За последние полтора века в подходе к работе изменилось многое — и само содержание труда, и его условия. Сегодня «офисное рабство» может быть как никогда приятным и разнообразным. «Дом» решил посмотреть, какие пространства для себя создают передовые организации.
Впервые «офисы» — рабочие бюро — появились в Англии в XVIII веке. Тогда для команды управленцев колониальными территориями даже построили первый «бизнес-центр» — East India House. Массовое распространение офисы получили в конце XIX — начале XX веков: как раз началась эпоха индустриализации, изобрели лифт и научились строить высотки.
В 30-х годах, на фоне ускорения жизни и все убыстряющегося развития технологий, в США появились первые open space, а окончательно формат «укоренился» на Западе после того, как в 1960 году в США возникли кубиклы — рабочие места, отгороженные небольшими перегородками.
В России офисный рынок начал активно развиваться значительно позже. Вплоть до 1998 года, по данным управляющего директора делового квартала «Романов двор» Софьи Третенко, коммерческие организации располагались главным образом в старых административных зданиях или переоборудованных соцобъектах, например, детских садах. Бизнес-центры западного уровня стали появляться у нас в начале 2000-х.
Как говорит Руслан Хорошильцев, управляющий партнер компании «Базис», со временем офисы кабинетного типа начали уходить в прошлое из-за большого количества неэффективных зон в таких центрах (то есть, по сути, из-за экономии на аренде). Доля формата open spаce за последние пять лет выросла почти на 20 процентов. Конечно, в открытом пространстве комфортно не всем. Но есть и хорошие новости: все большую популярность получают креативные офисы, главная идея которых — удобство сотрудников плюс необычный внешний вид. В авангарде тренда — офисы Google и Facebook.
Создание креативных офисов стало настоящей темой 2010-х — пионерами тренда в России стали организации, для которых важен именно творческий и нестандартный подход к работе. Сейчас смелые идеи перенимают и компании из другого бизнеса — вплоть до строгих банковских структур. Все чаще организации заказывают архитекторам не просто функциональные офисы, а с дополнительными возможностями — для отдыха, спорта, неформального общения.
«При организации офисного пространства применяются самые смелые решения — компании уходят от стандартного мышления, от клишированных правил, таких, как "нужно работать сидя" или "у каждого сотрудника должен быть свой рабочий стол"», — рассказывает партнер IND Architects Равиль Мураков. Пример современного офиса — квартира архитекторов в конструктивистском доме 1920-х (DVEKATI). Этот офис больше похож на уютную квартиру тех времен, чем на рабочее пространство.
Офисную среду стараются сделать максимально разнообразной, чтобы в течение дня можно было менять вид деятельности. Такие пространства называют activity based office. «Людям сложно проводить все рабочее время за столом. Поэтому "рабочими" в офисах становятся и кофе-поинты и лаунж-зоны у ресепшн, и коридоры и т.д.», — говорит соучредитель и главный архитектор бюро UNK project Николай Миловидов. Пример московского activity based office — офис компании Booking, рассказывает руководитель направления внутренней отделки помещений СBRE Павел Якимчук.
Особое внимание уделяется отделке и дизайну офисных пространств. Для офиса «Энергопрома» было придумано решение в стиле «лофт» с элементами популярной культуры 1960-х (в частности, культа The Beatles) и стрит-арта.
В оформлении российского офиса Swatch используется много символики часов.
Офис рекламного агентства Leo Burnett превращен в модную «галерею современного искусства», а еще в интерьерах используется очень много самых разных звезд: Лео Бернетт однажды сказал фразу, ставшую частью идеологии компании — «Нужно всю жизнь тянуться к звездам. Можно, конечно, так и не дотянуться, но зато ты точно не зачерпнешь пригоршню грязи».
MARS — компания, которая занимается производством самой разнообразной продукции: от известного нам шоколада и жевательных резинок до кормов для животных. При этом фирма огромное значение уделяет охране окружающей среды и уважительному отношению к животным. Поэтому, во-первых, офис сертифицируется по «зеленому» стандарту LEED, а во-вторых, станет первым в нашей стране pet-friendly офисом, где все сотрудники могут приводить с собой на работу домаших животных. В офисе же алкогольной компании Pernod Ricard Rouss — гигантская барная стойка.
Директор департамента продаж, корпорации АЕОН Антон Герцен приводит в пример офис, расположенный в ММДЦ «Москва-Сити» на 24 этаже «Башни Федерация. Восток». «Компания "АвиаЛизинг" в интерьере своего офиса успешно интегрировала настоящие детали самолетов. Например, стойки сделаны из самолетных обтекателей. Некоторые столы — из крыльев. Кресла руководителей — из кресел пилотов», — рассказывает он.
Активно развиваются и так называемые «гибкие офисы», главной особенностью которых является или полное, или частичное отсутствие «собственных» рабочих мест — закрепленных за определенными сотрудниками. Их популярность обусловлена развитием технологий — теперь многие компании переводят сотрудников на удаленную работу или вообще пользуются услугами фрилансеров.
Одна из последних «новинок» на отечественном рынке — это офисы agile, которые, по сути, совмещают все перечисленные тренды — комфорт, креативный внешний вид, гибкость, множество разных зон для работы и общения. Новые гибкие подходы к организации работы требуют гибкости и от офисного интерьера: сотрудники разных департаментов в таких офисах могут быстро объединяться в междисциплинарные группы, рассказывает Равиль Мураков. В agile пространствах стены и кабинеты отсутствуют практически полностью, трансформирующиеся рабочие места сразу же располагаются рядом — группами, которые можно легко передвигать. В стиле agile выполнен офис «Альфа-Лаборатория» — подразделения «Альфа-Банка». Концепция дизайна этого пространства основана на двух темах: супергерои и уличное искусство. Это подразделение занимается разработкой электронных сервисов. Именно поэтому для оформления офиса были выбраны столь необычные решения.
«В офисах agile применяются гибкие перегородки из легких материалов, которые позволяют создать уютный опен-спейс с кластерами, где можно в любой момент собраться для обсуждения или "мозгового штурма". Поскольку такие офисы должны быть уютными, располагать к общению, в их дизайне используются яркие цвета, графика, мягкая мебель и другие непривычные для классического формата детали», — говорит директор по маркетингу компании RD Management Марина Зак.
Еще один интересный пример — офис компании Pro-Vision Communications. «Новый офис Pro-Vision выполнен в популярной сейчас эстетике industrial loft — промышленный интерьер, панорамное остекление и большие светлые пространства, устраняющие преграды в общении. В нашем офисе вовсе необязательно весь день находиться на одном месте. Если хочется сконцентрироваться или просто переменить обстановку, можно взять ноутбук и сесть в переговорной, в баре, у окон», — рассказывает президент Pro-Vision Владимир Виноградов.
Конечно, гибкие или agile офисы подходят не всем. «Все компании очень разные, и мы не можем сделать для банка такой же офис, как для Google — у них разный формат работы, разные требования по приватности, по формализации процессов. Думаю, будущее за офисами, отвечающими потребностям конкретных компаний, способными дать сотрудникам максимальную возможность работать комфортно и эффективно», — резюмирует Маргарита Серова, коммерческий директор ISG.