Культура
00:12, 3 октября 2016

«Представьте жестокий вестерн — только с роботами» Эд Харрис о сериале «Мир Дикого Запада» и недовольстве Америкой и киноиндустрией

Подготовил Денис Рузаев
Эд Харрис
Кадр из сериала «Мир Дикого Запада»

На HBO и в сервисе «Амедиатека» начали показывать одну из главных телепремьер сезона, фантастический триллер Джонатана Нолана «Мир Дикого Запада». Действие разворачивается в ближайшем будущем, в тематическом парке развлечений, позволяющем гостям очутиться в реалиях вестерна и убивать, насиловать, любить андроидов, которые изображают ковбоев, проституток, шерифов, бандитов или обывателей. В дорогом и переполненном звездами, как это принято у HBO, сериале заняты артисты уровня Энтони Хопкинса, Эван Рэйчел Вуд, Джеффри Райта, Тэнди Ньютон и Джеймса Марсдена. Один из самых заслуженных актеров Голливуда Эд Харрис, сыгравший в «Мире Дикого Запада» зловещего убийцу, Человека в черном, рассказал «Ленте.ру», как в одном сюжете уживаются ковбои и андроиды и какое отношение все это имеет к Дональду Трампу.

«Лента.ру»: Как вы считаете, «Мир Дикого Запада» по жанру ближе к фантастике или вестерну?

Эд Харрис: Думаю, пятьдесят на пятьдесят. Конечно, все зависит от ситуации в конкретной серии, но насколько мне помнится, каждая довольно хорошо сбалансирована. Часть действия разворачивается в штаб-квартире создавшей парк «Мир Дикого Запада» корпорации — это научно-фантастическая составляющая, особенно процесс изготовления андроидов. Другая часть сериала происходит в самом парке. Представьте жестокий вестерн — только с участием роботов.

«Мир Дикого Запада» вдохновлен классическим одноименным фильмом Майкла Крайтона — у которого в молодости вы сыграли в другой ленте, под названием «Кома».

«Кома» — мой самый первый полнометражный фильм, у моего героя даже имени не было. Впрочем, я и в «Мире Дикого Запада» играю... Человека в черном. Вот чем похожи начало карьеры и ее финал! Тебе достаются герои, у которых даже имен нет (смеется). Майкл Крайтон... Он был такой высокий, почти два метра ростом. Очень умный и интересный человек. Полимат, энциклопедист. Жаль, что он больше не с нами (Крайтон, писатель, сценарист и режиссер, умер в 2008 году — прим. «Ленты.ру»). Думаю, ему эта тема была бы по-прежнему интересна. Вы ведь знаете, что в 1980-м Крайтон работал над сериалом-продолжением «За пределами Запада»? Они сняли, кажется, только пять эпизодов. Не знаю, что там не сложилось, сам я его не смотрел. Потом Крайтон написал «Парк Юрского Периода». Широкого кругозора был человек. Исключительный.

На ваш взгляд, в чем суть научной фантастики? Предсказывает ли она будущее в той или иной степени или отражает проблемы современного нам общества, которые в свою очередь могут к описываемому будущему привести?

Не могу назвать себя большим фанатом фантастики как жанра. Никогда не увлекался ни книгами, ни фильмами. Мне интересны прежде всего хорошие истории, независимо от того, в какой обстановке они разворачиваются — на земле, в космическом пространстве или вообще на другой планете. Мне нравится наблюдать за отношениями между людьми, как в литературе, так и в кино. Если считать фантастику предсказанием, то прогноз большинства писателей-фантастов на будущее не самый оптимистичный, вам не кажется? А если она отражает реальность, то уже люди, мы то есть, предстаем в не самом лучшем свете. В последние годы я заметил, что и кино, и литература все чаще предлагают нам антигероев. Грань между добром и злом стирается, и порой трудно сказать, кто есть кто. А может быть, это я перестал понимать мир вокруг себя? Я, знаете ли, многое стал забывать. Прочитаю что-нибудь и через какое-то время не могу вспомнить, о чем там речь шла.

«Мир Дикого Запада» много внимания уделяет проблемам искусственного интеллекта. У вас об ИИ есть мнение? Убьет он нас рано или поздно, как полагаете?

Скажу вам честно: вот уж о чем, а об искусственном интеллекте я не думаю. Вообще. Даже о том, как эту тему освещает наш сериал. Но Джонатан Нолан, создатель «Мира Дикого Запада», могу вас заверить, думал об этом достаточно. Он и его соавтор Лиза Джой с головой ушли в этот метафизический, экзистенциальный подтекст сериала. Слава богу! Для нас, актеров, счастье, когда у сценаристов и режиссеров есть четкое, внятное видение. Я так хорошо, как Джонатан, артикулировать все это не смогу — тем более что не хочется спойлерами портить зрителям просмотр. Для меня главное было знать, чего от меня хотят по части работы над персонажем, актерской игры. С этим проблем не возникало. А про своего персонажа, Человека в черном, скажу только, что это самый таинственный и непредсказуемый герой сериала. Он пытается докопаться до скрытой от всех правды, он тот, чьего появления никто не ждал.

Он, особенно в начале, кажется главным антагонистом. Причем — непобедимым.

