Москва переходит к следующему после запуска МЦК этапу масштабной реформы городского транспорта. В субботу, 8 октября, заработает «Магистраль» — новая маршрутная сеть автобусов и троллейбусов в центре столицы. «Лента.ру» попробовала разобраться в том, что изменилось в схеме и графике движения и какие выгоды это сулит горожанам.
Новая маршрутная сеть полностью заменяет старую. Однако это не означает, что все автобусы и троллейбусы пойдут по другим маршрутам с другими остановками. Общее число маршрутов в центре города сохраняется — их 37. У большинства не изменится и нумерация. Но на 40 процентов увеличится количество подвижного состава, и уже это говорит о многом.
Новая маршрутная сеть разделяет все линии наземного общественного транспорта (НОТ) на три типа: магистральные, районные и социальные. Коротко расскажем о каждом из них.
«Магистральные» — самые длинные и многочисленные по количеству задействованных на них единиц транспорта линии. «Они соединяют сразу несколько районов Москвы с центром и между собой, например Ленинский с Ленинградским проспектом, Лужники и "Семеновскую", "Нагатинскую" и "Полежаевскую", — говорится на сайте мэра Москвы.
Магистральные маршруты обозначены буквой «М». Всего таких десять, три из них троллейбусные. В большинстве своем они соответствуют определенному радиальному направлению и повторяют существовавшие до того маршруты (М2 — Т2, М5 — Т5, М9 — Т9). Новая нумерация ведется против часовой стрелки, где 1 — это Ленинградский проспект, а 10 — Дмитровское шоссе. Три магистральных маршрута пронзают центр насквозь, подобно линиям подземки.
Главное нововведение — интервал движения на этих магистралях составит от 5 до 10 минут. По задумке Дептранса, пассажиры смогут забыть о расписании и положиться на тактовое движение транспорта, как в метро.
К числу магистральных также отнесены экспрессы 144 и 904. Оба маршрута начинаются в Китай-городе и проходят мимо Лубянки, где 144-й повернет налево и по новой выделенной линии поедет в сторону Ленинского проспекта, а там до Теплого Стана. А 904-й — направо и затем выберется на Ленинградский проспект и отправится далее до Митино.
По Садовому кольцу по-прежнему будет курсировать полюбившийся горожанам маршрут «Б». Его переименовывать не станут. Интервал движения — те же 5-10 минут. А еще столичные власти уважили легендарную «Аннушку» — трамвайный маршрут «А», курсировавший в начале ХХ века по всему Бульварному кольцу. Трамвай под такой литерой ходит и сейчас, но только по восточной части Бульварного кольца (от «Калужской» до «Чистых прудов»). Теперь будет еще и автобус, который возьмет на себя западную часть исторических бульваров.
Новому маршруту «А» отведена важная роль — соединить железнодорожные ворота столицы (площадь трех вокзалов) с историческим центром: Цветным бульваром, Тверской улицей, Старым и Новым Арбатом. В остальном он повторяет прежний троллейбусный маршрут Т31, то есть порадует сошедших с перрона туристов возможностью посмотреть на храм Христа Спасителя, Крымский мост и многие другие достопримечательности. Заканчивается в Лужниках, где можно пересесть на недавно открытое Московское центральное кольцо.
«Районных» маршрутов 20 (на остановках они обозначены голубым цветом). Они короче, но, несмотря на название, выходят за пределы конкретных районов. Их задача соединить жилые районы с деловыми. Все они в целом соответствуют прежним маршрутам. Интервал движения — от 10 до 15 минут.
Наконец, третий тип — «социальные» маршруты, обеспечивающие доступ горожан к объектам социальной инфраструктуры. Тут уже лучше поинтересоваться расписанием, поскольку интервалы движения — полчаса. На остановках такие маршруты обозначены розовым цветом.
Новая маршрутная сеть предполагает еще и 12 новых остановок там, где общественного транспорта не было с 1990-х годов. К примеру, на Большой Никитской и Садовнической улицах. Всего же введут в строй 24 новых остановочных пункта.
Интересная особенность «Магистрали» — создание единых пересадочных узлов на Лубянке (там сходится 13 маршрутов) и Китай-городе (12). Оттуда можно будет добраться на наземном транспорте в любую часть города, забыв про метро. На Китай-город отныне съезжаются и все шесть ночных городских маршрутов.
Привыкнуть к новой транспортной сети на первых порах поможет двойная нумерация на автобусах и троллейбусах. Вся необходимая справочная информация имеется на остановках.
Успех проекта «Магистраль» должны обеспечить шесть новых выделенных полос, которые позволят автобусам и троллейбусам объезжать пробки, а кое-где ехать встречным курсом по односторонним улицам: по Театральному проезду, Моховой улице, Боровицкой площади. Так, общественный транспорт сможет курсировать вокруг Кремля в обоих направлениях.
