Недавно сеть фастфудов Wayback Burgers подвела итоги Triple Triple Challenge — ежегодного чемпионата по скоростному поеданию гамбургеров. Победу одержала американка Молли Скайлер, которой хватило 40,56 секунд, чтобы разделаться с фирменным «Трипл трипл бургером» из девяти котлет, булок, сыра, салата и помидоров. Впрочем, для профессионального едока и такая скорость — не предел. «Лента.ру» решила разобраться в том, как устроен этот сомнительный вид спорта.
В 1789 году британские медики заинтересовались пленным солдатом по имени Шарль Домери. О его прожорливости ходили легенды. На глазах докторов он легко сжевал двухкилограммовое коровье вымя, четыре фунта сырой говядины, двенадцать свечек, запив все это бутылкой пива. Обед солдата состоял из пяти фунтов мяса, фунта свечек и трех больших бутылок пива. Когда мяса не хватало, он ел свеклу, заглатывал целые картофелины вместе с кожурой и даже набивал живот травой.
Двести лет назад такие аппетиты были в диковину, но по современным меркам, Домери — лишь любитель. Сегодня профессионалу хватает минуты, чтобы употребить почти три килограмма бобов. За шесть минут чемпион способен проглотить 274 сибирских пельменя. За восемь — 141 вареное яйцо с четырьмя литрами майонеза, за десять — 6,35 килограммов буррито, 4,5 килограмма спагетти и 3,5 килограмма венских сосисок, причем без видимого ущерба для здоровья.
Такой прогресс — относительно недавний феномен. Это особенно хорошо заметно по рекордам в области хот-догов. Двадцать лет назад финалист чемпионата по поеданию хот-догов (Nathan's Hot Dod Eating Contest) съедал 23 булочки с сосиской за десять минут, и это считалось потрясающим результатом. Через десять лет результат удвоился, а в этом году победитель продемонстрировал сверхчеловеческую выносливость и за те же десять минут умял больше семидесяти хот-догов.
Необычайные успехи современных едоков напрямую связаны с коммерциализацией развлекательного обжорства. Все началось в середине девяностых, когда у руля чемпионата по поеданию хот-догов встали начинающие пиарщики Джордж и Ричард Шей. Предприимчивые братья сделали все, чтобы превратить этот турнир из забавы для жителей Кони-Айленда в зрелищный спорт, известный половине мира.
В 1996 году они основали Высшую лигу едоков и стали привлекать участников денежными призами, а зрителей — эффектной режиссурой в духе рестлерских шоу. Дело быстро пошло в гору. Через несколько лет чемпионат по поеданию гамбургеров транслировался по ESPN — главному спортивному телеканалу США. У скоростного питания появились свои звезды и даже свои допинговые скандалы: пятнадцать лет назад самого быстрого едока хот-догов заподозрили в приеме миорелаксантов — лекарственных препаратов, снижающих тонус мускулатуры и тем самым подавляющих рвотный рефлекс.
Теперь лига устраивает до ста гастрономических конкурсов в год. Другие организации тоже проводят подобные чемпионаты. Большинство посвящены определенному блюду — например, сэндвичам чудовищной высоты, как в Triple Triple Challenge. Есть и гастрономическое многоборье. Участники ежегодного Tour De Donut должны проехать на велосипеде около 58 километров, периодически останавливаясь, чтобы подкрепиться пончиками. Каждый пончик скидывает пять минут с потраченного времени. Побеждает тот, кто достигнет финиша с минимальным результатом.
Как и в традиционных видах спорта, профессиональные едоки нередко обладают врожденными талантами, только тут своя специфика. Если баскетболистам необходим высокий рост, а бегунам — длинные ноги, то едокам определенно не помешает крепкий желудок. Но на одних талантах далеко не уедешь. Куда важнее правильная тактика.
В 2001 году 29-летний японец Такеру Кобаяси одержал впечатляющую победу. За двенадцать минут он уплел пятьдесят хот-догов — вдвое больше, чем любой другой профи за всю историю Высшей лиги едоков. Объяснить такой результат врожденными талантами невозможно, особенно если учесть, что Кобаяси весил всего 60 килограммов и внешне походил не на сумоиста, а на хрупкую звезду J-Pop.
Японец победил за счет тактических новаций. Он изобрел так называемый маневр Соломона: Кобаяси разламывал сосиску хот-дога надвое по примеру библейского Соломона, предложившего разрубить спорного ребенка пополам, а затем утрамбовывал обе половинки в рот, одновременно отмачивая булку в воде (этого Соломон уже не делал).
Маневр Соломона тут же взяли на вооружение другие профессионалы. У них это еще называется «японить хот-дог». Со временем соперники Кобаяси добавили к этой операции свои штрихи. Так, в версии «двойной японец» игрок синхронно укладывает в рот пару сосисок из двух разобранных хот догов, одновременно отмачивая обе булки.
Неподготовленному человеку вкус размоченного хот-дога наверняка покажется тошнотворным, но без размачивания никуда, особенно при употреблении сухой пищи. Чаще всего участники соревнований используют воду, но некоторые предпочитают масло. Острое рекомендуют смачивать молоком. Кроме того, важно помнить о дыхании. Профессионалы учатся синхронизировать глотание со вдохами и выдохами.
