Автомат Калашникова — самый популярный герой многочисленных оружейных дебатов. Столько же споров вызывает разве что американская М16. Одни говорят об АК как о «не имеющим аналогов эталоне надежности», другие считают морально устаревшим оружием. Известный американский инструктор по стрелковой подготовке, основатель и руководитель Suarez International USA Inc. Габриэль Суарез в своем фильме «Бой с автоматом Калашникова» охарактеризовал АК как «самое недоброжелательное оружие» в мире — в том смысле, что «у каждого найдется сказать что-то нехорошее про него». «Лента. ру» изучила факты и мифы о знаменитом российском автомате, а также перспективы и возможные пути развития АК-платформы на военном и гражданском рынках.
Недостатки калашникова не помешали ему стать самым распространенным стрелковым оружием в мире. Сегодня ежегодно производится 100 тысяч АК и его вариантов, а за 60 лет с 1949 по 2009 годы было выпущено около 60 миллионов единиц — больше чем винтовок FN FAL, М16, Heckler & Koch и пистолетов-пулеметов Uzi вместе взятых.
Впрочем, несмотря на высокие боевые качества «калаша» наши военные со времен СССР не раз пытались найти ему замену. Всего через три года после принятия АК на вооружение, в 1953-м, Главное артиллерийское управление выдало тактико-технические требования и организовало ОКР по созданию нового стрелкового комплекса — автомат и ручной пулемет — для Советской армии. В итоге армия предпочла освоенную в производстве модификацию калашникова — АКМ, который и был принят на вооружение в 1959 году.
В 1981 году Минобороны объявило конкурс под названием «Абакан». Целью его было создать автомат с характеристиками в полтора-два раза превышающими показатели АК-74. По результатам предварительных испытаний в 1987 году к войсковым и полигонным испытаниям рекомендовали автоматы Никонова и Стечкина, а также автомат Коробова с формулировкой «в факультативном порядке». К слову, автомат Никонова АН-94 в 1997 году был принят на вооружение, но массово в войска никогда не поступал. «У любой системы есть период взросления, который может доходить до десяти лет. У АН из-за положения в стране не было времени и возможности полноценно взрослеть», — пояснил «Лентре.ру» историк оружия Максим Попенкер.
В очередной раз о возможной «отставке» калашникова заговорили после того, как в 2011 году Минобороны объявило, что прекратит закупки АК-74, — к тому времени на складах лежало около семнадцати миллионов единиц. В качестве претендента на новый армейский автомат некоторые эксперты прочили ковровскую систему со сбалансированной автоматикой — АЕК-971, спроектированную в конце 70-х. Встречались даже публикации, где говорилось о возможной закупке для российской армии французских винтовок FAMAS (сами французы в этом году отказались от них в пользу немецких HK416).
В 2013-2015 годах модификация АЕК-971 под обозначением А-545 принимала участие в конкурсе на новый общевойсковой автомат, конкурируя с разработкой концерна «Калашников» — АК-12. Весной 2015 года зампред коллегии Военно-промышленной комиссии сообщил, что оба автомата будут приняты на вооружение. В настоящий момент АЕК-971 и АК-12 проходят войсковые испытания.
Достоинства АК-платформы хорошо известны: простота конструкции, высокая надежность и прочность, а также технологичность и дешевизна в условиях массового производства. Но если сравнивать советский/российский автомат с наиболее передовыми и современными системами — обычно называют FN SCAR, HK416, — к нему найдется немало претензий. Прежде всего — не очень удачная (вернее, устаревшая) эргономика оружия: неудобный переводчик огня (он же предохранитель) — им нельзя пользоваться без отрыва стреляющей руки от рукоятки управления огнем; односторонняя/правосторонняя рукоятка заряжания, довольно примитивный прицел; приклад, находящийся ниже оси ствола, что увеличивает подброс оружия; проблема с установкой оптических и коллиматорных прицелов и т.д. Плюс невысокая по современным меркам кучность стрельбы и довольно сильный увод ствола после выстрела как расплата за высокую надежность оружия.
