Путешествия
00:09, 26 октября 2016

Готовьтесь к взлету Как проходят переообучение пилоты гражданской авиации

Тимур Юсупов
Фото: пресс-служба Turkish Airlines

Согласно требованиям перевозчиков и международному авиационному законодательству, пилоты, управляющие гражданскими лайнерами, должны раз в полгода обновлять свои знания и навыки в специализированных центрах подготовки летного состава. Несколько таких центров есть в России, а один из крупнейших в мире действует в Турции. «Лента.ру» отправилась в Flight Training Center авиакомпании Turkish Airlines в Стамбуле, чтобы своими глазами увидеть, как готовят пилотов.

Учебный центр расположен в непосредственной близости от стамбульского аэропорта имени Ататюрка, домашнего аэропорта Turkish Airlines. Здесь тренируется летный состав не только национального перевозчика Турции, но и других авиакомпаний: учебное оборудование недешево, и далеко не все авиакомпании могут его себе позволить.

Внутри треножника

Первое, что бросается в глаза, когда входишь в учебный центр, — огромные многолапые существа, напоминающие боевых роботов из «Звездных войн» или треножники из «Войны миров». Эти монстры на стальных лапах с поршнями — авиатренажеры. В них пилоты оттачивают свои навыки и пытаются справиться с внештатными ситуациями.

Как только дверь в кабину захлопывается, а в руках оказывается штурвал, ощущение виртуальности мгновенно улетучивается и картинку перед глазами уже не воспринимаешь как изображение на мониторах. Я мгновенно превращаюсь в пилота огромного Boeing, которому в ближайшие минуты предстоит посадить самолет с сотней пассажиров на борту.

Погода не сказать чтобы ахти: дождь льет как из ведра, туман застилает глаза, огни взлетно-посадочной полосы (ВПП) еле различимы. Пилот бы, наверное, сказал: «идем по приборам», но я в них ничего не понимаю, так что с испариной на лбу нервно дергаю штурвал.

Разумеется, в полосу я не попадаю, картинка передо мной гаснет.

Именно для того чтобы оттачивать посадку, взлет или движение в тяжелых погодных условиях, а также разнообразные внештатные и штатные ситуации, и предназначены 10 тренажеров учебного центра, имитирующих кабины разнообразных моделей Boeing и Airbus — самых распространенных в гражданской авиации самолетов. Каждый из этих симуляторов стоит более десяти миллионов долларов.

Конечно, есть и тренажеры попроще. С виду — игровые автоматы, как в крупных торговых центрах. Штурвал есть, однако никакой компоновки кабины — все происходит в обычном учебном классе. Приборы и элементы управления самолетом отображаются на больших мониторах, на таких же транслируется и происходящее за пределами «кабины». Здесь полного погружения не достичь.

Какие именно неприятности ждут в тренировочном полете — неизвестно. Их каждый раз вручную со своего рабочего места задает инструктор учебного центра. Он же следит за действиями пилотов, корректирует их работу и оценивает результат.

Девушки в робах

В другой части немаленького учебного центра (его площадь — 15,6 тысячи квадратных метров) тренируются стюардессы. Девушки в одинаковых красных робах (наподобие тех, что у дорожных рабочих) сидят полукругом и внимательно слушают инструктора — даму лет срока пяти, полжизни проработавшую бортпроводницей. Через несколько минут им предстоит надеть спасательные жилеты и отработать действия при приводнении самолета.

Помимо бассейна, в этом большом ангаре есть еще несколько тренажеров. Мы идем в один из них, имитирующий салон пассажирского лайнера. Усаживаюсь в кресло в первом ряду у запасного выхода — мое любимое, здесь всегда достаточно места для ног. Милая стюардесса (по совместительству преподаватель центра) проводит стандартный инструктаж перед полетом: ремни затянуть, кресла не опускать, в туалет во время взлета и посадки не выходить, а если выйти, то там не курить. Вспыхивает световое табло, призывающее пристегнуться, лайнер идет на взлет.

За окном проносится здание аэропорта, лайнер трясет — ВПП тут не самая ровная. Взлетаем, первые несколько минут проходят вполне обычно — стюардессы выкатывают тележки и приступают к обслуживанию, однако им мешает вхождение в зону турбулентности.

Самолет сильно трясет, а спустя пару минут из багажных полок в задней части салона начинает валить дым. Вероятно, кто-то все же не внял бортпроводницам и покурил в туалете. Стюардессы призывают пассажиров не волноваться и дышать через платки или одежду — кислородные маски почему-то не выпадают.

Одна из бортпроводниц уходит в кабину лайнера, чтобы поговорить с пилотом. Возвращаясь, сообщает, что пассажирам не о чем волноваться, но командир воздушного судна принял решение совершить незапланированную посадку в ближайшем аэропорту.

Еще спустя несколько минут мы приземляемся в авиагавани неизвестного города. Посадку мягкой не назовешь, самолет изрядно трясет, разве что багаж из полок не выпадает. Слышу отчетливый хлопок за иллюминатором — загорается один из двигателей. Позабыв о том, что нахожусь в учебном центре, не на шутку переживаю. К самолету уже несется пара пожарных машин. Возгорание устранено, пассажиров просят покинуть салон.

В другой экстренной ситуации нам бы пришлось спускаться по надувным трапам. Как это делать, учат здесь же. Главное — занять правильную позицию: садимся лицом к спуску, руки перед собой, ладони сжаты в кулаки. Так меньше всего шансов получить повреждения при эвакуации.

***

Со двора учебного центра, примыкающего к международному аэропорту Ататюрка, очень удобно наблюдать за ежеминутными приземлениями и взлетами лайнеров. Для меня это в новинку, однако каждый из пилотов знает дорогу к центру как свои пять пальцев. Раз в шесть месяцев они на некоторое время расстаются с самолетами и садятся за штурвал тренажеров. Здесь цена ошибки не столь велика.

< Назад в рубрику