В своем разнообразии — от коллективного сознания муравьев до играющих в Го компьютеров и беспилотных автомобилей — интеллект является самым ценным природным ресурсом. Интеллект делает нас людьми и определяет границы возможного. Но что произойдет, если два чуждых разума объединятся? Интернет-издание TechCrunch объяснило, как человек сблизится с искусственным интеллектом и почему этого не избежать. «Лента.ру» предлагает читателям русский перевод статьи.
Голливудские блокбастеры, технологические стартапы и корпорации делают AI (Artificial intelligence — «искусственный интеллект») все более привлекательным для людей феноменом. Кто-то размышляет о небывалых возможностях и добрых роботах-помощниках, а кто-то боится наступления антиутопии и глобальных конфликтов. При этом феномену HI (Human intelligence — «человеческий интеллект») уделяется гораздо меньше внимания.
Человеческий интеллект приобретает уникальность за счет непревзойденной способности создавать и изменять другие формы разума: обучать, дрессировать, программировать. Он определяет нашу сущность и наше отношение ко всему на свете. Сегодня благодаря сочетанию человеческого разума с искусственным мы находимся на грани беспрецедентного увеличения интеллектуальных способностей. Это событие может стать поворотной точкой в современной истории и всей истории человечества. Чего же нам ждать?
HI позволяет нам разрабатывать формы государственного управления, лечить болезни, создавать произведения искусства, делать научные открытия, мечтать и любить. Он придает значение ежедневным событиям, переводит опыт в ценности, а ценности — в решения.
Биологический интеллект увеличивает возможности и помогает решать любые проблемы. Он находится выше других инструментов, будучи одновременно их создателем и хозяином. Создавая орудия, интеллект расширяет собственные возможности, и даже самое незначительное расширение сулит человечеству огромные выгоды.
Казалось бы, простое изменение 2,5 миллиона лет назад — использование каменных орудий для разделывания животных — в итоге привело ранних гоминид к становлению современных людей. Начиная с той скромной далекой точки, на протяжении всей человеческой истории мы создавали инструменты, которые увеличили возможности нашего разума.
Мы начали с грубых приспособлений — молотков и топоров. Всего за несколько десятков тысяч лет продвинулись к более интеллектуальным средствам, таким как термостаты и демократия. Инструменты решают все более и более сложные задачи, освобождая людям массу времени.
Эволюция орудий продолжается. Чем сильнее мы привыкаем к компьютерам и телефонам, тем больше важных решений им доверяем. Мы рискуем, потому что не можем предсказать все последствия, кроме очевидной выгоды. Как правило, она превышает потери.
Например, рекомендательный алгоритм Amazon (один из наиболее совершенных человеческих инструментов) анализирует выбор покупателей и решает, какие книги в первую очередь предложить новым клиентам. Но большинство людей не знают, как эти решения принимаются. Польза рекомендаций очевидна, а потери — снижение связей между людьми (ведь спрашивать совета больше не нужно) и утрату приватности — можно восполнить.
Сегодня мы находимся в поворотной точке. Мы переходим от пассивного использования инструментов к активному партнерству. Топор или молоток — это всего лишь продолжение руки, но беспилотный автомобиль «думает» практически наравне с водителем и образует с ним распределенный интеллект. Удивительно, но Tesla Model-T ближе к лошади, чем к машине.
Инженеры теперь программируют автомобили с помощью сложных моделей этики, чтобы в случае неизбежной аварии машина могла определить — сбить пешеходов или свернуть с дороги и поставить под угрозу жизнь водителя. Решения «беспилотников» могут сильно отличаться от решений, которые принимают люди в реальных ситуациях. Но мы судим искусственный разум так, как будто он лучше нашего. Неважно, насколько он чужд.
AI может процветать и развиваться наряду с человеческим разумом, мыслить, исследовать и создавать вместе с нами. Например, ставить хореографию танца, помогать с написанием романа или съемкой фильма. Наши орудия теперь действуют сами, но их будущее все еще в наших руках.
