Картина «Тройка» кисти Василия Перова — символ тяжелой участи детей низших сословий в России XIX века. Отмена крепостного права в России открыла широкие возможности. Но вместо крепостных появилось множество маленьких невольников на фабриках. На население империи тяжким бременем легла ноша мирового экономического кризиса.
Ранней весной 1870 года в особняк крупного торговца льном Сергея Третьякова на Пречистенском бульваре пришел художник Василий Григорьевич Перов в сопровождении пожилой женщины, одетой в рваный полушубок. На ногах ее были большие, покрытые грязью лапти. Живописец попросил хозяина показать своей спутнице, которую он называл тетушкой Марьей, картину, проданную старшему брату купца — Павлу. Тот собирал коллекцию картин с намерением подарить ее Московскому обществу любителей художеств с условием, чтобы она была открыта для осмотра.
Увидев полотно, женщина опустилась на колени и заплакала: «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» Художник вышел из зала, оставив ее одну. Спустя несколько часов Перов вернулся. Тетушка Марья все еще стояла на коленях и молилась перед картиной его работы. На ней были изображены трое уставших и замерзших детей, которые тащат на санях огромную бочку с водой. Сзади повозку толкает взрослый мужчина, перед санями бежит собака, на заднем плане — заиндевевшая Китайгородская стена.
Центрального натурщика художник искал долго. Наконец он встретил подходящий типаж — 12-летний мальчик Вася. О позировании Перов договаривался с его мамой, тетушкой Марьей.
И вот теперь четыре года спустя она пришла к художнику с небольшим подарком — маленьким узелком с продуктами и небольшой суммой денег — все, что удалось заработать за зиму и выручить от продажи всего нехитрого скарба. Художник не сразу ее узнал — настолько женщина была убита горем. Она умоляла продать картину, на «где списан ей сын». Оказалось, что мальчик год назад умер от оспы.
Перов не мог продать картину несчастной женщине, поскольку она уже давно была продана купцу Павлу Третьякову и теперь висела в доме, принадлежащем его брату. Он отвел тетушку Марью в особняк богатого мецената, чтобы та могла хотя бы посмотреть на портрет сына. Увидев горе женщины, художник дал ей слово написать специально для нее портрет Васи и подарить ей. Он выполнил обещание и послал портрет в деревню в позолоченной раме.
Картина, полученная Павлом Третьяковым, называлась «Тройка». Казалось бы, на полотне с таким названием должны быть изображены красавцы-кони под дугой с бубенцами. А тут тяжелые сани волокут изможденные, еле живые дети. К картине Перов приписал пояснение: «Ученики мастеровые везут воду». Тогда в ученики к разным ремесленникам, а также на фабрики, в магазины и лавки отдавали тысячи детей. Как правило, это были дети крестьян.
Когда по всей империи в церквях зачитали царский указ об отмене крепостного права, далеко не все крестьяне были этому рады. Они перестали быть собственностью помещика, но объявлялись временнообязанными. То есть должны были все равно отрабатывать часть времени на барина и платить денежный оброк. Отменив крепостное право, царь все же не собирался конфисковывать у помещиков землю и раздавать ее вчерашним крепостным. При этом землевладельцы все больше нуждались в деньгах.
Товарно-денежные отношения все активнее вытесняли натуральное хозяйство. Чтобы платить повинность, да и зарабатывать самим, крестьяне шли в города наниматься на разного рода работы. Ломался старый уклад жизни. Кто-то устраивался на фабрики, кому-то удавалось найти место прислуги. В этом процессе участвовали не только взрослые, но и дети. И в этом не видели ничего страшного: в конце концов, дети помогали в деревне своим родителям в поле и, вообще, начинали работать, как только становились способными к труду. Почему бы не помочь семье заработать лишнюю копейку? Так и появлялись ученики-мастеровые, которых использовали как разнорабочих.
60-е годы XIX века были отмечены экономической депрессией. Урожайность не повышалась, а промышленное производство падало. Император Александр II провозгласил отказ от протекционистской политики и снизил импортные пошлины.
Либерализация внешней торговли началась в 1857 году, а затем в течение нескольких лет наблюдалось падение производства внутри России из-за возросшей конкурентоспособности зарубежных товаров, например английского текстиля. К 1862 году переработка хлопка в Российской империи упала в 3,5 раза, а выплавка чугуна сократилась на четверть. Первые признаки экономического кризиса проявились уже в 1859 году, когда ухудшился торговый и платежный баланс страны.
Экономические проблемы были в то время не только у России, но и у ведущих европейских стран и США. Только они были несколько иного рода: там был кризис перепроизводства. Поэтому западные страны и искали рынки сбыта, а когда Россия снизила импортные пошлины, устремились в новую нишу.
В Германии, Франции и США учреждалось много новых предприятий. Но этот рост часто был чисто спекулятивным. В конце 50-х годов широкое хождение получили дутые векселя. Под них банками предоставлялись значительные ссуды, в то время как товары невозможно было сбыть либо они были переоценены. При этом одни векселя оплачивались другими. Центром спекуляций оказалась Франция. Активно наращивали кредитование британские банки. В результате на финансовых рынках надулись пузыри. Все это привело к кризисам перепроизводства. Первый из них разразился в 1857 году, а второй — в 1866-м (как раз тогда, когда Перов написал свою «Тройку»).
Кризис в Европе и Америке своеобразно отозвался в России, только что ликвидировавшей крепостное право. В конечном счете экономические сдвиги привели к тому, что нужда погнала в города тысячи деревенских жителей, среди которых было немало подростков.