Вообще-то, мне, конечно, не стоило бы много говорить о герое и о том, что с ним происходит. Но думаю, что его мотивацией как раз служит уязвимость — о которой он знает. Мне кажется, он даже хочет, чтобы опасность была реальна, чтобы на кону стояло что-то весомое. Мне как человеку, конечно, какие-то стороны его личности кажутся странными, но я всего лишь актер, и моя задача — убедительно перенести его на экран. Не то, чтобы я получал удовольствие, убивая людей самым жестоким образом, чем, среди прочего, занят Человек в черном. В этот момент я чувствую только то, что должен чувствовать мой персонаж. Ничего больше.

Он и выглядит угрожающе — оружие, этот черный костюм.

Он и должен выглядеть угрожающе, а зрители должны быть напуганы или обеспокоены насилием, которое он творит, демонами, которые его терзают. Таков замысел. Знаете, я не против Второй поправки как таковой (гарантирующей гражданам США право на оружие — прим. «Ленты.ру»), но мне кажется, ситуация с оружием в США нуждается в кардинальном пересмотре. Доступ к определенным типам оружия надо усложнить. Сейчас ничего не стоит заполучить АК-47 — всего за день-два, без всяких проверок. Лобби оружейных компаний настолько влиятельно, что доходит до безумия. Остается только надеяться, что здравый смысл возобладает.

Ваш персонаж в какой-то степени отражает вот это одержимое оружием, патриархальное общество?

Возможно. С каждой новой серией мы все больше узнаем моего героя. Во второй серии он говорит о «Мире Дикого Запада»: «Я прихожу сюда уже тридцать лет». Когда он оказывается там, то принимает образ Человека в черном, но, насколько я понимаю, он не был таким с самого начала. Другими словами, он именно в парке обнаружил в себе что-такое, эту склонность к насилию — и обрел в нем место, где он может все это реализовать, выпустить наружу своих демонов. Неизвестно, каков он за пределами парка, он может быть даже неузнаваем.

Думаете, этот персонаж в определенном смысле критикует желание американцев владеть собственным оружием?

Послушайте, в Техасе можно свободно носить с собой пистолет или другое оружие где угодно, для этого не нужен никакой тематический парк вроде «Мира Дикого Запада». Разве что в реальной жизни ты не имеешь права стрелять во всех вокруг — кого-то такая возможность наверняка бы привлекла. Вот что меня возмущает в американском образе жизни, так это то, что мужественность здесь приравнивается к мачо-браваде, что образ мужчины с пушкой выставляется героическим, причем на самом высоком уровне. Только послушайте нашего нового кандидата в президенты Трампа! Как по мне, намного важнее такие вещи, как сострадание, разум, чувства, толерантность к другим. Нужно оставаться людьми, если угодно. Человек ведь не всегда был доминантной особью на этой планете. А с тех пор, как он таковым стал, мы только ничего не делаем и все портим. Можем добиться чего угодно, а вместо этого потихоньку уничтожаем мир вокруг себя. Не знаю, что именно сериал говорит о людях. Но по-моему, ничего хорошего. «Мир Дикого Запада» довольно пессимистичен в этом плане.

Насколько я понимаю, вы предпочитаете играть в кино, а не на телевидении. Как вас удалось заманить в этот проект?

Просто роль в «Мире Дикого Запада» показалась мне достаточно важной для сериала, у которого есть потенциал стать настоящим хитом. К тому же гонорар за десять недель работы был приличный. Сказать по правде, повлияло и то, что это HBO, канал, который так или иначе всегда снимает качественный, успешный продукт. Будь это менее известная компания, я бы, скорее всего, отказался. Знаете, я в последние несколько лет сыграл уже достаточно ролей, никем не замеченных, потому что это независимые фильмы — они выходили в очень ограниченный прокат и потом пропадали в дебрях Netflix или Amazon. «Мир Дикого Запада» — совсем другое. Его посмотрят миллионы.

У вас уже не осталось иллюзий по поводу киноиндустрии?

Дело не столько в иллюзиях, сколько в раздражении теми переменами, что произошли с кино за последние пятнадцать лет — в том, какие фильмы снимают, на что теперь уходят деньги. Сотни миллионов долларов тратятся на блокбастеры, начиненные спецэффектами, но пустые внутри. Ты не помнишь сюжет уже на следующий день после просмотра. Сиквелы, франшизы, бесконечные самоповторы — это все ужасно скучно. Я бы хотел, чтобы кино показывало хоть что-то еще, не только эти раздутые сверхъестественные фантазии. Мы уже перекормили ими зрителей.

Если обратиться к вашей карьере, то какой проект был для вас самым сложным?

Думаю, «Поллок» (байопик художника Джексона Поллока, где Харрис сыграл главную роль и выступил режиссером — прим. «Ленты.ру»). Хотя бы потому, что я потратил на него столько лет. Я бы не променял этот опыт ни на что другое, но съемки тоже были очень сложными. Много тяжелого труда. Было здорово, тем не менее. Я отвечал за бюджет, и мы его превысили. Уже на второй день съемок я понял, что мои финансы в глубокой яме, но мне было уже все равно. Я должен был довести это дело до конца.

< Назад в рубрику