В эти дни, 29-30 сентября, на Украине отмечают скорбную дату — 75-ю годовщину массового убийства евреев в Бабьем Яру, совершенного в 1941 году после захвата Киева фашистами. Однако торжественные траурные мероприятия, в которых наряду с руководителями Украины принимают участие представители Германии, Венгрии и ЕС, омрачил дипломатический скандал. Президент Израиля Реувен Ривлин на специальном заседании Верховной Рады заявил, что украинцы, а особенно Организация украинских националистов (ОУН, запрещена в России), причастны к массовым убийствам и преследованиям евреев в годы Второй мировой войны. Как на это отреагировали в Киеве и какие возможны политические последствия — разбирается «Лента.ру».
Подготовка Украины к траурным мероприятиям в связи с 75-й годовщиной трагедии Бабьего Яра началась с акта вандализма. 5 мая, когда в Израиле отмечали День памяти, группа молодых людей в Бабьем Яру сожгла флаг Израиля. Возмущению Киева не было предела, особенно негодовал мэр столицы Виталий Кличко. «Недопустимо, чтобы над памятью жертв издевались. И еще в месте, которое знают в мире как один из символов страшного преступления фашизма», — заявил градоначальник, попросив силовиков как можно быстрее найти вандалов. Надо ли говорить, что об этом вскоре забыли и о поимке вандалов никакой информации так и не поступило. А ведь это не единичный случай — в постмайданной Украине ЧП в Бабьем Яру случаются регулярно. Так, весной 2015 году неизвестные облили бензином и подожгли там церковь.
В конце августа Порошенко подписал указ о создании организационного комитета по подготовке к годовщине трагедии Бабьего Яра. Помимо траурных мероприятий, документ предусматривает разработку плана по развитию Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» и, в частности, проведение международного конкурса соответствующих проектов. Главным же гостем в Киеве в эти дни должна была стать Ангела Меркель, однако с визитом федерального канцлера Германии не сложилось. В Киеве сделали все, чтобы замять непродуманный анонс, что наводит на мысли о крайне негативной реакции Берлина на такую поспешность.
Двуличность украинской власти в связи с этими траурными мероприятиями предстала во всей красе. Ни для кого не секрет, что нынешний украинский парламент категорически выступает за героизацию ОУН-УПА (Украинская повстанческая армия — крыло ОУН, также запрещена в России) и ряда подобных националистических украинских формирований. В апреле 2015 года Рада приняла закон о признании этих организаций борцами за независимость Украины в ХХ веке. Нынешний глава законодательного органа Андрей Парубий тогда назвал это «историческим решением», подавляющее большинство парламентариев с ним согласились. Теперь граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, проявляющие публичное пренебрежение к «героям», должны за это ответить по закону, что придает ситуации с выступлением президента Израиля в украинском парламенте особую пикантность.
Парламентские слушания в Верховной Раде Украины «75-я годовщина трагедии Бабьего Яра: уроки истории и современность» организовали на самом высоком уровне. Пригласили церковных иерархов, дипломатический корпус, представителей национальных общин, диаспоры, в частности президента Всемирного конгресса украинцев, иностранных гостей разного калибра, правозащитников, ученых и исследователей холокоста. Межгосударственный статус мероприятию придавало участие президентов Украины и Израиля. До выступления Реувена Ривлина все шло по киевскому сценарию. И вот ему предоставили слово.
«Около 1,5 миллионов евреев было убито на территории современной Украины во время Второй мировой войны в Бабьем Яру и многих других местах. Их расстреливали в лесах, возле оврагов и рвов, сталкивали в братские могилы. Многие пособники преступления были украинцами. И среди них особо выделялись бойцы ОУН, которые издевались над евреями, убивали их и во многих случаях выдавали немцам. Верно и то, что было более 2,5 тысяч праведников народов мира — те считанные искры, которые ярко горели в период темных сумерек человечества. Однако большинство молчали. Отношения между украинским и еврейским народами сегодня устремлены в будущее, но мы не можем допустить, чтобы история как с ее страшными, так и с ее хорошими событиями забылась», — заявил Ривлин. И подробно рассказал украинским депутатам о близких родственниках своей жены, которых убили летом 1941 года на Украине, в селе Белозерка Винницкой области.
На спикера Рады Парубия было жалко смотреть: он едва сдерживался. Порошенко же сохранил траурно-невозмутимое выражение лица, и заседание продолжилось в намеченном порядке.
Первые лица государства — президент, премьер-министр и глава Верховной Рады — воздержались от комментариев относительно обвинений Реувена Ривлина. Лишь Порошенко обронил несколько общих слов о том, что он строит страну, где нет места антисемитизму.
Но не все политики высокого ранга воспользовались шансом промолчать. Вице-спикер Верховной Рады Украины Ирина Геращенко заявила, что президент Израиля позволил себе «определенные некорректные и недипломатичные оценки» некоторых страниц трагической украинской истории, неуместные слова в дни траура «в парламенте страны, которая сегодня тяжело борется за свою независимость». В то время как, по оценке вице-спикера Рады, все выступавшие на слушаниях от украинской стороны «проявили мудрость, уважение к памяти жертв и высокую политическую культуру».
Среди фракций парламента наибольший шум предсказуемо подняла Радикальная партия Олега Ляшко. Сам лидер партии потребовал от президента Израиля извинений перед украинским государством и народом, а в качестве дополнительной компенсации — решение Кнессета Израиля признать голодомор (так на Украине официально называют голод 1932-1933 годов) геноцидом украинского народа. Еще один представитель радикалов, Андрей Лозовой заявил о сложении полномочий заместителя руководителя группы межпарламентских связей с Израилем «в знак протеста против унижения украинцев». Фракции большинства, «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт», вслед за своими патронами благоразумно промолчали.
Зато не молчали многочисленные эксперты. Разумеется, виноватыми опять назначили российскую и советскую пропаганду. «Президент Израиля в своем выступлении в украинском парламенте повторил советский миф», — рубанул руководитель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. Глава нынешней ОУН и по совместительству заместитель председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины Богдан Червак назвал выступление Ривлина «плевком в душу украинцам», отдельно обратившись к украинским евреям: «Убедите господина президента, что читать московские газеты и смотреть российское ТВ не просто вредно, но и неприлично». По мнению украинского чиновника-националиста, узнать о массовых убийствах в годы Второй мировой граждане Украины могли только из российских СМИ.
Нынешний скандал с «героями» — не первый для Киева. Летом этого года польский Сейм принял резолюцию о геноциде, устроенном украинскими националистами гражданам Речи Посполитой в годы Второй мировой войны. Власти Украины отреагировали на это вяло. Верховная Рада Украины, конечно, приняла ответное заявление — но это было уже в сентябре, то есть не вполне к месту, и поддержали его всего 247 депутатов.
Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко считает, что решение Польши и заявление главы Израиля свидетельствуют о системной проблеме и слабости нынешней украинской дипломатии. Похоже, с претензиями Украине выстраивается целая очередь. Нерешительность официального Киева правительствами соседних государств может восприниматься как признание своей вины.
Нынешний скандал в очередной раз показал, что Киев не вполне понимает, как его официальная линия воспринимается за рубежом. Когда в ответ на героизацию боевиков ОУН украинские власти услышали резкую отповедь, реакция некоторых политиков напомнила сакраментальную реплику героя анекдота «А нас-то за що?».