий день у стенда GoPro собралась добрая половина посетителей Photokina. Компания поставила на входе украшенные своей символикой внедорожники Land Rover и Mercedes, на сотрудниках — фирменные сафари-рубашки. Никуда не делись и активно светящие татуировками амбассадоры, в чьем присутствии даже у самых смелых пропадает желание напомнить о падающей несколько кварталов подряд выручке компании.
Тут же можно ознакомиться и с некоторыми фишками, которым не уделили достаточно внимания на презентации. Например, с приложением для монтажа Quik.
Все снятые на GoPro ролики можно сначала перекинуть на смартфон с помощью мини-флешки, а затем скомпоновать в одно большое видео, наложив музыку и эффекты. Работник стенда помечает у себя в смартфоне требование добавить в программу фильтры в стиле VHS и эпичную музыку Ханса Циммера.
Тут же можно потрогать Karma и кучу динамических штативов для камер, а также пообщаться с президентом GoPro Тони Бэйтсом, ради производителя экшен-камер оставившего пост гендиректора Skype и вице-президента Microsoft.
«GoPro не делала и не делает камеры исключительно для экстремалов, — объясняет он, с улыбкой предлагая выпить спонсорского Red Bull. — Наши устройства нужны для того, чтобы снятые ролики вызывали восторг и погружали зрителя в ту реальность, где находится и автор видео. Да, до определенного момента основной аудиторией были спортсмены, но в 2015 году мы продали шесть миллионов камер. В мире с трудом найдется столько экстремалов».
«Я постоянно отслеживаю видео, публикуемые владельцами GoPro. Не поверите, но там куча роликов с детьми и семейным отдыхом. Просто потому, что с GoPro можно взять более крутые ракурсы, не смотреть на мир исключительно через смартфон. Так что все утверждения о том, что мы ориентировались на экстремалов, а потом вдруг резко сосредоточились на семейном отдыхе — это по меньшей мере странно», — констатирует Бэйтс.
«Сегодня у нашей компании два главных постулата. Первый — надежность камер вне зависимости от того, использует ли их сноубордист, бейсджампер или любитель горного слалома. Но куда более важен второй. Мы должны помочь человеку заснять кадры, которые действительно могут передать его эмоциональное состояние. Так сказать, обеспечить полный контакт с окружением. И сделать это удобным», — объясняет он.
И добавляет: «Если у вас есть возможность отснять все на GoPro, тут же перекинуть это на смартфон, смонтировать в Quik и запостить в Facebook или на YouTube, то это открывает перед нами куда более широкую аудиторию. Сделай что-то простым и удобным — люди сами к этому потянутся. Скажут: "Крутяк, я хочу так же"».
На логичное замечание о том, что по выходным далеко не все любят ездить на пляж и ходить там по канату, Бэйтс усмехается и ссылается на китайцев. По его словам, они снимают на GoPro кулинарные рецепты.
Он признает, что многие предпочтут купить за 400 долларов не камеру, а смартфон. «Но если вы решили запечатлеть что-то и гаджет при этом рискует пострадать, то без GoPro не обойтись. На пляже вы быстро изваляете смартфон в песке или, не дай бог, вообще утопите его в прибое. С нашей камерой такого не случится. Поход на пляж — вот прекрасный пример ситуации, где лично я бы использовал GoPro», — говорит он. — А вообще, мы уже давно делаем не экшен-камеры, а камеры для всяких активностей. Чтобы можно было снять все — еду, детей, воскресную игру в футбол. А потом, например, закрепить GoPro на вашем любимом золотистом ретривере».
По словам Бэйтса, GoPro не боится конкурентов, хотя сам он считает чужие разработки полезными для общей популяризации экшен-камер. «Фишка в том, что мы в принципе создали новый рынок, и прикол совсем не в том, у кого камеры дешевле. Все дело в бренде. Мы как Apple в мире камер. А конкуренты... А кто они?»
«Хотя мы понимаем, что сегодня покупателям нужно все и сразу, начиная от покупки камеры и заканчивая заливкой ролика в соцсети. Наша задача — дать им такую возможность. И чтобы они ассоциировали все это с брендом GoPro», — подытоживает Бэйтс.
Попытки сравнить Karma с беспилотниками конкурентов вызывают у президента GoPro едва заметное раздражение, ведь, по его мнению, «ни у кого нет ничего даже близко напоминающего наш коптер». «Karma — давняя мечта фанатов GoPro. Им легко управлять, его легко взять с собой. Многие сегодня не хотят покупать себе дрон, считают, что это для гиков. Но если вы скажете им, что камеру и коптер можно купить с серьезной скидкой, они задумаются», — говорит он.
Однако подчеркивает, что, вопреки распространенному мнению, Karma — это не попытка прорваться в Голливуд. «Нас там и так любят, особенно когда надо снять что-то под водой или там, где есть все шансы расколотить дорогостоящую студийную камеру», — резюмирует Бэйтс.