Бывшему оперативнику ФСБ Андрею Гаршину предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, он похитил у столичной компании «Сириус» почти 50 миллионов рублей: под видом банкира пообещал перевести векселя в безналичные средства, но как только ценные бумаги оказались у него в руках, обналичил их и скрылся. Подробности этого дела, которое может обернуться новыми разоблачениями как бывших, так и действующих сотрудников госбезопасности, узнала «Лента.ру».
В марте 2016 года столичная компания «Сириус», специализирующаяся на поставках электрооборудования, совершила крупную сделку и получила аванс на сумму 43 миллиона 900 тысяч рублей. Аванс оплатили векселями.
«Ни я, ни генеральный директор «Сириуса» не имели опыта расчетов векселями. Нам нужно было оперативно их перевести в безналичные денежные средства — и я обратился за помощью к человеку по имени Михаил. Он не был моим знакомым — это сугубо рабочий контакт, он иногда консультировал меня по юридическим вопросам и на этот раз посоветовал обратиться к некоему Дмитрию, которого представил как сотрудника одного из крупных банков. Тот якобы мог помочь нашей фирме», — говорит потерпевший Артем Кузнецов.
Он встретился с Дмитрием в одном из столичных кафе. Хорошо одет, слегка за 30. Рассуждал вполне профессионально и как бы невзначай положил на стол магнитный пропуск солидной кредитной организации для штатных сотрудников. Разумеется, он готов помочь компании «Сириус» разобраться с векселями.
«Кто-то даже подошел и поздоровался с ним, назвав по имени», — вспоминает Кузнецов.
17 марта руководитель предприятия встретился с Дмитрием и передал ему аванс в размере 1,5 миллионов рублей, а также все имевшиеся векселя.
«Завершив сделку, банковский работник должен был получить еще 1,5 миллиона рублей. Казалось, все идет по плану», — рассказывает Кузнецов.
Время шло, а вестей от банкира не было. 29 марта Дмитрий все же встретился с клиентом и объяснил, что произошла небольшая задержка в погашении векселей, добавив, что это вполне обычная ситуация. Но Кузнецов обратил внимание: Дмитрий нервничал… После этого он уже не выходил на связь.
«Я обратился к Михаилу, который свел меня с Дмитрием. Тот поначалу сказал, что произошло какое-то недоразумение, а потом исчез так же, как и его протеже. Я стал выяснять судьбу векселей и с ужасом узнал, что все они погашены. Кто-то получил за нас почти 44 миллиона рублей, плюс еще 1,5 миллиона, выданных Дмитрию в качестве аванса. Впрочем, правоохранители вскоре выяснили, что это никакой не Дмитрий, а некто Андрей Гаршин», — рассказывает Алексей Кузнецов.
Гаршин действительно имел отношение к банковской сфере — правда, совсем не такое, как внушал Кузнецову. Бывший оперуполномоченный по линии защиты конституционного строя отдела ФСБ по ЗАО, он вынужденно уволился из органов после того, как руководство заподозрило его в организации обнальной площадки. Обретенному в ФСБ опыту Гаршин быстро нашел применение: он зарабатывал на предпринимателях, представляясь банкиром.
Из-за огромных финансовых потерь компания «Сириус» была на грани банкротства. Гаршина вызвали для проведения следственных действий в ОМВД по району Кунцево, но он, конечно, не явился. По версии следствия, подозреваемый мог обналичить полученные средства через сеть фирм-однодневок и вывести их в оффшорную зону на Кипр. Его объявили в федеральный розыск.
«Оказалось, наша фирма не единственная, кто пострадал от Гаршина — после публикации в "Вечерней Москве" о розыске подозреваемого, в ОМВД Кунцево обратился гражданин Китая. Как мне объяснили полицейские, при схожих обстоятельствах у него похитили около 20 миллионов рублей. Заявление этого предпринимателя почему-то не приобщили к материалам нашего уголовного дела, а отправили в УВД по СВАО», — рассказывает Кузнецов.
Как предполагают оперативники, лжебанкир действовал не один. По данным источника, близкого к следствию, Гаршин мог входить в состав криминальной группы, состоящей из бывших сотрудников госбезопасности. Одной из заметных фигур в этой компании мог быть осужденный за рейдерский захват экс-полковник УФСБ по Москве и Московской области Сергей Шишаков.
Шишаков перебрался в Москву из родного Ярославля и поступил в академию ФСБ России. По словам источника в правоохранительных структурах, его успешной карьере немало поспособствовала удачная женитьба: теща работала зубным врачом в ведомственной больнице и лечила многих высокопоставленных чинов с Лубянки. Она замолвила словечко о зяте, и Сергею Шишакову удалось стать сотрудником УФСБ по столичному региону.
