Есть ситуации, когда нож может превзойти по эффективности пистолет, говорят эксперты по ножевому бою. Но это не лучшее средство для самообороны. В отличие от пистолета, его нельзя применить на расстоянии, он не обладает мгновенным останавливающим действием — даже получив смертельные ранения, противник может продолжить атаку. При этом в большинстве случаев применение ножа приводит к проникающим ранениям. В условиях российской правоприменительной практики это означает тяжелые юридические последствия для обороняющегося. «Лента.ру» с помощью экспертов по самообороне и юристов выяснила, как лучше использовать нож для защиты.
Собеседники «Ленты.ру» начали с констатации печального факта: необходимая оборона в нашей стране находится «слегка вне закона». «Квалифицировать (действия обороняющегося) всегда будут по худшему формату, и про необходимую оборону будут говорить далеко не всегда, — напоминает адвокат Андрей Виленский. — Исходно любое действие стараются подвести либо под умышленное убийство, либо под умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». А потому те, кто использует нож в качестве средства самообороны, должны соблюдать юридические формальности начиная с момента покупки этого оружия.
Весь ножевой товар можно разделить на две группы, отличающиеся юридическим статусом и нюансами изготовления: это боевые ножи и гражданские. Первые оставим в покое — они предназначены для силовиков, и в свободной продаже их нет. Рассмотрим то, что доступно большинству граждан: хозяйственно-бытовые ножи, охотничьи, разделочные, туристические, «ножи для выживания» и т.п. В этом списке есть предметы, относящиеся к холодному оружию (охотничьи ножи, антикварное оружие) и те, что формально оружием не являются (хозяйственно-бытовые ножи, разделочные и шкуросъемные, и пр.).
Определение «холодное оружие» довольно сложное и включает массу параметров: особенности дизайна ножа, геометрию клинка — длина, ширина, толщина обуха, а также характеристики стали, из которой изготовлен клинок. К примеру, в свободной продаже есть макеты «калашниковских» штык-ножей, которые не относятся к холодному оружию, хотя полностью повторяют дизайн боевого штыка. Они даже делаются из настоящих армейских штык-ножей — путем снижения твердости стали клинка (так называемая процедура отпуска).
Точно классифицировать клинок могут только эксперты-криминалисты. Для обывателя важно иметь формальное доказательство того, что его нож не является холодным оружием и приобретен на законных основаниях. Все магазины, легально торгующие ножами, должны выдавать покупателю специальный сертификат соответствия с фотографией ножа, копией экспертного заключения и печатью торговой организации. Юристы советуют носить этот сертификат и чек вместе с ножом. «Если что-то приключилось, полиция обязана принять к сведению эту бумажку», — говорит председатель президиума Московской коллегии адвокатов «Гуров, Гайдай и партнеры» Дмитрий Гуров.
Холодное оружие — например, охотничьи ножи — тоже можно носить при наличии охотничьего билета (получить его очень просто), однако, по словам Гурова, лучше этого не делать. «Есть такое понятие, как приискание и приспособление орудий для совершения преступления, — объясняет юрист. — У полиции возникает вопрос: уважаемый, а зачем вы его с собой носили? И начинаются большие проблемы с выяснением, почему именно такой нож. Поэтому охотничьи ножи мы не будем рассматривать как средство самообороны».
Желательно, чтобы нож для самообороны не выглядел слишком агрессивно и походил на универсальный инструмент, а не на оружие. Вот несколько советов, которые дают специалисты по самообороне и ножевому бою. Оптимален 10-15 сантиметровый клинок с толщиной обуха три-пять миллиметров, с обоюдоострой или полуторной заточкой (когда с одной стороны лезвие заточено полностью, с другой примерно на треть). Серрейторная, или зазубренная заточка (с зубцами и волнами) — скорее минус, поскольку такое лезвие может «увязнуть» в одежде противника.
Рукоятка должна выходить за пределы ладони где-то на ширину пальца, не иметь острых углов и выступов. Некоторые эксперты выступают против насечек под пальцы, полагая, что они ограничивают возможности хвата. Сечение рукоятки лучше овальное либо плоское — круглое сечение не позволяет, не глядя на нож, определить положение лезвия.
Для нескладного ножа предпочтительна так называемая цельная конструкция, когда сталь клинка проходит по всей длине рукоятки. Ограничитель или гарда, предохраняющие кисть от сползания на лезвие, — это плюс: главное, чтобы они не цепляли одежду и не мешали извлечению ножа.
