Путешествия
00:09, 27 сентября 2016

«Друзья потопили три моих корабля» Президент клуба «Полярный Одиссей» — о северных морях и заветах Ельцина

Беседовала София Дзюба
Фото: Павел Семенцов / Фотобанк Лори

Президент петрозаводского морского клуба, историко-культурного центра и одновременно музея «Полярный Одиссей» Виктор Дмитриев рассказал «Ленте.ру» о своих встречах с Борисом Ельциным и Папой Римским, онежских кладах, поморских кочах и развитии внутреннего туризма.

В этом году клубу «Полярный Одиссей», очень популярному в Петрозаводске, исполняется 35 лет. С чего все начиналось?

Если вспоминать самое первое судно, которое мы купили в 1974 году, то морскому клубу больше 40 лет. Судно называлось «Арго», а мы называли себя аргонавтами.

Виктор Дмитриев
Фото: София Дзюба

Я мечтал уплыть куда-нибудь далеко еще с детства. Зачитывался романом Каверина «Два капитана». Мне всегда хотелось пройти путем известных мореходов — Ларсена, Амундсена, Хейердала. Эта идея сидела в голове. После армии я работал радиоинженером в Петрозаводске, а мой приятель пришел однажды и говорит: «Там девчонка какая-то продает судно, пойдем посмотрим». Сказано — сделано. Пошли, посмотрели. Метров 12 длиной, без мотора — этакая плавающая дача. Цена была приемлемая для корабля — 500 рублей (в то время научному сотруднику платили порядка 100 рублей в месяц).

Мы с друзьями создали акционерное общество, проще говоря, скинулись, кто сколько мог. У меня был основной взнос, а остальные принесли, что могли для судна — кто якорь, кто лебедку, кто еще что-то. В выходные отправились изучить приобретение повнимательнее. Оказалось — купили корыто с гнилыми бортами. Стали восстанавливать. Но к сожалению, судно долго не протянуло. В мое отсутствие случился сильный шторм, и корабль выкинуло на берег. Конечно, можно было его отремонтировать, но я решил, что лучше получить страховку и двигаться дальше. Вышибали страховку всей командой. В итоге с большим трудом, но получили деньги, разделили, и я решил построить что-то более надежное.

Приобрел новый корабль с нежным именем «Золотая лань». Она-то и положила начало «Полярному Одиссею». Почему полярному? Потому что я жил на улице Полярной. Собирались ходить на нем в полярных водах Арктики, как знаменитые мореходы. И вот я, словно Одиссей, шел в Арктику, а Пенелопу, жену мою, дома оставил. Так начались путешествия по северным морям. Много лет уже этим занимаемся.

Что вы там искали, в северных морях?

Мне очень хотелось найти следы поморских кочей (коч — мореходное парусное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное — прим. «Ленты.ру»). В древние времена поморы именно на них ходили в Арктику.

Было много знакомств, встреч, пока этим занимались. Появился еще «Стальной корабль», который прошел по Скандинавии, дошел до мыса Нордкап на севере Норвегии. На его борту Ельцин бывал, приезжал на президентскую рыбалку. Я ему вещаю, что у нас тут надо развивать туризм. А Ельцин говорит: «Конечно, надо, давайте развивать». Оставил нам памятную надпись, вот: «Давайте готовить большой маршрут Петра I и рейс на Северный полюс!»

Были времена… Папа Римский нас лично принимал, когда по Средиземноморью плавали. Я был молодой научный сотрудник. Какая встреча! Первые русские мореплаватели у Иоанна Павла II!

С Сенкевичем много общались, приглашали его в нашу полярную экспедицию. Но он отказался, сказал, что больше любит теплые воды.

Ходили на Итаку, родину Одиссея, ну и я, второй Одиссей, тоже там побывал.

У меня такой менталитет — люблю строить корабли, уже небольшая флотилия образовалась. На всех кораблях ходить не могу одновременно, поэтому делегировал полномочия своим друзьям-капитанам. Но за всеми ведь не уследишь. Вот и потопили три корабля друзья мои. По глупости. Ну, это был у меня такой социальный эксперимент, больше так не делаю.

Сколько сейчас кораблей на ходу?

Сейчас у нас три корабля здесь в гавани, можно брать и выходить в море. Развиваем потихоньку внутренний туризм, катаем путешественников по Онеге. Наш девиз: «Возрождение, сохранение, развитие общественного морского сознания нации». И мы здесь, в Петрозаводске, в городе Петра, родоначальника русского флота, стараемся возрождать судостроение.

А туристов много?

Да, изрядно. Иностранцы и наши со всех уголков России. На Онежском озере очень много интересных мест — необитаемые острова, заливы, о которых мало кто знает. Мы туда плаваем, открываем их для людей. Проводим тематические игры — ищем сокровища, в пиратов играем. Приезжали путешественники, договорились между собой о сумме клада, сбросились, поместили клад в банку, спрятали, разметили точки на карте. Кладоискатели, туристы наши, ищут клад, пираты нападают, рядом здесь поросенок на вертеле поджаривается.

Все очень органично…

Да, народ развлекается. Остров сокровищ! Даем карту с подсказками для поиска клада в 1 миллион фунтов стерлингов. Все наши корабли с пушками, которые можно заряжать настоящими снарядами, а можно шариками. Можно пальнуть картофелиной или помидором.

Вся информация есть на сайте морского клуба «Полярный Одиссей» — звоните, пишите. Если почасовые прогулки хотите, то первые два часа — по 5000 рублей аренда корабля с 10 мореплавателями-туристами. Если сутки, то 25 тысяч рублей в будни, а 28 тысяч рублей в выходные. Мы многому учим, все рассказываем, показываем, как судно устроено. Навигация — с конца мая до начала октября.

А с вами какие-нибудь морские приключения случались?

Бывало всякое. Однажды неподалеку от американской морской базы на Гаити нас шторм накрыл. Причалили ночью к крейсеру, встали на якорь, команда легла отдыхать. Утром просыпаемся, а к нам два американских гостя стучат, пришли с двумя бутылками водки. Посидели, подружились, они помогли починить судно.

Еще была история, я ее называю «Шпионский корабль». Плавали в Германию, попали в шторм, нужен был ремонт. Пришвартовались, чиним судно, а командовал кораблем капитан первого ранга, это приравнивается к капитану крейсера. И вот их морская служба пронюхала, что мы во главе с капитаном военного корабля ходим. За нами начали следить, мы поплыли к финнам — те не пустили в свой порт, к шведам — те стали искать шпионскую аппаратуру. Нашли бутылку со странной жидкостью (ну, фактически писсуар капитана), спрашивают нас: «Что такое? Отравить народ Швеции хотят?» Еще нашли 10 бутылок водки. После этого шведские журналисты в местной газете написали про нас статью «Шпионский корабль».

Что в работе? Какие планы?

Мы сейчас консультировали Федора Конюхова, разрабатывали его одиночное плавание во льдах. Завершаем навигацию, до октября еще много работы. Зовут во Францию в плавание — хочется поехать. В работе экспедиция по Северному морскому пути.

А вообще, мечтаю здесь создать гавань — целое историческое государство со своими законами, пиратами, кладоискателями. Пока ждем поддержки чиновников, тяжеловато идет. Надеемся, получится.

Ну что, поплаваете? Сходите, возьмите лодочку, покатайтесь.

< Назад в рубрику