Ему поручили линию защиты конституционного строя, а конкретно — спортивное направление. Среди прочего Шишаков курировал стадион «Динамо», а там был в те годы крупнейший вещевой рынок. По оперативным данным, Шишаков постепенно взял под контроль теневые финансовые потоки барахолки. Ему удалось сблизиться с руководством управления ФСБ по столичному региону: подающий надежды сотрудник, неоднократно участвовавший в ведомственных соревнованиях по рукопашному бою и любящий рыбалку, приглянулся начальству.
Подвела его страсть к красивой жизни. Приобретя себе дорогостоящий джип Mercedes-Benz GL, он всячески им хвастался. Наверху такое позерство не одобрили и на два года отправили в командировку в Чеченскую Республику.
Вернувшись из «ссылки», Шишаков попал в оперативную разработку 6-й службы управления собственной безопасности ФСБ России. Как писал «Коммерсантъ», осенью 2011 года бывший чекист стал одним из фигурантов уголовного дела, возбужденного СКР по факту рейдерского захвата офисно-промышленного здания в центре Москвы, по адресу Международная улица, дом 38. Там на площади в 1,5 тысячи квадратных метров располагались магазин и пекарня; стоимость объекта составляла около 130 миллионов рублей.
Все площади принадлежали бизнесмену Отари Кобахидзе, учредителю и владельцу кондитерского предприятия «Тома», работающего в Москве и других городах России. В какой-то момент у Кобахидзе возникли проблемы в семье, и он был вынужден временно отойти от руководства бизнесом, передав бразды правления Марине Владимирской. С ней в сговор вступили рейдеры, получили от нее оригиналы документов на предприятие, внесли в них изменения, введя в руководство своего человека, провели перерегистрацию и продали здание на Международной улице за два миллиона долларов — в 2-3 раза ниже рыночной цены. Узнав об афере, Отари Кобахидзе обратился в правоохранительные органы и два года спустя вернул себе контроль над зданием и фирмой «Тома».
По версии следствия, Шишаков был одним из трех посредников, которые сообщили о продаже недвижимости депутату Госдумы РФ Денису Вороненкову, и тот якобы предложил 2 миллиона долларов за здание ценой пять миллионов долларов предпринимателю Виталию Качуру. Тот, в свою очередь, для придания сделке видимой законности привлек адвоката Виталия Чабана.
Полученные в результате махинаций деньги сообщники разделили между собой. Шишакову, как и другим фигурантам дела, было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (четвертая часть статьи 159 УК РФ). Он признал свою вину, заключил с прокурором досудебное соглашение о сотрудничестве, а 17 июня 2014 года Тушинский суд вынес Шишакову обвинительный приговор — 3 года лишения свободы условно. Столь мягкое решение, вероятнее всего, объяснялось тем, что Шишаков, как и другие обвиняемые, дал показания на других подельников, например на Виталия Качуру и Виталия Чабана.
Во время судебного процесса по ходатайству защиты характеристику личности Сергея Шишакова дал и Андрей Гаршин.
Вот фрагмент приговора Тушинского райсуда от 17 июня 2014 года, размещенного на сайте sudakt.ru.
«Свидетель Гаршин А.С. пояснил, что знаком с Шишаковым С.В. с 2005 года по совместной работе в ФСБ. Характеризует его с положительной стороны, отзывчивый, тактичный, грамотный человек. Они дружат семьями. Полагает, что исправление Шишакова С.В. возможно без изоляции от общества. Свидетель Емельянов Г.И. пояснил, что вместе с Шишаковым С.В. проходил службу, знаком с ним с 1993 года, вместе работали, участвовали в совместных мероприятиях по борьбе с терроризмом. Шишаков С.В. — преданный товарищ, дружат семьями, прекрасный семьянин. Просит о снисхождении для Шишакова С.В.»
В приговоре фигурирует еще один интересный для текущего расследования персонаж — Григорий Емельянов.
Сын состоятельных родителей Григорий Емельянов после института поступил на работу в отдел ФСБ по Северному округу столицы, где познакомился с Шишаковым. Как предполагают оперативники, у обоих были интересы на рынке стадиона «Динамо». Дела у Емельянова пошли в гору — судя по тому, что вскоре он обзавелся внедорожником Mercedes-Benz GL (как и у его компаньона).
5 сентября 2009 года на 22-м километре Малого бетонного кольца в Московской области Емельянов на своем дорогом джипе врезался в автомобиль ВАЗ 21099, ехавший по главной дороге. Как писала «Новая газета», удар был такой силы, что «жигуль» разорвало пополам и ехавшие в нем четверо гастарбайтеров погибли на месте.
