«Драгоценности в галереях» Флоренции восхищали еще Федора Михайловича Достоевского, который именно здесь завершил работу над романом «Идиот». В небольшом по российском меркам городе стоит провести несколько дней: посетить галерею Уффици, поклониться могиле Микеланджело, поторговаться на рынке Сан-Лоренцо. «Лента.ру» выясняла, куда именно непременно нужно заглянуть.
Легенда гласит, что главную базилику францисканского ордена заложил сам Франциск Ассизский. Первоначально она находилась за пределами города и, должно быть, своим видом напоминала о добровольном нищенстве и аскезе — фундаментальных принципах францисканцев. Со временем все изменилось: величественное здание с неоготическим фасадом называют итальянским Вестминстером, ибо сегодня здесь покоятся лучшие люди нации.
Окончательно это оформилось только после Рисорджименто — объединения Италии в конце XIX века. До этого за останки великих между городами шла настоящая борьба — как в случае с Микеланджело Буонаротти, который должен был покоиться в соборе святого Петра в Риме. Однако его тело было выкрадено флорентийцами и погребено под мраморным надгробием с тремя музами — архитектуры, живописи и скульптуры.
Останки умершего в опале Галилея были перенесены в базилику только через 95 лет после смерти ученого. Муза поэзии, оплакивающая Данте, делает это над пустой могилой — как и Галилей, тот умер изгнанником вдали от дома, в Равенне, где и похоронен. А мраморная статуя над могилой драматурга Никколини могла послужить прообразом нью-йоркской статуи Свободы: французский скульптор Бартольди, автор статуи Свободы, был адъютантом Джузеппе Гарибальди и посетил Флоренцию как раз, когда устанавливали статую над местом упокоения Никколини.
Санта Кроче хранит множество интересных фактов, курьезов и чудес. Все стены базилики были расписаны средневековыми фресками. Живописец Джорджо Вазари, взявшийся за модернизацию церкви во второй половине XVI века (ныне за свою решительную деятельность постоянно критикуемый), закрасил большую часть этих фресок — их обнаружили под слоем краски только в XX веке.
Собор Санта-Мария-дель-Фиоре на момент своего возведения считался самым большим в Европе — достроенное в 1436 году здание вмещало 30 000 человек. Судьба у этого шедевра раннего Возрождения была непростой: собор постоянно перестраивали — то не могли определиться с проектом купола, то переделывали фасад, то замораживали работы из-за отсутствия денег или эпидемии чумы. Музей, где хранились статуи и барельефы, некогда украшавшие собор, появился в конце XIX века. Однако для того чтобы должным образом представить их публике, он оказался слишком тесен.
В прошлом году музей обрел новое трехэтажное здание, где можно развернуться всерьез. На первом этаже в масштабе 1:1 воссоздали уничтоженный в XVI веке фасад собора со скульптурой Мадонны Арнольфо ди Камбио в центре — ее глаза, выполненные из стеклянной пасты, отражали лучи солнца и оказывали особое воздействие на прихожан. Напротив поставили три пары бронзовых ворот, которые когда-то вели в баптистерий: средние из них Микеланджело назвал «вратами рая». В соседнем зале посетителей ждет деревянная скульптура Марии Магдалины работы Донателло — в изможденной фигуре в рубище сложно узнать знакомый по иконам и ренессансным полотнам образ. Чуть дальше — зал с «Пьетой», одной из последних скульптур Микеланджело, над которой он работал в возрасте 72 лет. Она должна была стать его надгробием — себя мастер изобразил в образе Никодима, отдающего тело Христа в руки Марии.
Пройдя через галерею с 16-ю статуями, изображающими персонажей дохристианского мира — библейских пророков и израильских царей, можно рассмотреть в деталях модель восьмигранного купола, воздвигнутого над собором архитектором Филиппо Брунеллески. А затем подняться еще на этаж выше, чтобы выйти на свежий воздух и увидеть красивейший купол в натуральную величину.
Один из самых известных музеев мира вряд ли нуждается в представлении, но без него в рассказе о Флоренции не обойтись. Если кратко: Уффици — это огромное собрание античного и средневекового искусства, ведущее историю с середины XVI века (Козимо Медичи рассчитывал оборудовать здание для административных нужд, музей начался с небольшой семейной коллекции предметов искусства, размещенной здесь его сыном Франческо). Теперь полтора миллиона человек ежегодно устремляется сюда прямо с вокзала, чтобы увидеть «Весну» Боттичелли, «Поклонение волхвов» да Винчи и множество других шедевров.
Чтобы не тратить времени в километровой очереди, лучше заранее купить билет на конкретную дату и время. Немаловажно перед этим посмотреть, какие залы доступны для посещения.
Доминиканский конвент прославился главным образом благодаря двум личностям: живописцу Фра Анджелико и проповеднику Савонароле. Первый украсил стены аскетичных келий своими фресками, а также оформил алтарь церкви. На нем перед Мадонной с младенцем стоят на коленях святые Косьма и Дамиан — покровители династии Медичи (основатель династии Козимо Медичи и выступил спонсором строительства). Событиям из жизни братьев-медиков было посвящено 9 частей алтаря, но сейчас их в конвенте всего два, остальные экспонируются в известных музеях по всему миру. Зато в музее при конвенте можно увидеть один из самых ярких сюжетов жития Косьмы и Дамиана: чудесное вживление дьякону Юстиниану, страдавшему гангреной, ноги эфиопа.
