Бизнес
20:55, 11 октября 2016

Тариф «предвыборный» Чем грозит попытка повысить политический рейтинг за счет снижения энерготарифов

Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Тема тарифов на электроэнергию будоражила политические круги Бурятии все предвыборные месяцы. Но попытка повысить политический рейтинг за счет снижения энерготарифов может сыграть с властями Бурятии злую шутку: в российской энергетике набирают силу антикоррупционные аресты.

Республика Бурятия имеет один из самых высоких тарифов на электроэнергию для населения: более четырех рублей за киловатт-час. При этом в соседней Иркутской области электроэнергия стоит 0,97 рубля, а в Забайкальском крае — 2,7 рубля.

Глава Бурятии Вячеслав Наговицын 3 марта этого года встречался с президентом России Владимиром Путиным. В ходе встречи он попросил президента уравнять тарифы на электроэнергию в республике с ценами в Иркутской области. По поручению президента была создана специальная рабочая группа при Минэнерго, а курировать этот вопрос назначили лично вице-премьера Аркадия Дворковича.

«Тема цены на электричество для Бурятии парадоксальная. Сколько уже копий сломано, сколько было решений, обсуждений, а воз и ныне там», — говорил тогда член центрального штаба ОНФ, руководитель центра мониторинга исполнения указов президента, а ныне депутат Госдумы от трех регионов Прибайкалья Николай Николаев. ОНФ даже провел в столице республики Улан-Удэ круглый стол по снижению энерготарифов. На нем Николаев открыто заявил, что причиной отсутствия движения в решении вопроса, видимо, является наличие у такого ценообразования своих «интересантов».

Видимость работы

Формально снижение произошло: с июля тарифы для населения были снижены на шесть процентов. Для населения с газовыми плитами один киловатт-час стал стоить 4,1 рубля вместо 4,3 рубля. Но и это незначительное снижение преподносилось как значимый результат работы губернатора с федеральными властями, что было очень кстати в преддверии сентябрьских парламентских выборов.

Основная составляющая высокой цены на электроэнергию в Бурятии — сети, выяснила рабочая группа при Минэнерго. Сетевая составляющая в республике почти в два раза выше, чем в среднем в других регионах. Правительству Бурятии было передано поручение проработать вопрос о возможности снижения тарифа на передачу, однако никакого заметного результата эта деятельность не дала.

«Корень зла в том, что в Бурятии в тарифе три четверти — услуги сетевых компаний. Львиную долю этих услуг –— более 70 процентов — предоставляет сетевая компания «МРСК Сибири». Она включает в тариф необоснованные расходы и потери, отсюда и высокие тарифы. Это необоснованно завышенная выручка монополиста. Превышение равно как минимум одному миллиарду рублей», — заверяет депутат Горсовета Улан-Удэ Сергей Иванов. Он подчеркнул, что сложившаяся ситуация в региональной энергетике — следствие не эффективной работы региональных властей.

Власти в свою очередь говорят, что все дело в работе небольших сетевых компаний. Однако, по словам Иванова, их доля в общем «котле» выручки сетевых компаний региона не превышает 10 процентов, а около 77 процентов приходится на «МРСК Сибири — Бурятэнерго». Местными властями тем временем прорабатывается вариант консолидации всех сетевых компаний на базе «МРСК Сибири», что, по мнению экспертов, может стать лишь еще одним действием, которое позволит оттягивать момент реального снижения тарифов компании-монополиста.

Заплатит бизнес

Депутаты Горсовета Улан-Удэ видят проблему в коррупции. «Мы предполагаем, что тариф завышен в связи с тем, что завышена сетевая составляющая. Мы выступали с предложением провести экспертизу, посмотреть, как он формируется, но все уходят от этого вопроса», — говорит депутат Горсовета Улан-Удэ Александр Калашников. По его словам, руководитель региональной службы по тарифам утверждает, что тариф формируется на обоснованных расходах. «Так давайте проверим эти обоснованные расходы. Никто не желает проверять. И мы говорим уже фактически о коррупционной составляющей, касающейся МРСК и правительства», — возмущается Калашников.

Эксперты отмечают прямую связь руководства республики с руководством «МРСК Сибири — Бурятэнерго». «Так происходит потому, что первый заместитель председателя правительства Бурятии господин Зубарев (зампред правительства региона Николай Зубарев — прим. «Ленты.ру») отвечает за энергетику, а его родной сын является заместителем директора «Бурятэнерго». И как вы думаете, чью сторону займет папа? Папа занимает сторону сына и делает все для того, чтобы заработки "Бурятэнерго" позволяли всем жить безбедно. Как живет население, его, видимо, интересует мало. До недавнего времени даже какие-то попытки снизить тарифы не предпринимались. Пока существует эта аффилированность, ничего не изменится», — считает директор московского института прикладной политики Владимир Самойлов.

Снижение энерготарифов, которое стало попыткой главы республики Вячеслава Наговицына повысить свой политический рейтинг, по факту будет компенсировано бизнесом: соответствующие затраты были переложены в цены для промышленных потребителей. Для бизнеса Бурятии это очень наболевший вопрос, говорит президент Торгово-промышленной палаты республики Игорь Зураев. «Огромная разница в тарифе на территории соседних регионов является совершенно недопустимым явлением. Данный фактор не позволяет товаропроизводителям выдерживать конкуренцию на рынке, что отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии республики», — отметил он. «Если мы хотим, чтобы у нас была развитая экономика, нужна конкурентность. А как мы можем конкурировать с Иркутской областью и Забайкальским краем, если у них тарифы что на электроэнергию, что на тепло ниже», — добавляет Калашников.

Официальные власти в свою очередь считают, что большой проблемы с тарифами в республике Бурятия нет. «Для населения у нас тарифы на среднем уровне, даже ниже среднего по стране. Для прочих тарифы достаточно высокие, но они сопоставимы с тарифами в соседних регионах, есть еще выше», — парировал первый заместитель руководителя республиканской службы по тарифам Евгений Белов.

«Складывается впечатление, что жители Бурятии просто не понимают своего счастья», — иронизирует Николай Николаев. По его словам, нужно понимать, что государство — не коммерческая лавочка. И основная его задача — это решение социальных проблем. «У государства нет и не может быть задач получения сверхприбыли. Чаще всего такие задачи перед собой ставят отдельные личности и отдельные чиновники. Оттуда у нас появляются и коррупция, и злоупотребления», — говорил он.

В последнее время разгорелось немало коррупционных скандалов, в том числе и в электроэнергетике: одним из самых нашумевших примеров стали аресты гендиректора подконтрольной структурам Виктора Вексельберга энергокомпании «Т Плюс» Бориса Вайнзихера и ​управляющего директора «Реновы» Евгения Ольховика. По версии следствия, в 2007–2014 годах подозреваемые передали чиновникам в Коми денежные средства и имущество на сумму более 800 миллионов рублей за создание комфортных условий работы компании «Комплексные энергетические системы» (в 2015 году​ ​переименована в «Т Плюс») в регионе. Ранее лишился поста и был отправлен под арест глава республики Коми Вячеслав Гайзер. Так что, вероятно, попытка властей Бурятии выиграть политические очки за счет абсолютно формального снижения тарифов на электроэнергию может выйти боком.

< Назад в рубрику