Архипелаг Земля Франца-Иосифа был объявлен советской территорией 90 лет назад, в 1926 году. О его существовании подозревал еще Михаил Ломоносов, однако первыми на этот берег высадилась австро-венгерская экспедиция. Тогда многие полагали, что Земля Франца-Иосифа простирается до Северного полюса. Об истории этого географического открытия и борьбе за архипелаг рассказывает «Лента.ру».
Земля Франца-Иосифа — это архипелаг из почти двух сотен островов. Ближе всего до Северного полюса от острова Рудольфа — менее 900 километров. Мыс Флигели на этом острове — самая северная точка России. Большая часть архипелага располагается севернее 80-й параллели. Тут очень холодно, среднегодовая температура — минус 12 градусов Цельсия.
Лето очень короткое. Воздух прогревается максимум до плюс 12 градусов Цельсия. Растительность самая простая — мхи, лишайники, полярная ива. Суровые условия, вечная мерзлота не позволяют человеку долго находиться на архипелаге без внешней поддержки. В частности, именно этим обусловлено столь позднее открытие Земли Франца-Иосифа.
О возможности существования земли восточнее архипелага Шпицберген говорил еще Ломоносов. К сожалению, попытки русских мореходов достичь в XVIII веке неведомой земли не увенчались успехом. Помешали непроходимые льды.
В 1865 году, через сто лет после смерти Ломоносова, лейтенант флота и будущий вице-адмирал Николай Шиллинг, основываясь на анализе дрейфа льдин между Новой Землей и Шпицбергеном, вернулся к вопросу островов к востоку от Шпицбергена. На исследование обратил внимание географ Петр Кропоткин и попросил правительство выделить средства на экспедицию. Инициативу теоретика анархо-коммунизма царские власти не поддержали.
Зарубежные исследователи тоже интересовались Арктикой. Летом 1872 года австро-венгерские лейтенанты Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт на парусно-паровом судне «Адмирал Тегетгофф», пытаясь найти северный путь из Баренцева моря в Берингово, попали в ледяную ловушку у Новой Земли. Продрейфовав целый год, 30 августа 1873-го они оказались у архипелага. Самый северный его остров они назвали в честь сына императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I.
«Нас привела сюда случайность», — признавался Пайер. Вместе с Вейпрехтом он в течение двух лет исследовал новые территории и составил первую карту. Снова угодив в ледяную ловушку, мореходы покинули «Адмирал Тегетгофф» и на шлюпках добрались до Новой Земли. Местные поморы проводили их в Норвегию. Пайер и Вейпрехт скептически оценивали практическую пользу открытых ими земель и больше не возвращались к ним. Они же впервые ошибочно указали, что Земля Франца-Иосифа простирается вплоть до Северного полюса.
В 1879 году на архипелаге высадились голландцы, в 1881-м — шотландцы. С 1884 года острова исследовал англичанин Фредерик Джексон. В 1895 году на архипелаге побывали норвежцы Фритьоф Нансен и Ялмар Юхансен, направлявшиеся к Северному полюсу. Позднее, также в надежде достичь крайнюю северную точку планеты, на Землю Франца-Иосифа ступили американцы.
Русские на архипелаг попали только в 1901 году, на первом российском ледоколе «Ермак». Команда вице-адмирала Степана Макарова подняла над островами российский флаг. В 1913 году архипелага достигла экспедиция Георгия Седова, которая, к сожалению, не увенчалась успехом. В следующем году на ее поиски отправился Исхак Ислямов, также установил на Земле Франца-Иосифа российский флаг.
Именно Ислямов впервые заявил о принадлежности архипелага Российской империи. Будущий участник белого движения, он предлагал переименовать острова в Землю Романовых. Но вскоре империя рухнула. Судьбу северных островов решало уже советское правительство. ЦИК СССР 15 апреля 1926 года издал декрет о том, что все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам страны, также являются ее частью.
Декрет довели до сведения ведущих держав, однако СССР тогда еще не был признан. На острова претендовали Италия и Норвегия. Скандинавы планировали установить на Земле Франца-Иосифа радиостанцию. Однако суровые северные условия не позволили им это сделать. Четыре судна, отправленные в экспедицию в 1929 году, были зажаты льдами. За их беспомощным дрейфом наблюдала советская полярная экспедиция на пароходном ледоколе «Седов».
Через год норвежцы повторили свою попытку, но им было приказано покинуть советские воды. Сойдя с борта судна «Седов», автор космогонической гипотезы и начальник Главсевморпути Отто Шмидт установил на мысе Флора острова Юрия Кучиева советский флаг, изготовленный из железа. «В силу данных мне полномочий объявляю Землю Франца-Иосифа территорией СССР!» — заявил будущий академик Шмидт.
Освоение Земли Франца-Иосифа требует больших усилий и непрерывного присутствия на территории архипелага. Сто лет назад позволить себе это могли очень немногие страны. После распада СССР Россия сократила свою активность на островах. Тем не менее именно там находятся самое северное в мире почтовое отделение «Архангельск 163100» и погранзастава «Нагурское», а также полярные станции и геофизическая лаборатория.