В правительстве России всерьез обсуждают идею полного уничтожения диких кабанов в центральных регионах России. Необходимость столь радикальной меры объясняют нарастающей угрозой распространения африканской чумы свиней (АЧС). Инфекция угрожает крупным животноводческим комплексам, куда вложены немалые средства иностранных инвесторов. Однако в экспертной среде «геноцид» кабанов считают решением, мягко говоря, недальновидным и, более того, бессмысленным. Дикая свинья — вовсе не разносчик, а такая же жертва болезни, как и ее домашние сородичи. В распространении АЧС, по словам специалистов, виноваты люди, нарушающие элементарные ветеринарные нормы. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему кабаны оказались крайними в этой истории.
По распоряжению президента России Владимира Путина до конца сентября правительство должно доработать и оформить в виде конкретного нормативного документа комплекс мер по борьбе с африканской чумой свиней, которая стала главной угрозой для отечественного свиноводства.
Меры эти были в целом обозначены вице-премьером Аркадием Дворковичем на совещании правительства с президентом в начале месяца.
В частности, Минсельхоз и Россельхознадзор предлагается наделить дополнительными полномочиями в сфере контроля за ветеринарными органами на местном уровне. Правительство установит правила содержания свиней в личных подсобных хозяйствах. Ожидается, что эти правила, как и ответственность за их нарушение, будут весьма суровыми. Россиян собираются отучить от разведения поросят, поощряя программы по замещению их другими видами животных и смягчая «социальные последствия отказа».
Но самый радикальный способ борьбы со смертоносной инфекцией — частичное или полное уничтожение кабанов в центральной части страны. Необходимость такой меры Дворкович мотивировал результатами некоего анализа, показавшего, что увеличение поголовья кабана — главная причина распространения АЧС.
Вице-премьер не скрывает, что интересы животноводства здесь явно перевешивают необходимость заботиться о сохранении дикой природы. Однако, по его словам, крайняя мера будет применена только в тех регионах, где уже были вспышки чумы, — и в соседних с ними.
«Когда мы сможем в значительной мере побороть эту беду, восстановить популяцию не составит значительного труда, это можно сделать достаточно быстро», — отметил вице-премьер.
Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской предложил президенту ввести буферные зоны (территории, полностью очищенные от кабанов) не только вокруг крупных свиноферм, но и вдоль границ со странами, где наблюдаются вспышки АЧС.
Проблемы с этой инфекцией есть у Белоруссии, Украины, Южной Осетии и ряда других стран. То есть общая территория полного отстрела кабанов получается более чем внушительной.
В тех областях, где уже зафиксировали чуму свиней, плотность популяции кабана доведут до одной особи на четыре тысячи гектаров. В сопредельных регионах — до одной на две тысячи гектаров. В благополучных субъектах популяцию тоже сократят, но до двух особей на одну тысячу гектаров.
Кроме как массовым уничтожением, такую операцию назвать трудно, учитывая, что еще в 2010-м населенность кабанами Центрального федерального округа составляла в среднем пять особей на тысячу гектаров.
Глава Минсельхоза Александр Ткачев, однако, заявил, что свинофермы нам дороже диких кабанов, поскольку это часть экономики страны. «Мы за семь последних лет в 42 субъектах Российской Федерации потеряли 800 тысяч поголовья (свиней — прим. «Ленты.ру») из‑за АЧС, то есть у нас поголовье — 25 миллионов по России, почти миллион потеряли», — напомнил министр.
Главные выгодополучатели предполагаемой большой зачистки — крупные производители свинины. Тому есть простое экономическое объяснение.
Свинофермам сейчас приходится самим тратиться на санитарно-ветеринарные меры: строить заборы, карантинные зоны, контролировать поступающие корма. Из-за тотальной экономии качество выполнения этих мероприятий хромает. Ответственные сотрудники надзорных структур, по словам Дворковича, пребывают в «расслабленном» состоянии. И вот они — вспышки АЧС, ведущие к огромным потерям.
А тут открывается возможность за счет бюджета устроить стерильно чистые буферные зоны вокруг хозяйств, да еще и вынудить мелких фермеров отказаться от выращивания свиней из-за новых строгих правил. А за диких кабанов никто не заступится — прибыли они никому не приносят.
«Кабаны в Центральной части России, в регионах, которые поражены, и соседних должны встречаться реже, чем слоны и леопарды», — заявил на очередном совещании по проблеме АЧС глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
По словам Юшина, угроза АЧС нависла над крупнейшими свиноводческими комплексами Тамбовской области, куда тайские инвесторы уже вложили около 800 миллионов долларов. «Мы же всех распугаем. Поэтому — извините, что я так эмоционально, — но нет уже сил наблюдать за тем, как кабаны… Повторяю, это не единственная проблема, но одна из главных», — утверждает он.
А еще под угрозой китайский рынок, столь заманчивый для отечественных предприятий своими объемами и возможной прибылью. Известно, что Китай — главный потребитель свинины в мире, и российскую продукцию там ценят. Но рисковать собственным поголовьем китайские товарищи не готовы.
Вот интересный фрагмент диалога Сергея Юшина с Владимиром Путиным на совещании по развитию сельского хозяйства 28 июля.
Сергей Юшин: Аргументы (против истребления кабанов — прим. «Ленты.ру») смешные: мы должны сохранить видовое многообразие. Да, конечно, у нас страна Россия большая, и можно кабанов сохранить в другом месте, тем более их завезли в центральную часть искусственно в советское время, искусственно. Это смесь дикого кабана со свиньей, но это завезли, его тут не было. Поэтому даже если вдруг будет депопуляция полная…
Владимир Путин: Откуда завозили?