Савонарола, проповедник и реформатор, ненадолго воцарившийся во Флоренции после падения Медичи, считал, что город погряз в роскоши и пороке. Он распродал церковное имущество, заставил монахов заниматься тяжелым физическим трудом, отменил городские праздники и ввел законы против гомосексуалистов и азартных игроков. Савонарола нажил себе массу врагов, как среди элиты, так и среди простого народа — и в результате заговора был повешен, а затем сожжен. Его колокол под названием «Плакса» (сторонников Савонаролы называли «плаксами» — очевидно, за пессимистические взгляды на современность) был снят с колокольни и провезен по городу, чтобы каждый желающий мог ударить его хлыстом в знак ненависти к узурпатору. Ныне колокол можно увидеть под фреской фра Анджелико «Распятие».
В зале, где принимали самых важных гостей ордена, находится одна из трех масштабных фресок Доминико Гирландайо «Тайная вечеря» — она вдохновила Леонардо да Винчи на создание своего шедевра по тому же сюжету. Однако, в отличие от полотна да Винчи, у Гирландайо эта сцена проникнута не драматизмом и страстью, а спокойствием и отрешенностью.
Дворец могущественной династии Строцци, некогда конкурирующей с самими Медичи, пока не так известен среди туристов, как галерея Уффици или базилика Святого Креста, а жаль. Уже после Второй мировой войны дворец стал крупной выставочной площадкой, где, в частности, показывали свои последние приобретения Гуггенхаймы. Десять лет назад городские власти совместно с предпринимателями решили вдохнуть в палаццо новую жизнь, и теперь здесь ежегодно проводится несколько крупных выставок современного искусства.
Хитом этой осени обещает стать экспозиция Ай Вэй Вэя, знаменитого китайского художника-диссидента, долгие годы испытывающего терпение партийных функционеров и охранителей у себя на родине: из-за политизированных работ за ним постоянно следят, а иногда и сажают под арест на непродолжительные сроки. Для экспозиции задействуют все пространство музея: фасад украсит инсталляция, залы займут ранние нью-йоркские работы, созданные в 1980-х, и знаменитые объекты из стульев и велосипедов, выполненные уже в нулевых.
Весной и летом следующего года в паллаццо Строцци пройдет выставка Билла Виолы, американского художника, которого часто называют изобретателем видеоарта — первые шаги в этом жанре он сделал более сорока лет назад. Для мастера это будет своего рода возвращением: в семидесятых он больше года прожил во Флоренции, где работал техническим директором Art/Tapes/22, одной из первых видеоарт-студий в Европе. Очевидно, именно здесь и возникла страсть Виолы к живописи Ренессанса, которая чувствуется во всем его творчестве.
Прямых авиарейсов из Петербурга и Москвы во Флоренцию, к сожалению, нет. Самый быстрый способ добраться до города: самолетом до Венеции (стоимость билетов в октябре — от 20 000 рублей), оттуда поездом (билет — от 30 евро). Самый демократичный способ передвижения по Италии — это автобусы Flixbus или Megabus, если повезет, билет в кондиционируемом автобусе с WiFi обойдется всего в 9 евро.
Регион Тоскана славится своими красными винами — прежде всего кьянти и брунелло. Если позволяет время, можно ознакомиться с винодельческими практиками лично — например, в замке Нипоццано, который был построен для обороны Флоренции более 1000 лет назад.
Кроме вин и оливкового масла, из Флоренции везут кожаную одежду, шарфы и перчатки. Все это в избытке можно найти на рынке Сан Лоренцо. Смело торгуйтесь, но берегитесь карманников. В качестве эксклюзивного подарка подойдут тарелки с гербом Медичи или тосканским пейзажем из керамического магазина Ricceri — история этого предприятия насчитывает восемь столетий.
Итальянские друзья советуют: ищи место, где едят местные, где не протолкнуться и нет меню на английском. Одно из таких заведений — легендарная Trattoria Sostanza (Via della Porcellana 25). Бронировать места сюда нужно заранее, меню пишут маркером на простом листе размером А4. Антураж самый аскетичный, но флорентийский стейк, который здесь учились готовить с 1869 года, неизменно превосходен.
Толкотня, великолепная тосканская кухня и пузатые бутылки с кьянти ждут гостей и в Trattoria Mario (Via Rosina 2r) — этот небольшом ресторанчик с 60-летней историей не обходит вниманием ни один путеводитель. Занять себя на весь вечер можно в Teatro del Sale (Via dei Macci, 111/red) — клубном ресторане (годовое членство обойдется в 7 евро) с вечерним шоу. За кухню отвечает эксцентричный повар Фабио Пикки, за шоу — его жена, комедийная актриса Мария Касси. Местная богема, заезжие знаменитости, обитатели соседних домов — демократичное место со шведским столом привлекает всех.
Неделя во Флоренции (с 5 по 12 ноября) за 28,5 тысячи рублей с человека. В стоимость входит перелет, трансферы, страховка и проживание в трехзвездочном отеле Martelli (с завтраками).