Телепроекты, построенные вокруг ремонта в квартире, который проводится с учетом пожеланий героев, но в их отсутствие, смотреть всегда интересно. Особенно тот момент, когда герои заходят в отремонтированную квартиру, чтобы оценить усилия дизайнера. Чаще всего результат их устраивает — или, возможно, высказать недовольство мешает воспитание, и догадаться о том, что что-то пошло не так, зритель может только по интонации или по взгляду.
Бывает и по-другому — как это случилось в последнем выпуске «Квартирного вопроса». Герои выпуска — редкий случай — высказали свои претензии дизайнеру, не стесняясь в выражениях. «Дом» побеседовал с автором нашумевшего проекта, архитектором Борисом Денисюком, и выяснил, «что же хотел сказать автор своим произведением».
«Дом»: Борис, мнение героев передачи мы слышали — теперь хотелось бы узнать ваш взгляд на этот дизайн-проект. Какой была центральная идея?
Борис Денисюк: Это для меня скорее некая провокация. Основная идея, которую я хотел донести — интерьер в стиле 90-х: отсюда и фанера, и часы, и строительные блоки. На самом деле, у меня был и более брутальный проект для того же интерьера — с постером одной из звезд русского шансона 90-х над кроватью. Конечно, его отклонили, но на реализацию я и не рассчитывал — просто очень давно хотелось попробовать себя в таком пост-постмодернистском, что ли, жанре. Так что работа над проектом, безусловно, была в радость.
А как вообще устроена та сторона передачи, которая не видна зрителям? Мы-то обычно приходим «на все готовое» и видим только результат, а не процесс.
В общих чертах — организаторы приглашают архитектора, предлагают ему выбрать из нескольких участников-«заказчиков», о которых известна основная информация и их базовые требования к интерьеру. В моем случае это были две семьи — с полярными запросами: одна семья хотела брутальный интерьер, вторая — условно, красный угол с иконами. Я решил работать с первой. По большому счету, ни одна сторона не пострадала: герой передачи, который жестко отргеагировал на результат моей работы, получил паблисити (он даже подошел ко мне после передачи и весьма дружелюбно спросил что-то вроде «надеюсь, ты не в обиде?»). Но и я за счет этой ситуации, конечно, получил возможность вывести это высказывание на новый уровень. Изначально интерьер замышлялся как шутка, стеб, понятный только «для своих», над которым можно будет посмеяться в профессиональном кругу. А герой эту тему поднял — и получается, что история о том, как дизайнер представляет себе 90-е и как он может воплотить это представление в интерьере, получила распространение на широкую публику.
Надо еще понимать, что сам формат передачи не дает, по сути, возможности сделать весь проект квартиры. Фантазия ограничивается во-первых, одной комнатой (никто не будет обставлять героям передачи всю квартиру), во-вторых, форматом предусмотрена демонстрация ряда конкретных деталей интерьера (стол, стул и т.п.) — как правило, они предоставляются партнерами передачи. Их в любом случае приходится включать в свой проект (в моем проекте тоже есть эти стулья и столики), что также задает определенные ограничения.
Но сами клиенты могут как-то влиять на постановку задачи по созданию дизайн-проекта? Как-никак им потом жить в этой квартире?
Конечно. Причем в данном случае простор для мысли был задан довольно широкий, с некоторыми конкретными ограничениями, которые были сформулированы изначально, плюс какие-то детали потом передавались мне через сотрудников передачи.
Что касается заказчика — это ведь тоже правила игры, люди получают бесплатный ремонт, получают бытовую технику — телевизор, пылесос и т.п., новую мебель. В конце концов, никто не заставит их жить в том интерьере, который им не нравится.
А что такое в вашем понимании «интерьер в стиле 90-х»? И откуда все-таки сама идея?
90-е — это сейчас актуальная тема, и мой подход к ней — не столько украшательский, сколько архитектурный. Если кратко — стиль 90-х это сумма всего, что осталось от 60-х, 70-х и 80-х, замешанное на новых возможностях для самовыражения, которые дало появление рынка.
Результат такого «сплава» сейчас может смотреться довольно трогательно.
Но вообще эстетика этого проекта строится и на новой интерпретации 90-х — сейчас ведь отсылки к этому времени можно найти и в одежде, и в музыке. Какие-то решения приходили, кстати, именно с прослушиванием музыки, созданной сейчас, но в корнях имеющей и 90-е.
Но все-таки понятие «стиль 90-х» трудноуловимое, нет?
Можно и так сказать. Но это точно микс всего, что было в предыдущие десятилетия, это мешанина, даже китч. В случае с этим проектом воплотить стиль помогли детали — конечно, я не мог использовать старую люстру, например (поскольку светильники тоже поставляются партнерами), но как-то обыграть тему удалось. Вот эти строительные блоки — точно из 90-х, как и электронные часы, и фанера.
Проект получился резонансным — и заказчики высказались довольно эмоционально, и в сети его обсуждают. В передаче изначально вам была предоставлена довольно широкая свобода действий, а встречаются ли в работе заказчики, которые не против «похулиганить», дать карт-бланш?
Было бы здорово, если бы все заказчики были такими (смеется). Но действительно, иногда везет в этом плане — например, я делал проект небольшой квартиры в Торжке, которая использовалась хозяином только во время командировок. Он дал мне свободу действия: главное, чтобы в квартире были удобства, стиральная машина, кухня, место для сна. А остальное — на мой вкус. Бюджет был небольшой, но я согласился взяться — при условии карт-бланша. В итоге получилась квартира в стиле, который можно назвать «элементарный дизайн»: квартира как будто сверстана в дизайнерской программе: типовая люстра, типовые элементы, все картины на стенах —с одним и тем же изображением.
Это как Lorem Ipsum при верстке страниц сайтов? Как «ожившая» версия базовой верстки проекта в одной из программ, которыми пользуются дизайнеры. Можно сказать: скурпулезно воссозданная, материализованная виртуальная реальность.
И как заказчику, понравилось? Да, он был доволен — проект полностью соответствовал его пожеланиям.
А если вас еще раз позовут в передачу вроде «Квартирного вопроса» — пойдете? Если будет возможность для реализации какого-нибудь интересного замысла — почему бы и нет.