С того момента как люди начали танцевать вместе с квадрокоптерами, стало очевидно, что человеческий и искусственный интеллект могут сформировать головокружительное разнообразие комбинаций, создать новые виды искусства и науки. На что мы будем способны с поддержкой искусственного разума? Что произойдет, если мы, к примеру, получим идеальную память?
Мы на грани. Впереди эпоха взрывного роста человеческих возможностей, по своему значению сопоставимая с кембрийским взрывом. И определяет ее простая формула: «HI + AI». Когда человеческий интеллект объединится с искусственным, наши возможности увеличатся так, как никогда ранее за всю историю вида.
Мы уже начинаем использовать формулу «HI + AI» в медицинской диагностике, логистике, искусстве и научных разработках. Скоро наше партнерство расшириться на политику и личные отношения. Эта формула будет работать повсюду.
Проблема заключается в том, что мы, люди, сегодня весьма ограничены во взаимодействии со своими творениями. Мы используем экраны, клавиатуры, жестикуляционные интерфейсы и голосовые команды. Нужен лучший способ связать человеческий разум с «кремниевым».
Мы с относительной легкостью можем добиться прогресса в развитии AI, но наш собственный разум все еще похож на материковый город без выходов к морю. Мы умеем многое, но уже видим границы. Сложность нейробиологии блокирует потенциал человеческого мозга. Если мы разблокируем и объединим собственный разум с искусственным интеллектом, то решим одну из величайших проблем человечества.
Единственный короткий путь к решению этой проблемы — нейропротезирование. В последние годы исследовательские лаборатории по всему миру добились огромных успехов в понимании того, как работает мозг, как подключить его к внешним источникам информации и использовать скрытый потенциал. Совершенствование таких технологий может привести к беспрецедентной продолжительности жизни ума и тела.
Есть и другие способы усовершенствовать HI — генетика и фармакология. Но у них есть одно серьезное ограничение — неспособность улучшить коммуникацию с искусственным интеллектом.
Чтобы по-настоящему реализовать потенциал «HI + AI», нам необходимо в несколько раз улучшить способность людей принимать, обрабатывать и использовать информацию. Нейропротезирование может решить эту задачу.
Новая технология создает риски, которые требуют вдумчивого и разумного действия. Медицинские достижения, которые спасают жизни, сделали возможным создание бактериологического оружия. Открытие атома привело к появлению нового источника энергии, но и цена оказалась высока.
Из книг Айзека Азимова и фильмов о Терминаторе мы получили представление о собственном будущем, наполненном машинами. Популярная культура сделала общество более чувствительным к рискам, связанным с развитием технологий. Нам стало легче представить потери, чем выгоды.
Наши фантазии о будущем, воплощенные в произведениях культуры, создают предпосылки для принятия сознательных и бессознательных решений. Страшные истории ограничивают воображение и любопытство, которые делают нас людьми. Мы боимся.
Сегодня человечество отправляется в величайшее путешествие, и самое время обсудить объединение человеческого разума с искусственным. Но вместо того, чтобы вести дискуссию в страхе, давайте поверим в себя и сначала поговорим о выгодах, которые сулит нам этот союз.
Современный человек уже наделен беспрецедентными возможностями. Используя естественный интеллект и его внешние расширения, созданные на протяжении последнего тысячелетия, мы разработали генетику, синтетическую биологию и роботостроение, которые в буквальном смысле позволяют программировать наше существование. Из игроков мы превратились в создателей игры. Все мы — авторы фантастической эпической саги. Ее сюжет в наших руках.
«HI + AI» самая важная формула современности. В то время когда перед нами лежат огромные возможности AI, нельзя допустить, чтобы наш собственный разум стал препятствием для лучшего будущего. Нам предстоит усовершенствовать себя, научиться более эффективно получать и обрабатывать полученную от машин информацию. Нам предстоит объединиться.