Огромный китайский рынок — лакомый кусок для большинства крупнейших мировых корпораций. Отвоевать место под солнцем на нем пытаются и российские компании. За последние полгода отечественным машиностроительным холдингам удалось на четверть увеличить экспортные поставки в КНР. Корреспондент «Ленты.ру», побывавший на китайском предприятии, оборудованном установками российского производства, узнал о нюансах работы в Поднебесной.
Россия в прошлом году экспортировала в Китай машиностроительную продукцию на 2,14 миллиарда долларов, сообщили в Российском экспортном центре (РЭЦ). Годом ранее этот показатель составлял лишь 1,89 миллиарда, то есть за 2015-й вырос почти на 13 процентов. Доля поставок продукции отечественных машиностроительных заводов в структуре несырьевого экспорта в КНР за прошлый год увеличилась с 5 до 7,5 процента.
Директор по экспортной политике и анализу РЭЦ Михаил Снег отмечает, что развитию товарооборота и увеличению российского несырьевого экспорта в Китай способствуют доверительные политические отношения. По словам эксперта, увеличение стоимости поставок в Китай было достигнуто, в первую очередь, за счет легковых автомобилей (почти в 12 раз), реактивных двигателей и газовых турбин (на 6 процентов), запорной арматуры (в 15 раз) и устройств на жидких кристаллах (на 39 процентов).
За первые семь месяцев 2016 года стоимость экспорта России в Китай продукции машиностроения составила 974 миллиона долларов, увеличившись более чем на четверть к аналогичному периоду 2015-го. Китайский рынок очень емкий, поэтому у нас есть все шансы освоить новые экспортные ниши, уверен Снег.
Пробиться в эти заманчивые ниши и закрепиться там — задача непростая, и отечественные компании прилагают немало усилий в борьбе за рынок. В России давно привыкли, что полки магазинов завалены китайскими товарами. Считается, что обратный процесс — экспорт отечественной продукции в КНР — нечто из разряда фантастики. В поставке продуктов питания и ширпотреба Россия действительно не преуспела. Однако в последние годы в Поднебесной появились десятки высокотехнологичных предприятий, оснащенных российским оборудованием.
Одно из них, работающее на изготовленных в подмосковной Балашихе установках по производству сжиженного природного газа (СПГ), находится в китайском городе Ансу. «Криогенмаш» (входит в группу ОМЗ) за последние восемь лет поставил 22 малотоннажных блока производительностью до 10 тонн СПГ в час для 16 китайских фабрик.
Завод в Ансу — небольшое частное предприятие, способное выпускать 7,5 тонны сжиженного газа в час (три блока по 2,5 тонны каждый). На нем работают 150 человек. Завод выстроили фактически в пустыне, которая тянется на многие сотни километров вокруг. Равнина вокруг покрыта редкими растениями и деревьями, посаженными китайцами для того, чтобы отвоевать у песков еще немного жизненного пространства. На площади менее 10 гектаров построены несколько корпусов, обеспечивающих полный технологический цикл — подачу, очистку, сжатие, сжижение, закачку в хранилище и отгрузку СПГ для дальнейшей транспортировки метановозами. Персонал живет здесь же: за дверью одной из комнат видны многоярусные кровати, на заводе есть столовая и даже баскетбольная площадка.
Суть технологии получения СПГ заключается в охлаждении газа до температуры минус 161 градус Цельсия. В таком состоянии объем топлива уменьшается в 600 раз, оно переходит из газообразного состояния в жидкое. При этом его удобно транспортировать и хранить. «За счет СПГ можно, например, решить проблему со снабжением газом небольших населенных пунктов. Так, строительство хранилища на 250 кубометров СПГ — или около 150 тысяч кубометров обычного газа — обойдется примерно в 40 миллионов рублей. Оно позволит на месяц обеспечить топливом небольшой поселок в одну-две тысячи домов», — рассказал «Ленте.ру» гендиректор «Криогенмаша» Михаил Исполов.
По его словам, сегодня в Китае насчитывается более 260 малых и средних заводов по сжижению природного газа, из них примерно 90 штук — малотоннажные заводы. «Таким образом, доля нашего предприятия — около 15 процентов китайского рынка малотоннажного оборудования СПГ или почти 7 процентов мирового», — подсчитал Исполов. Средняя стоимость строительства мини-завода СПГ в Китае составляет 10-15 миллионов долларов. Сжиженный газ покупают промышленные предприятия, транспортные компании для грузовиков, муниципалитеты — для снабжения газом населенных пунктов. До резкого падения цен на нефть в 2014 году такие мини-заводы в Китае росли как грибы. Однако вслед за стоимостью барреля вниз пошли и цены на голубое топливо — тонна СПГ подешевела с 700 до 450-500 долларов. Теперь ОМЗ более активно ищет заказчиков на других рынках — в частности, в Нигерии, Индонезии, Вьетнаме. Для китайских партнеров «Криогенмаш» также изготавливал установки разделения редких газов и специальное оборудование, использующееся в космических проектах и исследовательских программах.
