Посетители онлайн-магазинов могут комментировать предлагаемую продукцию, помогая другим покупателям ориентироваться в ассортименте и понять, что стоит брать, а что — нет. Но иногда авторы обзоров откровенно потешаются над аудиторией. «Лента.ру» изучила, что пишут покупатели.
В августе 2013 года американец Дерек Медина запостил в Facebook фотографию окровавленного тела своей жены Дженнифер Альфонсо, лежащей на кухне. Подпись: «Я попаду за решетку или меня приговорят к смертной казни за убийство жены. Люблю вас, ребята, скучаю, берегите себя. Скоро увидите меня в новостях». По версии Медины, события разворачивались так: супруги поссорились, он взял пистолет и выстрелил. В этот момент дома была их 10-летняя дочь.
Дела Медины шли плохо: менеджер по недвижимости, в какую бы компанию он ни устраивался, его быстро увольняли. Помимо нелюбимой работы, впрочем, у него было страстное увлечение — он писал и самостоятельно публиковал в книжных онлайн-магазинах книги об отношениях и о том, как хороша жизнь. После этих событий одна из них наконец получила признание. Книга называлась «Как я спас жизнь человека, сохранил брак и решил семейные проблемы с помощью общения».
Интернет-магазин Amazon, в котором продается эта книга, позволяет читателям оставлять комментарии по поводу прочитанного. После того как об инциденте рассказали в новостях, люди начали активно делиться своими впечатлениями о якобы прочитанном труде Медины (хотя вряд ли они его покупали — трудно представить, что многие согласились выложить за это произведение почти 10 долларов).
Несмотря на произошедшее, многие обзоры были чрезвычайно позитивными. «Медина попал в яблочко — это исчерпывающее руководство для тех, кто хочет быть счастлив в браке. Он беспощаден в суждениях, и советы его — просто умереть и не встать. Не теряйте времени и приобретайте эту книгу по убийственной цене. Уверен, мы еще услышим об этой восходящей звезде в новостях», — писал один из комментаторов.
«Та часть, где он говорит о том, как важно сдерживаться и не злиться во время спора, — просто прямое попадание. Книга помогает понять, что, когда ты споришь со своей супругой, лучше ликвидировать корень проблемы», — отмечал другой. Наконец, один из «читателей» сообщает, что книга позволила ему освоить методы общения в браке, которые «сразили наповал» его жену.
Хотя на первый взгляд такие комментарии кажутся предельно циничными, они помогают обществу справиться с потрясением и как-то примириться с тем, что подобные люди существуют. Ну а что касается едких и смешных комментариев к различным продуктам, продаваемым онлайн, — это далеко не редкость. Особенно забавны отклики на классические книги.
Вот как одна из читательниц под ником Arwen оценивает на Amazon достоинства романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы»:
«Когда я прочитала первую часть, мне показалось, что дальше будет лучше, а потом я увязла в нудном русском философствовании. И только покажется, что все это закончилось и повествование вернулось на сюжетные рельсы, как снова возникает повторение сюжета в ходе очень скучной судебной драмы, которая занимает практически четверть всей книги. Вот что бывает, когда издатели платят писателям постранично».
Вполне адекватная критика взрослого человека. Но полезно знать и о том, как дети, читающие книги в школе, относятся к классическим произведениям (и, возможно, делать выводы относительно корректировки школьной программы). Вот что пишет ребенок, прочитавший «Горбуна из Нотр-Дама» Виктора Гюго:
«Эта книга — самое большое разочарование в моей жизни, а я много книжек прочитал. Она абсолютно отвратительная, и я бы не рекомендовал ее ребятам, которым не нравится насилие… да и вообще детям. Много ночей подряд у меня из головы не выходил ее сюжет. Даже просто от воспоминаний о ней у меня пухнет голова и падает настроение.
На заметку любителям Диснея: не покупайте эту книгу, думая, что она похожа на диснеевский мультик, это НЕ ТАК! В мультфильме все смягчено и изменено. Не повторяйте мою ошибку, не думайте, что книга так же хороша, как и мультик!»
Поклонники вампиров, которые вроде бы должны ценить старину, недовольны «Дракулой» Брэма Стокера:
«Может быть, я прочитала слишком много рассказов о Сюки или насмотрелась "Сумерек", но мне казалось, что это "классическое" произведение о Дракуле. Полная фигня, серьезно. Я ТАК РАДА, что скачала эту книгу бесплатно, иначе бы просто вышла бы из себя. Ну как такое может быть классикой? Скучнятина, куча вопросов остались без ответа. И это все? И из-за этого весь сыр-бор?»
