Команда прямо влияет на финансовые результаты стартапа. Суперменов не существует, поэтому основателю необходим коллектив, который создаст для компании все значимое и судьбоносное. Чтобы это произошло, каждый сотрудник должен жить проектом, работать эффективно и с удовольствием. Советами, как собрать и мотивировать команду настоящих стартаперов, делится руководитель партнерской программы StartTrack Сергей Четвериков.
Команду стартапа должны объединять не рабочие функции, а понятная общая цель и единое видение будущего. Книги по менеджменту рассказывают, что когда президент Джон Кеннеди в 1962 году прилетел в центр НАСА и спросил одного из уборщиков, в чем заключались его обязанности, уборщик ответил: «Я помогаю отправить человека на Луну». Общая цель объединяет каждую великую компанию. Иначе путешествие не совершить.
Создавая стартап, вы как фаундер должны видеть цель, мечтать о ней. В идеале вам нужно уметь с легкостью объяснить цель компании любому человеку, который поднимет вас в три часа ночи или попросит прикурить на улице. В таком случае члены команды тоже без труда вас поймут. Видение и умение доносить цель сделают основателя лидером, но если коммуникабельность не его черта, неформальным лидером станет партнер. Тогда один из основателей будет определять цель, а другой — объяснять и напоминать ее команде в минуты кризисов.
В ядре команды стартапа должно быть 2-3 человека, которые лично заинтересованы в успехе. Начните поиск партнеров с выявления компетенций, которых не хватает вам. В IT-стартапе обязательно нужны CEO, CTO и СMO. Главный исполнительный директор (CEO) продюсирует бизнес: формулирует цель, определяет стратегию, находит инвестиции, набирает команду и управляет компанией. Технический директор (CTO) — автор продукта, в ведении которого находится технологическая часть бизнеса. Директор по маркетингу (CMO) генерирует клиентов и продает, без него не получится монетизировать продукт. В первое время большинство функций можно распределить между CEO, CTO и CMO, а некоторыми обязанностями пренебречь.
Определите роли и найдите одного или двоих партнеров, которые вас дополнят. Соберите ядро команды из людей, с которыми работали дольше года. Даже давний, но не проверенный в деле друг может подвести. Наемные сотрудники будут приходить и уходить, но ключевые игроки должны вместе развивать стартап как минимум первые 2-3 года. Дайте партнеру долю в компании или заключите договор опциона. Тогда он получит иммунитет к предложениям корпораций и не обратит внимания на условия работы. Партнера должны согревать мысли об идее и будущей доле большого пирога.
Не все начинающие предприниматели готовы делиться. Нанять людей за зарплату и быть единоличным владельцем — что может быть проще. Но, по данным американского акселератора Blackbox, стартапы с двумя-тремя основателями получают больший объем инвестиций, нежели команды с одним или четырьмя и более создателями, а IT-стартапы без CTO среди основателей растут в среднем в три раза медленнее. К тому же партнеры помогут пережить кризисы, создадут внутреннюю культуру и научат следующие поколения сотрудников. Раздавая опционы и доли, не скупитесь, но помните, что четверо основателей — уже перебор.
Трое игроков — это MVT, или минимально жизнеспособная команда, которая запустит проект и сделает первые продажи, но вскоре ее ресурсов окажется недостаточно. Придется в условиях жесткой экономии нанимать толковых людей. Мнимый цугцванг, не правда ли?
Проблему помогут решить страсть и огонь в глазах. Если MVT — ядро команды, то страстные стартаперы — вторая линия обороны. Страстный стартапер любит свое дело и жаждет применять навыки. Внутренняя мотивация для него первостепенна, но за опыт вам придется заплатить. Первым делом определите ключевые функции компании и найдите сильных людей, которые будут с удовольствием строить и проверять гипотезы. С ними вы будете работать, а не учить.
Когда команда увеличится до 5-7 человек, ключевые сотрудники начнут нанимать и обучать исполнителей. Тогда найдите людей с амбициями и сильным желанием узнавать новое. Не обладая опытом, такие сотрудники будут развиваться с огнем в глазах: задавать вопросы, читать профессиональную литературу и просить о дополнительных курсах повышения квалификации. Впитывая информацию, они быстро вырастут и отдадут полученную энергию в виде хорошо выполненной работы. Таким образом в стартапе появится третья линия обороны.
Для стартапера на первом месте внутренняя мотивация. Идея гонит вперед основателей, любовь к своему делу стимулирует опытных сотрудников, а стремление к профессиональному росту толкает на подвиги новичков. Задача лидера — объединить внутренние мотивы с единой целью и поддержать стремления.
Внешний стимул для партнеров — большой куш в будущем. Других членов команды можно мотивировать деньгами, но лучше начать с нематериальных благ. Предлагайте ценные лично для каждого сотрудника бонусы: гибкий график, дополнительные отпуска, обучение, места для отдыха, поздравления, конкурсы, соревнования, сообщения о личных достижениях и мотивирующие совещания. Обязательно показывайте пример и первым проявляйте доверие, общайтесь открыто, лично представляйте новичков команде, открыто обсуждайте образование естественных групп внутри коллектива. Устройте пьянку, в конце концов.
Внутренняя мотивация, внешние бонусы и дружеская атмосфера помогут команде пройти сквозь бури кризисов и трансформаций. Платите людям столько, сколько считаете нужным, но не делайте упор на зарплату. Внутренние мотивы важнее.
Сотрудник может приносить пользу себе и компании, приносить пользу только себе или не приносить ее никому. Настоящий стартапер должен быть в первом состоянии. Он работает с удовольствием, растет сам и помогает расти проекту. Баланс альтруизма и эгоизма помогает человеку сохранить силы. Случается и другая ситуация — сотрудник приносит пользу компании, но не заботится о себе. Такой трудоголик «сгорит» в течение 1-2 лет. Следите, чтобы члены команды отдыхали необходимое время. Даже пылкий евангелист станет менее эффективен, работая по 60-70 часов в неделю.
Команда — основа компании, ведь люди решают, развалится стартап или «взлетит». Создание идеальной команды требует усилий, но сам подход прост. Установите четкие и измеримые цели, найдите увлеченных делом людей и убедитесь, что внутренняя среда компании настолько вдохновляющая и мотивирующая, насколько это возможно. Так говорил Илон Маск, и на сегодняшний день — это одна из лучших теорий.
Если вы хотите вложить средства или привлечь инвестиции в свой проект через StartTrack, можете зарегистрироваться и подать заявку на официальном сайте площадки.
Статья подготовлена по материалам StartTrack