Еще один прием — «дрожь Кобаяси». Пока руки терзают хот-доги, а челюсти жуют, японец извивается и подрагивает всем телом, пытаясь ускорить заглатывание и прохождение не вполне прожеванных фрагментов сосисок и мокрых булок по пищеводу. Другие профессионалы достигают аналогичного результата, по-птичьи меняя наклон тела при глотании.
Как и в настоящем спорте, победа в соревнованиях по скоростному приему пищи требует упорных тренировок. Профессионалы ежедневно выполняют упражнения, развивающие координацию движений, время от времени садятся на голодную диету, учатся подавлять рвотный рефлекс и растягивают свой желудок при помощи большого количества еды или жидкости. Кобаяси тренируется, постепенно наращивая размер употребляемых обедов, а затем сбрасывает набранные калории физическими упражнениями.
Некоторые стараются укрепить мышцы челюстей и для этого регулярно жуют несколько жевательных резинок одновременно. Победитель Tour de Donut и чемпион в поедании кукурузы с початка Ясир Салем развивает челюсти при помощи медицинского приспособления, которое дают пациентам, пережившим челюстные травмы.
Салем также записывает свои тренировки на видео, а затем внимательно изучает их и анализирует допущенные ошибки. Быстрый едок должен заранее распланировать, что, как и откуда есть, чтобы не застрять на какой-нибудь чепухе в самый неподходящий момент. Это требует серьезной теоретической подготовки.
Кобаяси сохранял звание чемпиона пять лет. По настоящему сильного соперника он встретил только в 2006 году, когда против него выступил Джои Честнат по кличке «Челюсти». На квалификационном обеде новичок с хорошими задатками (комментаторы отмечали его на удивление большой рот) без особых усилий сжевал пятьдесят хот-догов. Когда стартовал поединок, он быстро переел чемпиона и уступил ему лишь в самом конце.
В тот раз Кобаяси сумел сохранить трон за собой, но с мизерным отрывом: всего полтора очка. Через год Честнат все же победил, съев за двенадцать минут 66 хот-догов. Справедливости ради нужно заметить, что у японца было оправдание: он не вполне оправился от травмы челюсти (тут все как в серьезном спорте, даже травмы). Но это именно оправдание. Победа Честната не была случайностью. Сегодня ему принадлежит едва ли не половина официальных рекордов Высшей лиги едоков.
Честнат крупнее Кобаяси, его не назовешь тучным. Вес чемпиона колеблется в диапазоне от 102 до 109 кг при росте 185,4 см. И другие мастера быстрого приема пищи совсем не похожи на рисуемых воображением толстяков с крайней степенью ожирения и железными челюстями.
Соня Томас по кличке «Черная вдова», которой принадлежит большинство рекордов Высшей лиги едоков, не занятых Честнатом, весит всего 45 килограммов при росте 152 сантиметра. Это не мешает ей употреблять пять килограммов (то есть десять процентов ее собственного веса) чизкейков всего за девять минут.
Габариты Мэтта Стоуни, восходящей звезды спортивного обжорства, в 2015 году переевшего самого Честната тоже не поражают воображение. Он весит 59 килограммов при росте 173 сантиметра и готовится к карьере диетолога. Особенно он гордится тем, что однажды уничтожил за один присест 9 килограммов тыквенных пирогов. «Это примерно в 85 раз больше, чем съел бы нормальный человек», — объяснял он в интервью британскому Telegraph.
У субтильности рекордсменов нет общепринятого объяснения. Любители скоростного питания подозревают, что избыточный жир мешает желудку растягиваться. В пользу этой теории говорит то, что участник соревнований по имени Бэдлендс Букер весил почти двести килограммов, но в него влезало не больше 25 хот-догов. Когда Букер сбросил вес, его результаты заметно улучшились.
В 2007 году «Американский журнал рентгенологии» опубликовал статью, описывающую эксперимент, поставленный над одним из профессиональных едоков. Во время эксперимента обычный человек съел семь хот-догов, а затем объявил, что в него больше не лезет. Профессиональный едок тем временем заглатывал по два хот-дога в минуту и успел сожрать 36 штук, после чего испуганные ученые попросили его остановиться (бедняга был недоволен и просил еще).
Флюорография показала, что желудок первого подопытного имел обычные размеры и был полностью заполнен пережеванными хот-догами. Желудок же едока раздулся так, что занял почти всю верхнюю часть брюшной полости. «Люди, показывающие успехи в области скоростного употребления пищи, способны расширять желудок, превращая его в колоссальный мягкий мешок, вмещающий огромные объемы еды», — констатировали исследователи.
Профессиональные едоки и сами понимают, что не вполне обычны. Хотя их неожиданное призвание никто не принимает всерьез (даже они сами), оно меняет им жизнь и порой приносит неплохие деньги (годовой заработок звезд исчисляется пятизначными, а иногда и шестизначными суммами). «Я не остановлюсь, пока мне не стукнет семьдесят, — объявил Джои Честнат в одном из интервью. — Тут суть даже не в самой еде. Суть в драйве и целеустремленности».