Юшин: Из других районов, здесь не было этого.
Путин: Ладно уж, не было!
Реплика из зала: Из Краснодара завозили и из Сибири завозили. Это было в 1950-е годы.
По словам зоологов, Юшин в некотором смысле ввел в заблуждение президента. Происходившее в 1950-е годы правильнее называть восстановлением сильно сократившейся популяции.
«Кабаны у нас тут не чужие. И вообще, люди сюда пришли позже, чем кабаны. В историческом масштабе», — рассказал «Ленте.ру» доктор биологических наук, старший научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биофака МГУ Илья Володин. Однако к середине XVIII века из-за активной охоты кабаны в Центральной России были практически истреблены.
С 1946 по 1976 год, по некоторым данным, в центральных областях страны выпустили более трех тысяч голов. Перед этим, по словам Володина, в 1930-е годы шла работа по восстановлению в тех же областях популяции благородного оленя, который был полностью истреблен в средней полосе в начале XIX века.
В первые годы кабанов расселяли маленькими партиями, и из-за плохой организации прикорма они разбредались. К концу 60-х и в 70-е уход заметно улучшился, активизировался завоз животных. И, конечно, это связывают с увлечением охотой на кабана генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.
«Для Леонида Ильича, да, было такое, завозили кабанов. В Завидово, другие охотхозяйства, — рассказал «Ленте.ру» врач и директор ветклиники «Центр» Денис Середа.
Однако переоценивать роль генсека в кабаньем ренессансе не стоит. Ведь это лишь отголосок дореволюционной традиции: на протяжении двух столетий кабанов периодически запускали в царские охотничьи угодья.
Африканская чума свиней (АЧС) — это вирус, сравнимый с биологическим оружием. Некоторые эксперты всерьез полагают, что АЧС родилась в американских лабораториях на территории Грузии, а затем намеренно была заброшена в Россию. В прямом смысле: тушу зараженного кабана выкинули с вертолета. Так это или не так, но факт остается фактом — чума проникла в страну через границу с Грузией в 2007 году.
В 2014-м министерство природных ресурсов и экологии, чей глава сейчас поддерживает истребление кабанов в отдельных регионах, опубликовало информационный обзор, посвященный АЧС.
В обширном документе приводятся цитаты из трудов отечественных ученых, где утверждается, что дикий кабан в истории с чумой — жертва, а не преступник.
«В эпидемиологии АЧС роль дикого кабана второстепенна, так как источником возбудителя он может выступать только при непосредственном контакте с домашними свиньями, — отмечают специалисты. — Роль кабана в качестве резервуара инфекции не доказана ни для одной из стран Европы».
В качестве распространителей, по словам эпидемиологов, кабаны тоже не подходят: заболевший зверь первым делом утрачивает миграционный инстинкт. То есть попросту остается на месте, где вскорости и погибает.
«В 2012 году в южных регионах был какой-то кошмар с этой инфекцией, были локальные зачистки, — поясняет «Ленте.ру» зоолог Илья Володин. — Но теперь там кабанов полно. В нормальных охотхозяйствах, где боролись не путем тотальной депопуляции, а внимательным присмотром за животными».
В защиту кабанов выступил руководитель национальной программы по искоренению АЧС в Испании Хосе Санчес Вискаино — профессор, заведующий кафедрой эпизоотологии Мадридского университета. Его мнение также приводится в обзоре Минприроды.
В частности, профессор Вискаино отмечает, что дикие свиньи заражаются вирусом при поедании зараженных пищевых отходов и при контакте с домашними свиньями. То есть испанец основную вину за вспышки инфекции возложил на людей.
Из анализа распространения АЧС по России ясно, что заразу развозили по стране скотоводы и торговцы мясом, которые сегодня требуют массового отстрела кабанов.
По мнению ветеринара Дениса Середы, полная депопуляция диких свиней для предупреждения распространения инфекции — это глупость. «Если где-то вспышка инфекции, то все особи там подлежат уничтожению. Это понятно. Но если район не в карантине, то это достаточно странная превентивная мера, — недоумевает специалист. — Все равно что заранее положить людей в больницу, чтобы они гриппом не заразились».
Ветеринар напомнил о весьма экстравагантном предложении бывшего главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко: «Во время борьбы с птичьим гриппом он хотел отстреливать городских птиц, в том числе и в Центральном парке имени Горького. Стрелять по птицам на глазах у маленьких детей и их мамочек — как он это себе представлял?»
Эксперты скептически относятся к идее полного истребления кабанов в труднодоступных районах, какие есть и в центральных регионах страны. А еще в том же инфообзоре Минприроды говорится, что полный отстрел животных на какой-то территории неминуемо приведет к массовой миграции туда кабанов из других областей.
Таким образом, для создания пресловутых буферных зон придется ставить высокие заборы с фундаментами (кабаны способны делать подкопы), а для поголовного уничтожения кабана — проводить армейские операции в лесах. Кстати, о последнем уже обмолвился на совещании правительства Сергей Юшин: «В Польше к уничтожению кабанов сельскохозяйственная палата привлекла армию».
Получается, что масштабные спецоперации представляются путем более легким, чем простое соблюдение санитарных норм и правил на свинофермах.
«Решение проблемы АЧС путем глобального истребления — идея как минимум спорная, — подытоживает зоолог Илья Володин. — Больше похоже на попытку "сделать хоть что-то", чем на эффективные и продуманные меры. Или кабанов хотят заменить кем-то другим? У этого решения может быть некий второй и третий слой, о котором мы пока не знаем».