С холста на зрителя свысока взирает бородач с тяжелым взглядом. Его роскошное облачение и тяжелый посох, символ власти, сразу говорят о том, кто он. Таким представлял себе царя Ивана Грозного великий русский художник Виктор Васнецов. Насколько он достиг портретного сходства, судить невозможно — изображения Ивана Грозного дошли до нас только в виде средневековых миниатюр. Работая на картиной, Васнецов опирался на свидетельства современников царя и анализ его личности историками.
Если говорить о роли Ивана IV в истории, то прежде всего в голову приходят его военные победы, сыгравшие немалую роль в расширении границ страны, опричнина и особая жестокость ко всем — как к приближенным, так и к простому народу. Но правление царя запомнилось и масштабными социально-экономическими реформами.
Одной из самых важных реформ, осуществленных правительством Ивана Грозного, была аграрная. В середине XVI века крупными земельными наделами владели в основном бояре. Земля передавалась по наследству. В результате бояре практически не зависели от царя и могли диктовать ему свою волю.
Иван Грозный отлично это понимал и старался изменить ситуацию. При нем началось перераспределение вотчинной земли от бояр служилым людям, дворянам, находившимся на государевой службе, преданным ему и имеющим заслуги перед государством.
Вместо проездных пошлин, мыта, взимавшихся как на внешних, так и на внутренних мытных заставах, была увеличена тамга — пошлина, взимаемая c торговцев сборщиками-таможенниками. Мыт продолжали собирать, но только на границе. Это нововведение было чрезвычайно важно, поскольку взимание внутренних проездных пошлин мешало нормальному развитию торговли в стране.
Еще одна важная инициатива — предложение о ликвидации корчем, так как в них зачастую собирались люди, недовольные властью, а как известно, три недовольных — это уже бунт. Полностью реализовать это не удалось, так как корчмы были отдельной крупной статьей дохода для казны. В результате в Новгороде все ограничилось постановлением взимать огромные штрафы как с тех, кто продает в корчмах спиртное, так и с тех, кто его там употребляет.
Иван Грозный также реформировал судебную систему страны, введя в 1550 году новый Судебник взамен старого, 1497 года. В нем, в частности, затрагивалось разрешение споров по двум важным вопросам: землевладения и зависимости податных людей от крупных феодалов и государства.
85-я статья Судебника была посвящена вотчинному землевладению. Суть ее заключалась в том, что крупный феодал, продающий свою землю, лишался права ее выкупа. Бояре к середине XVI века все больше залезали в долги, а монастыри и дворяне-помещики, наоборот, богатели. Так что эту статью можно с большой долей уверенности трактовать как способствующую отчуждению вотчинной земли у потомственных феодалов (впрочем, за родственниками продавца — не за ним самим — закреплялось право выкупа проданного надела в течение 40 лет).
43-я статья также касалась регулирования землевладения. Согласно ей, запрещалось выдавать новые тарханные грамоты, а старые аннулировались. Эта грамота, подписанная князем или ханом, освобождала владельца вотчины от разных повинностей и обязанностей. Учитывая, что с 1506 года они выдавались только духовным феодалам, направленность постановления очевидна: ограничить в правах высшее духовенство.
Что касается зависимых людей, то в Судебнике 1550 года существовала 88 статья, уточнявшая статью 57 Судебника 1497 года, в которой оговаривалась невозможность перехода крестьян в Юрьев день из волости в волость при определенных обстоятельствах. Она не внесла особого вклада в развитие крепостничества на Руси, в отличие от 88-й статьи, разрешавшей обращать в холопы чужих крестьян, не считаясь с Юрьевым днем и не делая выплаты прежнему хозяину.
Наконец, в ходе последней из значимых социально-экономических реформ Ивана Грозного были отменены кормления и введены земские учреждения. На Руси должностные лица до середины XVI века были кормленщиками — в период службы их содержало население, а назначал князь. Теперь же их заменяли земские старосты, до того занимавшиеся сбором податей и решением хозяйственных вопросов.
В округах, где жил не только податный люд, но и служилые, населению было позволено самим выбирать старост из детей бояр и дворян. Содержать их народ обязан не был, но взамен выплачивал в казну оброк, который распределялся между государевыми слугами, лишившимися кормлений. Власть оставляла в этих областях только воевод и приказчиков, управлявших казенными делами. По сути эта реформа означала введение самоуправления на местах.
Итоги реформ Ивана IV Грозного оцениваются неоднозначно. С одной стороны, преобразования, проведенные во время его правления, позволили построить на Руси централизованное государство — сословно-представительскую монархию. С другой, особая жестокость к приближенным и подданным также вошла в историю, и оспаривать это сложно.