Минфин предложил увеличить секретные расходы почти на 680 миллиардов рублей, до 3,66 триллиона рублей, при общем бюджете в 16 триллионов 99 миллиардов рублей. Таким образом, траты, за которые правительство не будет отчитываться, достигнут исторического максимума со времен распада СССР — 22 процентов.
Федеральный бюджет с каждым годом становится все секретнее. В 2005-2012 годах его закрытая часть составляла в среднем 11,2 процента, в 2014 году — чуть более 15 процентов, в 2015-м — 21 процент, в 2016-м — 22 процента.
Разумеется, львиная доля засекреченных расходов приходится на раздел «Национальная оборона». Поэтому вполне естественно, что предложение Минфина наводит на подозрения о милитаризации российской казны.
Как распределяются тайные расходы, можно судить по прошлому году: тогда засекретили 67 процентов военных трат. Но секреты есть и в других бюджетных статьях. Например, в разделе «Национальная экономика» было засекречено семь процентов расходов, в разделе «Образование» — 4,3 процента, «Здравоохранение» — 3,6 процента, «Культура» — 0,1 процента. Скорее всего, в нынешнем году будет похожая картина.
Засекреченность этих, на первый взгляд, сугубо мирных расходов можно объяснить только тем, что они, вероятно, каким-то образом связаны со сферой безопасности. Например, речь может идти о финансировании военной медицины или специальных военных учебных заведений.
На фоне возможного увеличения засекреченных расходов ухудшается ситуация с бюджетным дефицитом, который может вырасти с 3,3 до 3,6 процента ВВП. Впрочем, зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач предсказывал дефицит как раз на уровне 3,5-3,6 процента ВВП.
Примечательно, что финансовое ведомство, предлагая нарастить объемы секретных трат, одновременно задумывалось и о повышении фискальной нагрузки. Так, предлагалось увеличить все основные налоги на один процентный пункт, ввести дополнительные акцизы на сахаросодержащие напитки, предусмотреть НДС для иностранных интернет-магазинов, не выплачивать пенсии работающим пенсионерам, заменить индексацию пенсий единовременной выплатой в пять тысяч рублей (что было реализовано). Кроме того, Минфин фактически согласился с позицией социального блока о необходимости заморозки пенсионных накоплений еще на год.
Позиция руководителя Минфина Антона Силуанова по поводу оборонных расходов со временем менялась. Если его предшественник Алексей Кудрин был последовательным противником роста военных трат, то нынешний министр постепенно дрейфует от попыток сократить военный бюджет в сторону полного единодушия с министерством обороны.
В сентябре министр финансов предлагал снизить военные расходы на шесть процентов, урезать траты всех министерств, ведомств и структур, не тронув только социалку.
В июне прошлого года, когда проект бюджета-2016 только обсуждался в правительстве, Силуанов предлагал сократить закрытую часть бюджета на 14,6 процента до 3,2 триллиона рублей. Он, правда, оговорился, что расходы оборонного ведомства следует секвестировать в меньшей степени, чем у иных госорганов.
Глава Минфина также подчеркивал, что при текущих ценах на нефть дефицит может увеличиться более чем вдвое. Согласно подсчетам Силуанова, доходы бюджета в 2016 году могут упасть на 1,5-2 триллиона рублей. В то же время, как отмечал чиновник, его ведомству «крайне не хотелось бы наращивать заимствования». Похоже, что после дефолта по гособлигациям в 1998 году, экстремально низкий уровень госдолга рассматривается финансовым ведомством как священная корова российской экономики.
30 сентября Антон Силуанов сообщил, что финансовая система России села на диету. «Действительно, [бюджетный] пирог стал более диетическим. Это все себе сейчас хорошо представляют, потому что мы все сейчас стимулированы на то, чтобы улучшить его качество», — сказал чиновник.