Уголовное дело о страшном ДТП загадочным образом было прекращено. Но карьеру уже было не спасти. По данным источника в правоохранительных структурах, Емельянова отстранили от оперативной работы и перевели на службу в архив управления ФСБ по столичному региону. Позже, уволившись из ФСБ, Емельянов поступил на работу в префектуру Западного округа столицы, где курировал вопросы потребительского рынка.
Полицейские не исключают, что Емельянов и Шишаков после того, как Гаршин в июне 2016 года был объявлен в федеральный розыск, активно пытались вызволить товарища из беды. Ведь Гаршин способен дать такие показания, что его приятели тоже угодят на скамью подсудимых. Следствие и потерпевший ощутили противодействие друзей Гаршина в полной мере.
Объявили в розыск и автомобили, числившиеся за Гаршиным. Роскошный Porsche Boxster был вскоре задержан сотрудниками ДПС. Однако срочно выехавшие на место следователи не застали там водителя.
«Гаршин успел позвонить кому-то, приехали двое на Toyota Land Cruiser 200 (данные о владельце имеются в распоряжении потерпевшего), представились сотрудниками отдела ФСБ по ЗАО, предъявили служебные удостоверения и начали оттеснять сотрудников госавтоинспекции. В это время водитель Porsche скрылся», — рассказывает Кузнецов. В автомобиле осталась лишь знакомая Гаршина.
По словам Кузнецова, за рулем второго автомобиля, числящегося за Гаршиным — Mercedes Benz e350, который также задержали гаишники, сидел... действующий сотрудник ФСБ в звании лейтенанта (данные имеются в редакции). Выяснилось, что машину переоформили.
Источник, близкий к следствию, не исключает, что Гаршин мог быть жизненно необходим своим сообщникам, поскольку контролировал финансовые потоки группировки. Поэтому-то и прилагались такие усилия, чтобы он остался на свободе. Также рассматривается версия о том, что Гаршин пытался надавить на Шишакова под угрозой огласки компрометирующей его и Емельянова информации (речь идет о злосчастном ДТП с летальным исходом).
«От сотрудников полиции мне известно, что у Гаршина даже в то время, когда он проходил подозреваемым по делу о мошенничестве, был зеленый коридор через аэропорты Минска и Астаны. Тем не менее в Белоруссии его задержали. Доставили во Внуково, и за ним приехали на том же самом Toyota Land Cruiser 200», — рассказывает Кузнецов. По его данным, те, кто представились оперативниками и продемонстрировали удостоверения, настаивали на том, чтобы Гаршина передали им «в интересах госбезопасности». Они скрылись из линейного отдела в аэропорту, как только оперативный дежурный снял трубку, чтобы связаться с дежурным ФСБ.
На следующий день, 8 сентября, Гаршина уже допрашивал следователь. Затем его опознал потерпевший Кузнецов.
В своем желании выкрутиться из угрожающей ситуации сообщники подследственного Гаршина могут зайти очень далеко, уверен Кузнецов.
«4 октября в подъезде дома на западе столицы был задержан молодой человек (данные о нем есть в распоряжении редакции), вооруженный кастетом. Предположительно, он шел на "разговор" с моим адвокатом, который активно способствовал расследованию по делу, — говорит Кузнецов. — Встреча, которая могла обернуться тяжелыми последствиями для моего поверенного, не состоялась по чистой случайности — его задержали сотрудники ЧОП, охраняющие дом. Молодого человека доставили в райотдел полиции, установили личность. По данным оперативников, он из числа футбольных фанатов».
На камере видно, как молодой человек проникает в здание через парковку, заходит на этаж. Металлический предмет, похожий на кастет, который был в руках, он успел выбросить к приезду полиции.
В пресс-службе столичной полиции «Ленте.ру» подтвердили факт возбуждения уголовного дела в отношении Гаршина, однако делиться подробностями не стали, сославшись на тайну следствия. Источник в правоохранительных органах сообщил, что для Гаршина избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Следует отметить, что сразу после задержания бывшего оперативника ФСБ к следователю явился Шишаков и сообщил о желании дать показания в защиту своего бывшего коллеги. Якобы он был свидетелем того, как Гаршин передал Кузнецову часть денег.
Однако эта версия не произвела на следователей особого впечатления — роль сыграло и то, что в протоколе он скрыл факт своей судимости.
По данным «Ленты.ру», уголовное дело о мошенничестве, в котором фигурирует Гаршин, в ближайшее время может быть передано в Главное следственное управление ГУ МВД по Москве. Как известно, это подразделение занимается серьезными преступлениями, преимущественно совершенными в составе организованных групп. Поэтому скоро могут последовать новые аресты.