Оборудование в КНР, помимо предприятий ОМЗ, поставляют и другие крупные российские корпорации: структуры «Росатома» (по российским технологиям построена АЭС «Тяньвань»), группа «Силовые машины», Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), Уральский турбинный завод (осуществлял поставки в Китай до 2004 года) и другие.
По словам Исполова, в числе главных сложностей работы с китайцами — высокая конкуренция и стремление китайских бизнесменов по максимуму использовать собственное оборудование. Так называемый холодный блок, или установка сжижения газа, составляет не более четверти от общей стоимости завода. Все остальное, включая газохранилище, — made in China. «Китайцы хотят, что называется, "все пощупать руками", попробовать в работе. На то, чтобы продать первую установку по сжижению газа, ушло два года. Только после запуска оборудования все пошло легче: бизнесмены со всего Китая начали приезжать на этот завод, чтобы убедиться в надежности технологии», — рассказывает он.
Но это не все трудности, с которыми сталкиваются в КНР российские машиностроители. Поднебесная кровно заинтересована в новых технологиях. Не секрет, что китайцы стараются разобрать сложное технологичное оборудование до винтика, чтобы потом скопировать.
Они с удовольствием создают совместные предприятия с иностранцами, чтобы получить доступ к технической документации, а затем постепенно выдавить «старших» партнеров, в которых больше не нуждаются. Некоторые проекты по своей сути преследуют единственную цель — получение технологий, хотя формально декларируется создание широкой кооперации. В качестве примера можно привести покупку у Украины крупнейшего грузового авиалайнера «Мрия». Вероятно, поэтому Россия не может договориться с Китаем о поставке ракетных двигателей в обмен на технологии электронной компонентной базы для космических программ.
«Криогенмашу» пришлось отстаивать права на ноу-хау в китайских судах. Пока успешно. Но что будет дальше — большой вопрос. «У нас более 10 патентов. Права на них подтверждены всеми необходимыми документами, в том числе в самом Китае. Однако практически всегда есть способ обойти законодательные ограничения. Например, китайская компания может подать документы на получение нового патента, если внесет в технологию существенные улучшения», — отмечает представитель пекинского офиса «Криогенмаша».
Бурное развитие Китая, последовавшее вслед за экономической реформой, запущенной еще в конце 1970-х, позволило преодолеть практически повсеместную бедность и создать мощную производственную базу в стране. За Поднебесной прочно закрепился статус второй экономики мира после США. Средняя зарплата низкоквалифицированного рабочего в Пекине сегодня составляет 350-500 долларов в месяц, учителя — более тысячи долларов, а инженер может спокойно рассчитывать на 2,5-3 тысячи долларов. В Китае за последние два десятилетия существенно повысился уровень жизни благодаря изменениям в социальном и экономическом устройстве, но главное — произошел мощный технологический рывок, который и позволил КНР стать «мировой фабрикой».
Неудивительно, что в сотрудничестве с китайцами заинтересованы многие крупные корпорации, в том числе и российские. Так, компании из Китая стали ключевыми партнерами по созданию в России первой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Крупные проекты намечаются в авиастроении и энергетике, сферах мирного атома, освоения космоса. За первое полугодие 2016 года, по данным РЭЦ, российско-китайский товарооборот составил 28 миллиардов долларов. Тем не менее Россия пока занимает менее 2 процентов в общем торговом обороте КНР, значительно уступая другим партнерам, а основными статьями российского экспорта остаются углеводороды и сырье.
Первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев считает, что для продвижения экспорта на Восток нужно развивать уже действующие программы поддержки — госгарантии для исполнения экспортных контрактов, субсидирование транспортных издержек и ряд других. Наиболее перспективные направления для увеличения поставок машиностроительной продукции — Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, говорит он. Но для того чтобы отечественные заводы могли тягаться с заграничными конкурентами, им необходимы льготные кредиты. Там, где работа идет по механизму лизинга или через совместное финансирование проектов, нужно, чтобы наши предприятия могли кредитоваться под 2,5-3,5 процента годовых, резюмирует Гутенев. Зампред правления Союзмаша также напомнил о нескольких крупных проектах, открывающих широкие возможности для российских машиностроителей: совместное с КНР производство широкофюзеляжного самолета и тяжелого вертолета на базе Ми-26, а также Восточное энергокольцо (создание единой энергосистемы Россия — Япония — Южная Корея — Китай).