Если есть ножны, нож должен надежно удерживаться в них за счет силы трения, без каких-то застежек, защелок и пр.
Складной нож должен открываться одной рукой — например, с помощью специального выступа под большой палец и надежно фиксироваться в открытом положении. Дополнительных инструментов — открывалок, отверток и прочего — быть не должно.
Некоторые специалисты рекомендуют так называемые тычковые ножи — когда рукоять перпендикулярна клинку. Держат тычковый нож так, чтобы лезвие находилось впереди кулака между средним и безымянным пальцем. Считается, что такой нож крайне трудно выбить. Клинок тычкового ножа часто имеет незначительную длину, а значит — меньше риск тяжелых ранений.
Юристы говорят: случай самообороны легче доказать, если он зафиксирован. Поэтому они советуют при угрозе серьезного конфликта включить диктофон, камеру мобильного телефона и прочие средства фиксации событий. Посмотреть, есть ли рядом камеры видеонаблюдения и автомобили, — в них могут быть установлены видеорегистраторы: все это потенциальные свидетельства в пользу обороняющегося.
Если неприятностей не избежать, нужно достать оружие и дать понять нападающим, что вы намерены защищаться. «В моей практике большинство опасных ситуаций — до 70 процентов случаев — прекращаются демонстрацией оружия и готовности при необходимости им воспользоваться», — поделился личным опытом Андрей Виленский. Только ни в коем случае не надо выкрикивать угрозы в адрес нападающих: всевозможные «всех положу», «порежу», «отправлю в больницу» — это не только дурной вкус, но и хорошее подспорье следователю, если он захочет отправить самооборонщика за решетку. Все слова и действия должны говорить о том, что вы чувствуете реальную угрозу и хотите защитить себя.
Нападение началось: задача — остановить противника и минимизировать для себя юридические последствия. Для этого нужно стараться нанести нападающим поверхностные порезы, избегая глубоких проникающих ран. «В 90 процентах случаев любое проникающее ранение, которое нож причиняет при уколе, — это возбуждение дела по статье "причинение тяжкого вреда здоровью"», — поясняет Виленский.
Оптимальны режущие удары в лицо (разумеется, не в глаза), в кисти рук, предплечья, возможны колющие удары в область плеча. «Щеку порезали человеку, у него пошла кровь. Все — он уже занимается своими проблемами, ему не до вас», — уверяет Дмитрий Гуров, подчеркивая, что для таких целей оптимальны тычковые ножи с короткими лезвиями.
В целом режущие удары почти всегда причиняют менее тяжкий вред, чем тычки.
Ни в коем случае нельзя целиться противнику в шею, лучше избегать уколов в ноги — есть риск повредить крупные сосуды, что приведет к смерти нападавшего. Так произошло, например, с Александрой Иванниковой, которая, защищаясь от насильника, нанесла ему удар перочинным ножом в бедро. В результате мужчина скончался от потери крови, а действия Иванниковой были квалифицированы как умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Конфликт завершен, есть пострадавшие. Гражданин, применивший оружие, должен вызвать полицию, скорую и при необходимости оказать первую помощь пострадавшим. «Даже если будет обвинительный приговор, в нем в качестве смягчающего обстоятельства указывается, что обвиняемый пытался предотвратить причиненный вред путем наложения повязки, вызовом скорой помощи и так далее. Это тоже надо учитывать», — объяснил Дмитрий Гуров.
Очень хорошо вызвать на место происшествия друзей, знакомых и — архиважно — своего адвоката, который приедет со средствами фиксации и будет наблюдать, чтобы не было противозаконных действий со стороны полиции. «Обычно человека привозят в отдел, держат часов пять, потом начинают "кошмарить": мы тебя закроем, посадим, лучше признайся и все будет хорошо, — описывает возможное развитие событий Гуров. — Если у человека есть адвокат, он приезжает и говорит: незаконное удержание, а что он у вас такой побитый, сейчас вызовем скорую и т.д.».
Если нет адвоката, надо позвонить доверенному лицу — другу, родственнику — и попросить как можно скорее найти защитника. До его прибытия, сославшись на 51 статью Конституции, ничего не говорить и ничего не подписывать, ведь показания, данные на первом допросе, как правило, становятся решающими в суде. Исключением может быть заявление о нападении, которое нужно написать раньше, чем это сделают нападавшие, — часто действует негласное правило: кто первым написал заявление — тот и жертва.
И ни в коем случае не следует прибегать к услугам бесплатного адвоката, который, как правило, действует заодно со следствием.