Достается всем: «Войне и миру», «Великому Гэтсби», пьесам Шекспира. Но, наверное, ни одну другую книгу не ругают так сильно, как «Моби Дик» Германа Мелвилла. Один из читателей сравнивает этот роман с колоноскопией (причем, по его словам, колоноскопия приятнее), а другой упражняется в сарказме:
«НАДЕЮСЬ, ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ ЧИТАТЬ ПРО КИТОВ… Клянусь, что 85 процентов этой книги посвящено различным советам по забою китов, происхождению китов, видам китов, различным частям тела кита, кашалотам и китам различных окрасов».
Наконец, у пользователей Amazon есть и свои претензии к Евангелию:
«Для тех, кто не знает: это вторая книжка, которую Господь выпустил после Ветхого Завета, и это определенно прогресс, но поработать есть над чем. Сюжету не хватает саспенса, и Бог постоянно повторяется. Персонаж по имени Иисус мне нравится, но будем объективными: о мученике — хорошем парне писали все кому не лень и до этого».
В прицел любителей поглумиться попадают не только книги. Например, очень популярен образец урановой руды, продающийся на Amazon. «Я оставил этот продукт рядом с моей ручной ящерицей. К сожалению, теперь ее рост — 350 метров, и в данный момент она громит Токио», — говорит один из предполагаемых покупателей, поставив лоту пять звезд. Не очень доволен другой посетитель магазина, оценивший товар в одну звезду: «Вообще ноль звезд бы поставил, если бы можно было! По-моему, сверхспособности, которыми этот продукт наделяет вас, выбираются абсолютно случайно. Я вот приобрел рак толстой кишки и смог обонять цвета. И как мне с помощью всего этого бороться с преступностью?! Не покупайте!»
Разнятся и мнения потребителей о реалистичной маске лошади, закрывающей всю голову. «Она не полностью закрывает голову лошади, и животному трудно в ней дышать!» — возмущается один автор. Другой, наоборот, очень доволен: «Надев эту маску, я получил все, что хотел. Охапку сена, кучу времени на то, чтобы скакать. К тому же теперь мне не нужно надевать штаны». «Ношу продукт уже 87-й день, и лошади признали меня за своего. Я научился понимать и уважать эти благородные создания», — вторит ему третий.
Некоторые сообщают о неожиданных применениях вроде бы совершенно скучных вещей. Например, один покупатель термостата с возможностью удаленного управления температурой в доме рассказывает историю своей мести бывшей жене. После развода, в результате которого он лишился жилища, собаки и денег, она вышла замуж за более богатого.
Теперь, когда пара уезжает на выходные, мститель выкручивает обогреватель на полную, а к их приезду устанавливает комфортную температуру. «Представляю, какие счета за электричество они получают! Понимаю, что долго это не продлится, но каждый раз, заходя в систему и видя, что мой пароль не аннулировали, я не могу сдержать улыбки», — потирает руки он. В его планах — дождаться жаркой погоды и врубить термостат на максимум, когда голубки будут спать.
В магазинах игр и программного обеспечения тоже попадаются обзоры, помогающие взглянуть на продукт с другой стороны. Вот отклик об игре Grand Theft Auto V, скачанной в магазине Steam: «Создал своего героя, купил маску, ограбил магазин с пистолетом без патронов, продавец заметил, что пушка была пустой, и выстрелил в меня несколько раз. Потом я пошел домой и поиграл в GTA, и все было просто здорово».
Игрок недоволен игрой Duke Nukem Forever: «Совет профи: в начале игры Дюка можно завести в его джакузи, присесть и подождать, пока он утонет. Это самая лучшая концовка, потому что вам не придется проходить эту дребедень».
В серии японских игр Metal Gear Solid главного героя зовут Solid Snake, что с английского переводится как «Твердый Змей». Выход каждой серии вызывает ажиотаж в стане поклонников, и многие, конечно же, не могут сдержать своих эмоций. «Мой змей не на шутку затвердел!» — признается один из них.
Пользовательские обзоры помогают маркетологам лучше понять свою аудиторию, и тут весьма показателен запуск в 2012 году магазинов музыки и фильмов компаний Apple и Google в России. Если посмотреть на отзывы, сразу видно, какая платформа приносит больше денег разработчикам приложений, музыкальным лейблам и кинокомпаниям. Самые смешные комментарии российских покупателей обычно касаются не качества продукта, а его цены, в отличие от неизбалованного западного потребителя, не привыкшего, что в сети все достается бесплатно.