Еще недоброжелатели АК говорят о малом модернизационном потенциале платформы — мол, заметного улучшения показателей не добиться без радикальной переработки конструкции. Плюс отсутствие у АК модульности, а ведь это один из главных трендов в «стрелковке» XXI века. Некоторые авторы (видимо, из числа диванных экспертов) относят к недостаткам АК-платформы вообще любые конструктивные отличия от зарубежных автоматов — например, два боевых упора на затворе АК против шести-восьми у многих зарубежных винтовок (АR15, Steyr AUG, HK G36).
В общем, целый клубок претензий — реальных и надуманных. Распутывать его лучше по ниточкам и начать с того, что нельзя рассматривать оружие в отрыве от целей использования. Например, высокая кучность, хорошая эргономика и широкие возможности для тюнинга делают американскую AR-15 (гражданская версия М16) очень привлекательной для стрелков-спортсменов. Фактор надежности в условиях стрельбища отходит на второй план. А при длительной эксплуатации автомата в тяжелых условиях надежность и простота обслуживания — самое главное, и здесь к калашникову претензий быть не может. Еще можно вспомнить, что в СССР одним из требований к оружию была возможность длительного, в течение десятков лет, хранения на складах при значительных перепадах температур.
Модульность конструкции, возможность смены стволов и калибров оружия теоретически могут быть важны для спецподразделений, когда нужно «собрать» винтовку под конкретную операцию. Впрочем, опрошенные «Лентой.ру» эксперты считают, что на практике модульность — это «маркетинговая фишка», выгодная прежде всего компаниям-производителям. Она помогает позиционировать оружие как более современное и делает производство более гибким, позволяя, например, оперативно подстроиться под изменившиеся требования заказчика.
«Нет ни одного сколь-нибудь подтвержденного боевой практикой случая, когда быстрая замена ствола автомата могла бы массово использоваться в войсках», — заявил «Ленте.ру» главный редактор журнала «Клашников» Михаил Дегтярев.
Что касается точности и кучности, автомат/штурмовая винтовка изначально не создавались для дальней стрельбы или поражения белки в глаз. Концепция оружия под промежуточный патрон предполагала, что столкновения пехоты происходят на относительно близких дистанция — сто, двести, максимум триста метров. «На таких дистанциях (сто-двести метров) прицел АК работает отлично», — говорит о возможностях АК Габриэль Суарез. Кстати, он не раз заявлял, что предпочитает это оружие всем прочим.
«Люди, не склонные к инженерному мышлению, любят сравнивать АКМ под патрон 7,62х39 и оружие под патрон 5,56х45 миллиметров. Там разница значительная в силу настильности траектории, скорости, меньшей отдачи и т.д.», — рассказывает историк оружия Максим Попенкер. К слову, АК-74 калибра 5,45х39, сделанные в ГДР, обладали отменной кучностью и точностью. Швейцарский SIG500 (калибр 5,56х45 НАТО), в конструкции которого много заимствований из автомата Калашникова, вообще позиционируется как высокоточная винтовка и таковой является. Это ответ тем, кто считает АК-платформу в принципе непригодной для точной стрельбы.
Отчасти эти выводы подтверждаются опытом российских стрелков-спортсменов. Мастер спорта по практической стрельбе, сопредседатель клуба Molot Open Сергей Орлов рассказал, что при установке на карабин «Вепрь-1В»/ВПО125 (сделан на базе РПК, калибр .223Rem) специального крепления под «оптику» и качественного прицела оружие показывает очень неплохие результаты: «Две МОА — вообще без проблем, полторы МОА — вполне достижимо обычным БПЗ (МОА — угловая минута, около трех сантиметров на сто метров, БПЗ — дешевый патрон Барнаульского патронного завода — прим. «Ленты.ру»)».
