С 2014 года компания «Норникель» поддерживает социальных предпринимателей Заполярья. Благодаря программе «Мир новых возможностей» активные жители Красноярского края и Мурманской области могут получить гранты на реализацию своих стартапов. В конкурсе участвуют проекты, имеющие социальную направленность: меняющие городскую среду, направленную на поддержку незащищенных слоев населения или на образование детей. Можно ли изменить северный город, открыв там молочную кухню, и как получить грант и стать бизнесменом, «Ленте.ру» рассказал начальник Управления благотворительных программ департамента социальной политики «Норникеля» Игорь Сухотин.
«Лента.ру»: Зачем вы поддерживаете социальных предпринимателей?
Сухотин: Мы считаем, что социальное предпринимательство — это хороший инструмент развития социальной среды в регионах нашего присутствия.
Чем оно хорошо? Во-первых, в социальное предпринимательство приходят очень активные люди с активной позицией, которые хотят что-то улучшить и что-то изменить. У них уже есть какие-то ресурсы, опыт, у некоторых даже имеется опыт ведения бизнеса. Соответственно, изменения они могут производить быстрее и качественнее.
Еще один важный момент связан с тем, что социальные предприниматели создают новые услуги, которые по разным причинам отсутствуют в наших регионах. Их проекты становятся устойчивыми и работают как бизнес.
И что вы делаете?
У компании есть программа «Мир новых возможностей», одно из направлений которой связано с развитием социального предпринимательства.
Как это работает?
У нас есть курс «Школа социального предпринимательства», на который приглашаются все желающие. На входе мы имеем около 90 человек. Дальше действует следующая механика: курс разбит на четыре сессии, по итогам которых участники должны выполнить домашние задания и сдать их преподавателям. Если их принимают, человек шагает дальше. В силу разных причин не все с этим справляются.
По итогам обучения у каждого участника появляется бизнес-план, который он представляет на инвестиционной сессии. Там уже эксперты — представители бизнеса и власти — оценивают проекты с точки зрения экономических показателей и социальных эффектов и выбирают победителей, которые получат гранты на их реализацию. Если судить по последней сессии, из 90 человек, которые пришли, мы получили 16 бизнес-планов.
Что это за проекты?
Это совершенно разные проекты: от создания молочной кухни в Норильске за 9 миллионов до создания обучающих курсов за 180-200 тысяч рублей.
В конкурсе социальных проектов у нас есть номинация, связанная с научно-техническим творчеством молодежи. И мы в Норильске и Мончегорске открыли по лаборатории научно-технического творчества FabLab (от английского Fabrication laboratory — мастерская), где каждый желающий может прийти и попробовать что-то изготовить своими руками. Также мы проводим фестивали научных достижений для жителей наших городов. Последний прошел в прошлую субботу в Дудинке, в воскресенье — в Норильске, 1 октября пройдет в городе Заполярном. А в ноябре будет фестиваль науки в Красноярске. В этих фестивалях принимают жители городов от 0 до 90 лет.
За то время, как компания поддерживает социальных предпринимателей, Норильск изменился?
Представляете Норильск — 250 тысяч жителей. Два года усилий и около десяти проектов-победителей, которые только начали работать, не в состоянии кардинально изменить город за такой короткий срок. Но, совершенно определенно, они решают точечные проблемы. Например, в Норильске с 2011 года не было молочной кухни, а теперь в конце года она появится. В маленьком поселке городского типа Никеле появится гостиница, куда смогут приезжать туристы, в том числе и из Норвегии. Сказать, что кардинально изменился город нельзя, но новые услуги точно появляются, и на этом этапе это самое главное.
«Норникель» занимается данной программой с 2014 года. Растет ли интерес жителей городов к ней?
Нет, и мы к этому не стремимся. Больше вам скажу — это вредно. Не могут все быть предпринимателями. Тем более социальными предпринимателями. Это дано немногим. Наш показатель — порядка 90 анкет, которые подаются для участия, держится стабильно два года. Да и ограничено у нас все — мы же не Москва или Санкт-Петербург.