С помощью двух сквозных проездов на пересечении Садового кольца с Долгоруковской и Баррикадной улицами «выпрямятся»
шесть действующих маршрутов (троллейбусы 3, 47, 79, а также автобусы 6, 39 и 64). Это сократит время следования между конечными пунктами на 20-30 минут.
Многие автомобилисты, вероятно, воспримут нововведения в штыки, как новое обременение без того перегруженных дорог. Но в Дептрансе уверены в обратном.
«Даже те, кто не откажутся от ежедневных автомобильных поездок на работу, будут совершать хотя бы локальные поездки в течение рабочего дня на городском транспорте, так как теперь он станет более предсказуемым, будет ходить чаще и быстрее», — объяснила «Ленте.ру» заместитель главы департамента Алина Бисембаева.
Она подчеркивает, что «Магистраль» — проект, основанный на математическом анализе потребностей горожан, а не взятая из воздуха схема.
«Моделирование показало, что изменение ширины проезжей части после введения новых выделенных полос практически не повлияет на пропускную способность», — говорит Бисембаева.
Часть нововведений уже успели обкатать. К примеру, выделенная полоса на Кремлевском кольце была некоторое время назад отделена двойной сплошной, и это не привело к снижению скорости движения или протестам водителей.
«Существует много доказательств того, что появление выделенных полос не влияет на увеличение дорожных заторов, — рассказал ТАСС Андрей Кармацкий — руководитель компании «Урбика», специализирующейся на анализе и визуализации данных о городской среде. — По серии других "выделенок" в городе было доказано, что это не увеличивает пробки ни на один балл».
Такую точку зрения разделяет и председатель Транспортной ассоциации Московской агломерации Норайр Блудян.«На мой взгляд, с оптимизацией новой маршрутной сети произойдет сокращение плотности автомобильного потока», — заявил он агентству.
По мнению разработчиков и экспертов, «Магистраль» позволит разгрузить центральные станции и переходы столичного метрополитена от тех, кто вынужденно пользуется подземкой для переездов из одного района ЦАО в другой.
«Метро — это магистральный транспорт, чтобы доставить в центр тех, кто живет где-то на окраинах, а для передвижения внутри центра оно крайне неэффективно», — пишет руководитель проекта Probok.net Александр Шумский.
По словам эксперта, людям для преодоления всего нескольких километров сейчас приходится тратить кучу времени, чтобы дойти до станции подземки, спуститься на платформу, проехать пару остановок, совершить пересадку, проехать одну станцию и несколько минут подниматься на улицу. Все это очень утомляет. «Поэтому, если две точки находятся относительно недалеко друг от друга, людям проще пройти пешком. Так и ходят по несколько километров в центре, как два столетия назад», — отмечает Шумский.
О том, что сложившаяся в центре столицы маршрутная сеть наземного общественного транспорта далека от идеальной, эксперты, в том числе и из центра Probok.net, говорили уже не первый год. Проблемы росли как снежный ком, начиная с 1993 года, когда вокруг Кремля, а потом по ряду других центральных улиц было запущено одностороннее движение. Затем еще перекрыли некоторые пересечения Садового кольца.
Изменения вводились в угоду автомобилистам, а городскому транспорту приходилось приспосабливаться, то есть искривлять маршруты. По подсчетам экспертов, только из-за перенесенных разворотов на Садовом кольце автобусы и троллейбусы ежедневно проезжают 887 лишних километров.
Из-за обилия односторонних улиц противоположные направления отдельных городских маршрутов, к примеру троллейбуса 1, были проложены по разным улицам. Другими словами, если кто и ездил так на работу, то обратно уже шел пешком или добирался каким-то другим транспортом.
Из-за отсутствия выделенных полос автобусы без конца стояли в пробках, а припаркованные в два ряда на остановках машины препятствовали нормальной посадке и высадке пассажиров. В результате наземный транспорт почти полностью опустел.
«Я бы не говорила, что это какие-то накопившиеся ошибки прошлого, просто потребности горожан со временем меняются, — отмечает Бисембаева. — На основе анализа большого массива данных и опросов пассажиров мы составили матрицу корреспонденций, то есть откуда и куда люди ездят. Это легло в основу оптимизации маршрутной сети и необходимых для этого изменений организации дорожного движения».
По словам Кармацкого, для оптимизации маршрутов чиновники привлекли широкий круг экспертов, в том числе зарубежных.
В Дептрансе считают, что проект будет востребован. «В течение первых шести месяцев после запуска "Магистрали" пассажиропоток увеличится процентов на 40-45, по нашим расчетам. Люди со временем оценят, что на наземном городском транспорте можно перемещаться быстро и удобно», — уверена Бисембаева.
В ответ на вопрос о дальнейших планах замглавы департамента сказала, что «Магистраль» — это серьезный шаг по оптимизации наземной маршрутной сети в центре города. «Работа по остальным округам также ведется, но требует больше времени», — заключила она.