Эргономические решения АК — расположение рукоятки затвора, крепление магазина, дизайн приклада — схожи с теми, что использованы на винтовках середины ХХ века Garand M1,FN FAL, M14. С этой точки зрения они действительно выглядят устаревшими.
Но сегодня и крупные производители, и небольшие коммерческие компании научились эффективно решать большинство проблем АК-платформы: комплекты для тюнига позволяют подогнать эргономику калашниковых под современные требования, снизить подброс ствола и оснастить оружие дополнительными приспособлениями.
«На автоматах АК-74М эта проблема установкой боковой планки, которая позволяет надежно и повторяемо крепить прицел, при этом сохраняет возможность использования открытых прицельных приспособлений, — говорит Максим Попенкер. Недостаток — некоторая громоздкость и излишний вес. Поскольку кронштейн получается достаточно высоким, он обязательно должен быть прочным, а это неизбежно дополнительный вес и габариты».
Ижевский завод даже разработал специальный комплект «Обвес» (эргономичная пистолетная рукоятка, телескопический приклад, цевье с планками Пикатинни,) улучшающий эргономику оружия и повышающий кучность в полтора раза — так, по крайней мере, заявляет производитель.
Конечно, тюнинг и обвес — это паллиативные решения. Для установки некоторых коммерческих элементов обвеса нужны специальные слесарные навыки, а их монтаж затрудняет обслуживание оружия. Окончательно вылечить большинство проблем АК-платформы, по заявлению концерна «Калашников», должен автомат АК-12. Он был анонсирован в 2011 году, с тех пор демонстрировались различные версии оружия, а финальный вариант был представлен в сентябре на выставке «Армия-2016». Причем АК-12 образца 2016 года совсем не похож на то, что концерн показывал в 2012-2015 годах. Ранние версии, по словам Михаила Дегтярева, представляли собой «нарисованный с чистого листа автомат, похожий на автомат Калашникова» и не имеющий с ним взаимозаменяемых деталей, за исключением магазина. В частности, в ранних версиях использовалась облегченная затворная рама, рукоятка затвора крепилась к штоку газового поршня и могла выноситься на левую и правую стороны, была введена автоматическая затворная задержка. Да и весь экстерьер оружия мало напоминал привычный АК-74.
Зато АК-12, показанный на «Армии-2016», как раз очень похож на АК-74М с улучшенной эргономикой: телескопический приклад, цевье и накладка газовой трубки и планками Пикатинни, такая же планка интегрирована в крышку ствольной коробки. Из технических решений — новая конструкция ствольной коробки, позволяющая жестко крепить крышку, а значит, надежно поставить прицел на нее. Ствол оружия вывешен (то есть не касается цевья), что положительно сказывается на кучности, а само цевье и накладка крепятся к ствольной коробке жестко закрепленной газовой трубке. Газовый поршень, затворная рама и затвор остались прежними.
В самом концерне эти метаморфозы комментируют скупо: «Представленные на выставке образцы были доработаны по результатам госиспытаний и отличаются от предыдущих версий по внешнему виду и по конструкции ряда важных узлов». По неофициальной информации, Минобороны изначально склонялось к принятию на вооружение ковровского АЕК, но после того, как все-таки было принято решение и в пользу АК-12, военные настояли на удешевлении системы и ее максимальной унификации с АК-74. В итоге конструкция обрела нынешний вид.
А еще конструкторы «Калашникова» сделали важный шаг в сторону модульности АК-платформы, анонсировав на «Армии-2016» легкий ручной пулемет РПК-16 калибра 5,45 миллиметров — оружие разработано в инициативном порядке. Большинство его решений схожи с теми, что использованы на АК-12. Плюс в конструкции предусмотрена возможность замены ствола: с длинным стволом изделие можно использовать как пулемет, с коротким — как штурмовую винтовку. По информации «Ленты.ру», для замены ствола требуется несколько минут и минимальный набор инструментов.
В ближайших материалах «Лента.ру» расскажет о зарубежных модификациях автомата Калашникова, об оружии на его основе и о коммерческих версиях российского автомата.