Долгожданный процесс разведения противоборствующих сторон в Донбассе, и без того продвигавшийся со скрипом, похоже, окончательно сорван. В понедельник, 3 октября, после ряда проволочек был полностью провален отвод подразделений Вооруженных сил Украины (ВСУ) и ополченцев из района села Петровское в Донецкой области. Вину за это стороны поспешили возложить друг на друга. Что произошло в Донбассе, разбиралась «Лента.ру».
Рамочное решение о разведении сил и средств в Донбассе было предварительно подписано в Минске на переговорах контактной группы по урегулированию конфликта 21 сентября. Дискуссии по этому вопросу велись порядка трех месяцев. Причем, если республики Донбасса изначально выражали готовность решить вопрос как можно быстрее, Киев, прямо не отказываясь, выбрал стратегию на максимальное затягивание переговорного процесса посредством постоянного внесения в обсуждаемый документ дополнительных правок и изменений. Нет сомнений, что в столице Украины с удовольствием продолжали бы действовать в том же духе, однако в дело вмешался Запад. Ключевую роль сыграл визит в Киев 15 сентября министров иностранных дел Германии и Франции — Франка-Вальтера Штайнмайера и Жана-Марка Эйро. Представители ЕС настоятельно рекомендовали Порошенко согласовать районы отведения войск и создать первые три пилотные зоны безопасности в Донбассе, после чего, наконец-то, приступить к выполнению политических условий минских соглашений.
О том, что прогресс в переговорах — следствие достаточно серьезного давления Запада на Киев, заявили и представители Донецкой народной республики (ДНР). «Мы впервые за долгое время увидели конструктивный диалог с украинской стороной, готовность идти на компромиссы и принимать решения. Если бы такое же давление наших партнеров было оказано и на остальные подгруппы, переговорный процесс был бы значительно интенсифицирован», — отметила Виктория Талакина, пресс-секретарь главы делегации ДНР на переговорах контактной группы Дениса Пушилина.
Согласованный 21 сентября в Минске документ предполагал, что «разведение сил и средств осуществляется путем их отвода с занимаемых позиций в обе стороны с целью создания участков разведения, как правило, не менее чем два километра в ширину и два километра в глубину». Переговорщиками от Киева, Донецка и Луганска были определены три конкретных участка отвода — села Петровское в Донецкой области, Станица Луганская и Золотое в Луганской области. Важное дополнительное условие — соблюдение режима полного прекращения огня в течение семи суток на каждом из участков. И еще одна крайне важная деталь — на весь процесс для каждого участка отводится не более 30 суток. В случае нарушения режима прекращения огня «процесс разведения сил и средств может быть приостановлен, а силы и средства возвращены на исходные позиции».
Показательна реакция сторон на эти соглашения. В республиках Донбасса предложили отвести силы и на других направлениях — это вернет населению мирную жизнь. Киевская администрация в Донбассе выступила резко против договоренностей. «Я не хотел бы терять ни сантиметра украинской земли. Я не верю, что будет с их стороны соблюден режим тишины, потому что каждый день идут обстрелы. На переговорах в Минске нужно договариваться не о разведении техники на километр, а о возвращении территорий под украинскую юрисдикцию», — возмущался глава Луганской военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз.
Из Киева Гарбузу вторил заместитель министра Украины по делам беженцев Георгий Тука. Он со ссылкой на «доклад спикера антитеррористической операции» (АТО — так украинские власти называют боевые действия в Донбассе — прим. «Ленты.ру») сообщал о некоей атаке диверсионно-разведывательной группы, из-за чего, по словам замминистра, и мог быть перенесен срок отвода войск.
Согласно достигнутым договоренностям, отвод сил должен был начаться на трех участках 1 октября. Однако реальный прогресс зафиксировали только в одном месте — в районе Золотого. Штаб АТО в Киеве сообщает: «После определенного сигнала личный состав подразделения ВСУ покинул наблюдательные посты и отошел от линии соприкосновения на определенные рубежи».
Заместитель начальника штаба управления Народной милиции самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) Михаил Филимоненко подчеркнул, что на оставленных позициях у линии разграничения сейчас нет ни одного вооруженного военнослужащего ЛНР. Более того, Филимоненко заявил о разминировании и демонтаже блокпоста у Золотого.
Поначалу в Киеве были удовлетворены свидетельствами миссии ОБСЕ о том, что в ЛНР действительно отвели войска на установленное расстояние. Однако затем представители Украины «поменяли показания». Двумя днями позже представитель штаба АТО Андрей Лысенко спохватился и заявил, что ополченцы де не отвели свои подразделения. Вероятно, шумихой вокруг Золотого Киев попытался отвлечь внимание от того, что происходит на других участках отвода.
В Станице Луганской части и подразделения ВСУ и не думали никуда уходить. Зато на медийном фронте была развернута широкая кампания. Киев утверждает следующее: украинских силовиков из населенного пункта якобы не выпускает… местное население. На официальном уровне пошло в ход обращение депутатов Станично-Луганского районного совета с просьбой «посодействовать в сохранении присутствия ВСУ на нынешних позициях». В документе изрядно досталось не только ополченцам, критиковалась и миссия ОБСЕ, призванная контролировать отвод. «В случае полномасштабного наступления незаконных вооруженных формирований они покинут территорию поселка, оставив население на произвол судьбы», — цитировали СМИ душераздирающее заявление. В медиа Украины прокатилась истерическая волна — дескать, местные жители говорят: «ляжем под танки, но ВСУ не выпустим».
В Петровском к югу от Донецка Украина несколько раз переносила дату отвода. Во второй половине дня 3 октября представители командования ДНР в присутствии наблюдателей от ОБСЕ отдали приказ своим подразделениям покинуть занимаемые позиции и отойти на два километра вглубь территории самопровозглашенной республики. Украинские силовики на это ответили обстрелом с тех позиций, которые они должны были оставить. «Украинская сторона сорвала разведение сил в Петровском, подразделения вооруженных сил ДНР возвращаются на позиции, которые они занимали ранее», — констатировал заместитель командующего оперативным командованием республики Эдуард Басурин.
У Киева диаметрально противоположная версия произошедшего. По версии штаба АТО, как только 3 октября был дан сигнал к отводу военнослужащих ВСУ, ополченцы запустили беспилотник. А затем, по утверждению киевских силовиков, «украинские позиции у населенного пункта Петровское были обстреляны из автоматических станковых гранатометов и стрелкового оружия».
Итак, разведение сторон в Донбассе сорвано, обстрелы продолжаются практически по всей линии разграничения. Киев продолжает саботировать процесс снижения напряженности на востоке страны. Самопровозглашенным республикам любое уменьшение числа и интенсивности обстрелов выгодно — это позволяет налаживать мирную жизнь и тем самым демонстрировать местному населению свою дееспособность. Конечно, остается вопрос, насколько командиры и начальники на местах с той и другой стороны желают выполнять приказы сверху — ведь у них могут быть и свои интересы. Но факт остается фактом — доброй воли одной стороны для деэскалации конфликта явно недостаточно.