Одна из самых успешных женщин в российском ретейле Айсель Трудел давно уже осваивает интернет как торговую площадку и уверена в блестящих перспективах онлайн-торговли. «Лента.ру» узнала у основательницы маркетплейса aizel.ru, когда мода будет доступна всем, почему нам стоит обратить внимание на российских дизайнеров и когда офлайн-шопинг уйдет в прошлое.
История нашего бизнеса в ретейле насчитывает 15 лет. В 2011 году мы приняли решение открыть интернет-магазин. Спустя три года мы создали на его базе маркетплейс. Это виртуальное пространство, в котором любой российский или иностранный поставщик, подходящий под наши стандарты качества, может за определенный процент выставляться на нашей площадке. Это повышает узнаваемость бренда и позволяет выйти к покупателям во всей России. И не только: с 26 октября мы переходим на международный рынок, сайт уже переведен на английский, потому что уже много желающих делать покупки на нашей площадке.
Интернет-магазин aizel.ru — это сегодня единственный полностью российский проект, без привлечения иностранных инвестиций, работающий по двум моделям: собственная продукция и маркетплейс. С нами работают 65 российских компаний. Сейчас мы ведем переговоры с производителями павловопосадских платков, хохломы, они появятся у нас в начале 2017 года. Любой перспективный российский дизайнер или российская компания, предлагающие товары, которые, по нашему мнению, подходят для проекта, нам интересны, и мы готовы с ними работать. Условия мы предлагаем комфортные, команда большая и профессиональная. У нас есть и стилисты, и специалисты по логистике, технологическим решениям.
Заказы в Москве мы доставляем в этот же день или на следующий. Санкт-Петербург или Подмосковье — на следующий день. В остальные города до пяти рабочих дней. У нас работает специальный колл-центр по работе с клиентами, в том числе и зарубежными. Мы работаем с «Почтой России» и DHL, и у нас сейчас есть пять или шесть логистических решений, позволяющих ускорить время доставки покупателям.
За последний год мы продали почти девять тысяч единиц товара только российских дизайнеров, доставленных более чем в шесть тысяч населенных пунктов Российской Федерации и стран СНГ. География колоссальная, и в этом залог заинтересованности потенциальных продавцов. Потому что люди, работающие, например, в Нижнем Новгороде или Санкт-Петербурге, часто могут предложить свою продукцию в три-четыре местных магазина. А мы предлагаем им выход на всю страну, на весь мир. У нас 450 тысяч уникальных пользователей ежемесячно, и эти цифры только растут — на 180 процентов в год.
Будущее ретейла за интернетом — я убеждена в этом. Я сама пришла в интернет из обычного ретейла, и сейчас у нас тоже есть магазины, но торговля в сети дает огромную экономию времени. И мы идем на все, лишь бы клиентам было комфортно. Хотите платить наличными — пожалуйста, курьер приедет с кассой-терминалом, хотите примерить — конечно, не понравилась вещь и хотите вернуть — мы по закону обязаны принять товар обратно в течение семи рабочих дней. Кстати, оформление возврата у нас очень простое. Ни за примерку, ни за доставку, ни за возврат мы не берем денег. Клиент для нас всегда прав, мы отслеживаем поведение клиентов на сайте, можно сказать, мы слышим, как они дышат.
Мы одними из первых привозили в Россию европейских дизайнеров — 15 лет назад, когда многие тут не были представлены. Такие бренды, как Gucci и Christian Louboutin, доверили нам представлять их товар в российском интернете. Это дорогого стоит. Конечно, когда ты приходишь в магазин, выпиваешь чашечку кофе или бокал шампанского, тебе примеряют обувь, обслуживают, это совсем другой опыт. Но сегодня время стало еще большей ценностью. Я не отговариваю людей ходить в магазины, но я уверена, что большая часть клиентов сегодня выбирает интернет. Особенно это касается молодых. Зачем ездить по магазинам в поисках чего-то, что могут привезти тебе прямо домой в красивой упаковке?
От момента подачи заявки до выкладки на сайт уходит всего месяц. Это только кажется, что это тяжелый и сложный процесс. На самом деле это не так. Наша задача на ближайшие годы — расширить ассортимент маркетплейса. Поэтому мы рады каждой добросовестной российской компании с достаточным количеством товаров. Конечно, мы не можем взять три-четыре вещи.
Сам процесс очень простой: подается заявка на сайт: мы такие-то и такие-то, вот наш товар — можно с фотографиями. Мы его отсматриваем, проверяем, что это за компания. Дальше наши байеры связываются с этой компанией, изучают ассортимент. Очень важно, что была глубина, нам необходимы минимум 30-40 позиций. В идеале — 60. Мы их обрабатываем и выкладываем, с переводом на английский. Снимают вещи профессиональные стилисты, у нас очень сильная команда.
Молодым дизайнерам мы даем огромную поддержку. Офлайн-маркетинг, интернет-маркетинг, PR через соцсети и по всем тем каналам, которые мы наработали за годы. То есть мы не просто вывешиваем на сайте их вещи, мы делаем их известными, делаем так, чтобы российские покупатели их узнали и полюбили. И не только российские: мы считаем, что наша обязанность сделать так, чтобы о наших дизайнерах узнали за рубежом. Они ничем не хуже иностранных брендов.
У нас очень талантливые ребята, просто о них мало знают. И чем больше мы будем показывать своих дизайнеров, тем больше на них будет спрос. Пока российские бренды составляют 25 процентов от общего объема и наша задача увеличить их количество. Очень хорошо у нас продаются Sorry I“m Not, Александр Терехов, KATYA DOBRYAKOVA. Еще мы много делаем капсульных коллекций, специально для нашего сайта.
У нас есть интересный инструмент для продвижения брендов — онлайн-журнал, в котором работают очень сильные стилисты и арт-директора. 12 июня, ко Дню независимости России мы сделали съемку в Кремле. Кстати, это была первая фэшн-съемка в этом знаковом месте. Нам разрешили снять там вещи российских дизайнеров и получилось очень красиво. Иногда мы делаем бесплатные съемки и для глянцевых журналов, потом продвигаем их по своим каналам.
Мы запустили и детское направление, подключив такие бутики, как «Даниэль» и «Кенгуру», ведем переговоры с «Нежным возрастом» и «Детским миром». Если есть еще какие-то российские компании, занимающиеся этим сегментом, — будем всем им рады.
Мода должна быть доступна для всех, у нас на сайте есть вещи и за три тысячи, и за 60 тысяч рублей. Мы хотим, чтобы наш магазин был модным, но и доступным. Но у вещей должно быть качество, потому что мы несем ответственность перед клиентами. Конечно, мы отвечаем, что все это не подделки и ввезено в Россию официально. Если же производство местное, то важно еще и чтобы вещи отшивались в срок. Если мы верим в какого-то дизайнера, мы можем работать и с предоплатой. Шить в России могут не хуже, чем за рубежом, — на европейских фабриках, где я бывала, я видела очень много русских швей. И швейное производство в стране будет развиваться.