Да, пирог действительно утрачивает калорийность — резко нарастить доходы не получается, расходы надо сокращать. С другой стороны, в рецепте пирога появляется много секретных ингредиентов — скрытые траты увеличиваются. Но если говорить именно о военных расходах, то Россия — вовсе не самая милитаризованная страна.
На оборонные расходы в России приходится 5,4 процента ВВП — примерно на уровне Израиля и чуть меньше, чем в Объединенных Арабских Эмиратах (5,7 процента). США тратят на свою военную машину 3,3 процента ВВП. Больше всех забирает у национальной экономики армия Саудовской Аравии — 13,7 процента ВВП (данные Стокгольмского института исследования проблем мира).
Разумеется, расходы на военный комплекс приводят в том числе и к развитию. Технологии, разрабатываемые поначалу сугубо в военных целях, в итоге используются и во вполне мирных отраслях. Именно так, к примеру, возник интернет. Поэтому рост военных расходов не всегда отвлекает ресурсы от мирной экономики, а иногда — напротив, поставляет новые решения и технологии.
Но ключевым вопросом остается контроль над расходами по этим статьям. Секретность позволяет укрыть от экспертов и контролирующих органов (той же Счетной палаты) те траты, которые могли быть не одобрены ввиду своей нецелесообразности. Счетная палата регулярно сообщает о необоснованности некоторых государственных расходов. В условиях секретности этого не сделаешь.
Государственные расходы засекречивают во всем мире. Так называемый черный бюджет спецслужб Соединенных Штатов, по данным на 2013 год, была равен 52,6 миллиарда долларов. Большей частью это были расходы на ЦРУ — почти 15 миллиардов долларов. Агентство национальной безопасности получило 11 миллиардов. Ключевая статья «черного бюджета» — обеспечение работы системы предупреждения об экономических и социальных угрозах. На нее потратили 20,1 миллиарда долларов (для сравнения: контрразведка обошлась в четыре миллиарда).
В 2012 году королевский двор Нидерландов также засекретил свои расходы, несмотря на действующий закон о свободе информации. Так государство защитило королевскую семью от покушений на вмешательство в частную жизнь. Местные СМИ неоднократно писали о том, что на содержание августейшей фамилии уходят деньги налогоплательщиков, а министерство обороны расходует бюджет на обслуживание королевской яхты De Groene Draeck. По информации прессы, королева Беатрикс с детьми обходилась стране почти в 40 миллионов евро в год, при этом 18 миллионов евро она тратила на себя. И это без учета стоимости королевской охраны. Остается только гадать, на что расходовались средства.
Монархическая система управления предполагает сакральное отношение к первым лицам, в том числе — к их расходам. И то, что сейчас кажется анахронизмом, сто лет назад было незыблемым правилом. В своей книге «Финансовая реформа в России: откуда у нас государство берет деньги и на что их расходует» русский экономист Иван Озеров проанализировал смету казначейства за 1905 год и выяснил, сколько бюджетных средств уходило на содержание чиновников и знати. «На известное Его Императорскому Величеству употребление — 218 062 рубля», — такой была одна из статей расходов бюджета, которую вполне можно назвать засекреченной. То есть мы знаем, сколько денег потрачено, но не знаем, на что. Министерство внутренних дел тогда засекретило расходы на 2,43 миллиона рублей.
Часто секретят госрасходы и на Украине. Так, финансирование проекта «Стена» (укрепление границы с Россией) частично скрыто. Общий объем трат оценивается в четыре миллиарда гривен (почти 10 миллиардов рублей или 150 миллионов долларов США по текущему курсу). А при президенте Викторе Януковиче к секретным статьям относились и траты чиновников на поездки и лечение. В 2011 году в бюджете растворились 60 миллионов гривен (145 миллионов рублей или два миллиона долларов) — деньги потратили на визиты президента (30 миллионов гривен), членов правительства (21 миллион) и депутатов Рады (девять миллионов) за рубеж. Лечение представителей власти облегчило казну на 354 миллиона гривен (850 миллионов рублей или 14 миллионов долларов), подробности этих трат также засекречены.