На фестивале «Пулковский меридиан», проводившемся 15-16 октября под неярким в это время года небом Санкт-Петербурга, две лекции были посвящены ближайшему к нам светилу — Солнцу. Одну из них читал заместитель директора Пулковской обсерватории Юрий Наговицын. «Солнечник» (так называют специалистов по этой звезде) говорил о Солнце так, что было понятно даже тем, кто добросовестно прогулял и проспал астрономию в школе. О том, почему нужно изучать наше светило, Юрий Анатольевич рассказал в интервью «Ленте.ру».
«Лента.ру»: Какие солнечные явления влияют на людей? Мы часто слышим сообщения о пятнах, выбросах. Что все это значит?
Юрий Наговицын: Когда мы говорим о солнечных пятнах, протуберанцах, вспышках и других явлениях на Солнце, все это солнечная магнитная активность. Например, солнечные пятна — области магнитного поля с напряженностью 2-3 тысяч гаусс; у Земли, для сравнения, — один гаусс. Размер солнечного пятна — приблизительно с нашу планету.
Поскольку Земля находится внутри гелиосферы, когда на Солнце происходят энергичные события — до десяти в тридцать второй степени эрг (эрг — единица работы и энергии в абсолютной физической системе единиц — прим. «Ленты.ру»), и поток частиц направлен в сторону Земли, это вызывает возмущение в околоземном пространстве, в первую очередь в магнитосфере, что определяет весь спектр неблагоприятных проявлений: помехи для навигационных сигналов кораблей, сбои в навигации на околоземной орбите, мы можем потерять спутники — изменяется даже орбита аппаратов.
Наиболее же неблагоприятные явления происходят в разного рода контурах — электросетях, газовых, нефтяных. Так случилось в конце 80-х годов ХХ века в канадском Квебеке, где на шесть часов отключилась вся энергосистема, и это произошло — установлено точно — от крупной вспышки на Солнце. В другое время подобное произошло в Китае. Весь комплекс внешних по отношению к Земле космических факторов, способных влиять на земные процессы, носит название космическая погода. Есть еще понятие космический климат: это погода, усредненная за 30 лет.
В рамках этой проблемы мы изучаем поведение Солнца на основе прямых и косвенных данных в масштабе сотен и тысяч лет. Чтобы дать представление о солнечно-климатических связях, давайте возьмем лежащий на поверхности пример: широко известное глобальное потепление. Известно мнение, которое распространяет группа экспертов IPCC, что из-за техногенной деятельности человека увеличивается выброс СО2 в атмосферу. Между тем основной хранитель CO2 — Мировой океан. Изменение температуры мирового океана на незначительную величину приведет к большему эффекту, чем работа всех заводов вместе взятых.
Существует ли пугающая гипотеза о том, что возможен следующий ледниковой период?
Чтобы предсказывать, как изменения на Солнце влияют на Землю, надо определить механизм, как это происходит. Мы предполагаем, что могут быть задействованы несколько механизмов, но какой из них работает — проверить пока не можем. Если же обобщить имеющиеся эмпирические данные, можно предположить, что ход температуры вверх, как глобальный тренд, сменится ходом температуры вниз. Говорить о скором наступлении нового ледникового периода вряд ли стоит. К тому же Солнце — лишь один из из климатообразующих факторов, хотя и, наверное, определяющий.
Как давно ведутся наблюдения за Солнцем?
Прямые наблюдения Солнца в Европе начались в 1610 году. Более древние традиции изучения Солнца были в Китае. Интерес вызывался особенностями древнекитайских философии и мировоззрения. Утверждалось, что всему, что происходит здесь, на Земле, имеется однозначное соответствие на небе: скажем, Млечный путь — это Срединная империя, Китай; Солнце — император, и так далее.
Скорее всего, пятна на Солнце замечались при слежении за светилом на глади безветренного озера. Водная поверхность снижает яркость и позволяет увидеть пятна. Благодаря китайским летописям мы можем представить поведение солнечной активности за последние 2000 лет. Число солнечных пятен подчиняется 11-летнему циклу, хотя его продолжительность по времени плавает — от 7 до 17 лет. Есть и другие данные о солнечной активности в прошлом — это содержание космогенных изотопов в кольцах деревьев. Словом, данные есть, но, как всегда, нужно больше для того, чтобы можно было оценить влияние на длинных отрезках времени.
Насколько верно утвердившееся мнение о влиянии магнитных бурь на здоровье?
Это пошло со времен Чижевского (Александр Леонидович Чижевский — советский биофизик, работал в начале XX века — прим. «Ленты.ру»). Чижевский был скорее романтик, чем ученый. Он не доказывал, а вещал. Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужны длительные исследования. Такие исследования у нас в стране проводятся, есть серьезная группа в ИЗМИРАН (Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Николая Пушкова). Насколько эти исследования актуальны и своевременны? Пример этой недели: президент США выпустил указ о предупреждении последствий космической погоды, и там упоминается медицинский аспект. Это значит, что США уже приняли во внимание влияние Солнца на человека — следовательно, какие-то данные есть.
А у России есть такие данные?
Для удовлетворительного мониторинга нужны наблюдения не раз в сутки, а раз в минуты. Такой мониторинг ведется в космосе, но, к сожалению, российских аппаратов, занятых мониторингом Солнца, нет. У нас есть Центр прогноза последствий космической погоды, но, к сожалению, его работа основана на западных солнечных данных. И если поток этих стратегически важных данных прервется, мы останемся без прогноза. Пулковская обсерватория четыре года назад предложила концепцию национальной Службы Солнца — создание сети солнечных телескопов. Это автоматические телескопы нового поколения (спектрогелиографы), которые могли бы следить за Солнцем.
Прототип такого телескопа работает на Кисловодской станции уже четыре года. Сейчас запущен в работу новый подобный инструмент. Для того чтобы вести полноценный 24-часовой мониторинг, надо вести наблюдения и в западном полушарии. Но это как раз нам по силам: на Кубе уже стоят наши телескопы, есть обсерватория в Боливии. Мы можем сделать несравненно более дешевый аналог системы зарубежного космического мониторинга. Это имеет огромное оборонное значение: от солнечной активности зависят системы навигации, управления и связи. Как вы можете представить себе современное противостояние без работы этих систем?
«Пулковский меридиан» не исчерпывался лекциями о Солнце. Выступления специалистов по другим, не менее интересным вопросам астрономии тоже собирали полные залы взрослых и детей. В программе были и выступления известных артистов: группы «Странные игры», трубача Семена Мильштейна, оркестра «Данс-ленд», пианиста Даниила Крамера и других. Покой главного астрономического объекта страны нарушали многочисленные экскурсанты, а сотрудники обсерватории в роли экскурсоводов рассказывали совершенно жюльверновские истории — про запуск в стратосферу телескопа «Сатурн», заброшенную советскую обсерваторию в Чили и многие другие.
На прощание сотрудники Пулковской обсерватории продемонстрировали специфический научный юмор. На наивный вопрос корреспондента «Ленты.ру», как же получается смотреть в телескоп прямо на Солнце, ехидные ученые ответили, что смотрят ночью. Видимо, процитировали давно известный анекдот про космонавтов. Словом, мероприятие было живым, ярким и запоминающимся.