Культура
14:01, 12 октября 2016

Грош цена Почему казакам с картины Репина не нужны медные деньги Алексея Михайловича

Михаил Карпов (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Изображение: «Запорожцы» / Илья Репин / Государственный Русский музей

За грубым деревянным столом — развеселая компания казаков. Они пишут ответ на письмо турецкого султана Мехмеда IV, требующего от них прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. Таков сюжет картины Илья Репина «Запорожцы».

Считается, что эти события происходили в 1676 году, начало которого ознаменовалось смертью царя Алексея Михайловича Романова, прославившегося, помимо прочего, спорной денежной реформой. Государству срочно требовались деньги на войну с Швецией и Польшей. Служилым людям надо было платить, да и существовавшая тогда денежная система не соответствовала европейской.

На территории заново присоединенной к России Украины в ходу был талер, а российское государство выпускало исключительно серебряные копейки, которые по своей сути не были монетами — их чеканили на расплющенных кусочках проволоки. Считать такие деньги было очень неудобно — мелкие, они выскакивали из пальцев. Купцам приходилось держать целый штат счетоводов.

В 1654 году серебряные талеры, накопившиеся в казне, начали перечеканивать в рубли-ефимки, но рубль, который получался в итоге, по весу тянул на 64 копейки, хотя в настоящем было 100. Европейскую монету также разрубали на части, клеймили и пускали в оборот, однако население не спешило принимать новые неполновесные рубли и полуполтины. Через год эксперимент был признан неудачным.

Но самым спорным решением власти стало введение медных денег, которые имели хождение наравне с серебряными. Их делали из медной проволоки, на которую ставили то же клеймо, что и на серебряную, и выдавали за платежное средство того же номинала.

Указы, издаваемые властью, требовали принимать медные монеты наравне с серебряными, однако государственные учреждения предпочитали с ними не связываться, собирая налоги в серебре, что сразу же насторожило население. Такие деньги не использовались в сделках с иностранцами, и, помимо прочего, их было существенно проще подделать.

Усугубил положение дел и указ 1659 года о принудительном обмене ефимок и их производных на медные копейки. Зачем? Менять медь на серебро для государства было выгодно, ведь серебро было универсальным международным платежным средством, а практически все сырье закупалось в те годы за границей.

Медные горы

Впрочем, не стоит думать, что медь сразу же была отвергнута населением. В течение нескольких лет, вплоть до 1660 года, разница в курсе серебряных и медных денег была очень небольшой, что неудивительно в условиях дефицита серебра. Сделки же надо было совершать — хоть бы и посредством меди.

Тем не менее медные деньги неуклонно дешевели. Финансовая ситуация в стране вызывала недовольство граждан, и в 1662 году вспыхнул так называемый медный бунт. На следующий год стало только хуже. Если в мае за один серебряный рубль давали 15 медных, то после июня — 50. Рынок был перенасыщен новыми дешевыми деньгами, и цены на многие категории товаров взлетели до небес.

Власть пыталась как-то исправить положение и принудить торговцев снизить цены на товары первой необходимости, но, разумеется, из этого ничего не вышло. Правительство, наконец, предприняло попытку понять, что делать дальше, созвав комиссии из «лучших и средних людей московского посада» — наиболее влиятельных купцов. Они мыслили стратегически, предлагая меры, которые позволили бы продолжить преобразования, но среднее и мелкое купечество, наиболее пострадавшее от медных денег, выступило ярым противником реформы.

В результате 26 июня 1663 года хождение медных денег было запрещено, а серебряная копейка восстановлена как единственное платежное средство. Медь предлагалось сдавать в казну по курсу 1:100 (то есть меньше себестоимости), так что ее было выгоднее просто переплавить. Фактически, произошло массовое изъятие денег у населения, что очень быстро привело к его обнищанию.

Кризис доверия

Денежная реформа Алексея Михайловича потерпела крах не из-за введение меди в оборот, а из-за решения заменить ею серебро и недоверия народа к власти. Платежеспособность денег должна быть чем-то обеспечена — нельзя просто так выбросить на рынок кусочки медной проволоки и рассчитывать, что они будут цениться так же, как и серебряные.

Власть не только собирала налоги в серебре, а платила медью. Запрещалось использовать медные деньги для внешних расчетов и в Сибири. Создав систему второй, неконвертируемой валюты, государство не смогло защитить ее от подделки. Фальшивомонетчики чеканили медные деньги в огромных количествах — это было чрезвычайно легко и прибыльно, фальшивки зачастую просто невозможно было отличить от настоящих денег.

Кроме того, медью пытались платить военным на Украине, где ходили исключительно серебряные талеры, а значит, они просто не могли потратить свое жалование. Реформа проводилась непоследовательно и непродуманно, и это предопределило ее исход.

< Назад в рубрику