Россия
00:10, 2 ноября 2016

Нация в законе Все жители страны могут стать россиянами

Никита Силин
Екатерина Кориненко
Фото: Кирилл Кухмарь / «Коммерсантъ»

В начале недели президент Владимир Путин поддержал идею создания закона о российской нации и призвал поработать над ним «в практическом плане». Документ может появиться примерно через год, прикидывают парламентарии. Некоторые опасаются, что это способно обострить межнациональные разногласия. Как может выглядеть еще не написанный закон и каковы риски, разбиралась «Лента.ру».

Закон позволит закрепить понятие российской нации как «политического согражданства», пояснил автор инициативы — завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов. Понятие «многонациональный народ», прописанное в конституции, трактуется всеми по-разному: и как гражданская нация, и как нация наций, и как многоэтнический народ, считает Михайлов. В законе о российской нации и управлении межэтническими отношениями удастся его «расшифровать» — не только как нацию в ее гражданском понимании, но и как «особый вид цивилизации».

Причем в случае принятия закона изменения могут коснуться и конституции — в ее преамбуле «многонациональный народ» заменит «российская нация».

Предложение до этого не прорабатывалось даже на экспертных площадках, говорит член комитета Госдумы по делам национальностей Григорий Ледков. Однако идею в парламенте, похоже, восприняли с энтузиазмом. «Единство российской нации — это самое главное историческое достояние и преимущество России», — заявила спикер нижней палаты Ирина Яровая.

В поисках «советского народа»

Сейчас понятие, объединяющее народности, прописано, например, в Конституции Франции: французы определяются как политическая нация, без учета происхождения ее граждан.

Но первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин, напротив, призывает ориентироваться на собственный опыт: «Не надо на них смотреть, ни на Америку, ни на Англию, ни на Францию, ни на Албанию. Надо просто изучить нашу историю».

«Я постоянно перекидываю мостик в советский период, где вопросу национальностей придавалось огромное значение. Ведь не зря был советский интернационал», — признался депутат. Президент Путин несколько лет назад подчеркивал, что советской власти удалось создать «некую субстанцию», и дотянуться до тогдашнего уровня еще не удалось. «Мы говорим "россияне", "российский народ", но это пока не то. Мы с вами не смогли найти эквивалента того, что было изобретено в Советском Союзе», — признавал глава государства.

Эксперты же говорили, что в советском прошлом закладывались в том числе многие проблемы. «Это и депортация народов, и процентные нормы, и дискриминация этнических меньшинств», — напоминал член Общественной палаты Александр Брод.

Однако в СССР нацполитика велась в принципиально иных условиях. По переписи 1989 года, накануне краха Советского Союза, русские составляли лишь около половины его населения. Для сравнения: в 2010 году в ходе Всероссийской переписи насчитали почти 200 различных народностей, но при этом почти 80 процентов граждан были русскими.

Проблема аула

Сейчас межнациональные отношения обостряются, например, из-за борьбы за представительство во властных структурах. Так происходит, в частности, в северокавказских республиках, говорит депутат Рашкин: «Там аул с аулом спорят всегда, кого выдвигать или не выдвигать депутатом даже местного уровня. Они ревностно, вплоть до оружия смотрят, сколько представителей каких национальностей представлено в администрации».

В некоторых регионах Северо-Кавказского федерального округа сохраняется напряженность в межнациональных отношениях из-за отголосков постсоветского прошлого. Например, не до конца исчерпана тема осетино-ингушского конфликта 1992 года, признавал глава ФАДН Игорь Баринов. То же касается и чечено-ингушского конфликта: республики до сих пор так и не решили территориальный спор.

Проблемы сохраняются в регионах Крайнего Севера: накануне, 31 октября, лидеры малочисленных народов попросили российского лидера об отдельной встрече. Численность малых коренных народов России, которые находятся под особой защитой государства, составляет более 315 тысяч человек. Основной задачей здесь называется повышение их уровня жизни и сохранение их культуры — традиционных видов деятельности, промыслов, языка и традиций.

Зато в Крыму конфликты остались в прошлом, сейчас там царят мир и согласие, заверил «Ленту.ру» сенатор от Крыма Сергей Цеков: «К концу 90-х поняли, что подобные конфликты вредят представителям всех национальностей, в том числе и тем, кто обостряет ситуацию». В Крыму, говорит он, научились уходить от конфликтов и понимать друг друга, сформировав общие для всех принципы: язык, духовность, культура, вера. Власти полуострова, в частности, разрабатывали меры для сохранения и украинской, и татарской культуры.

По мнению Цекова, провокаций стало значительно меньше после того, как Крым покинули основные зачинщики конфликтов — в основном представители «Меджлиса крымско-татарского народа» (организация запрещена в России). «Они не столько заботились о языке и культуре, сколько о том, чтобы их представители имели власть», — поясняет сенатор.

Стратегия и риски

В сложившихся условиях закон предлагают разрабатывать, опираясь на Стратегию по государственной нацполитике, рассчитанную на срок до 2025 года. В ней говорится о «едином культурном коде», основанном на сохранении наследия всех российских народов.

Что именно будет сказано в планируемом законе о российской нации — пока неясно. Межнациональные отношения носят комплексный характер, включают в себя экономический, политический и культурный аспекты, которые регулируются различными отраслями права, поясняет первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.

«Мне не совсем понятен предмет правового регулирования, субъекты правоотношений. Хотелось бы, чтобы эксперты, которые предложили такой закон, предоставили что-то хотя бы на уровне концепции», — сказал он в беседе с «Лентой.ру».

В комитете по делам национальностей сообщили, что планируют обсудить будущий законопроект с экспертами в течение одной-двух недель.

Если речь идет о переходе к одной нации «россияне», это вызовет неприятие малых национальностей, опасается коммунист Валерий Рашкин. Они недовольны, например, тем, что в школах не изучается культура народов России, хоть и не озвучивают свои претензии, считает он.

«Люди с гордостью говорят о том, какой они нации», — утверждает парламентарий. Если не учесть ревностного отношения малых народов к своему представительству, «мы будем нагнетать национальные конфликты, будем их эскалировать». Учитывать обязательно нужно и религиозный вопрос — нации и конфессии нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, добавляет Рашкин.

Главный раввин России Берл Лазар считает, что главное — не делать закон максимально подробным, чтобы не загонять национальные и религиозные объединения в какие-то тесные рамки.

Возможно, закон о российской нации потребует апробации перед его внедрением на федеральном уровне. Пилотно-опытной лабораторией для этого может стать Крым, несмотря на остаточное присутствие некоторых представителей меджлиса, рассуждает сенатор Сергей Цеков. Подобную инициативу можно ввести также, например, в Дагестане, полагает депутат ГД Михаил Емельянов.

< Назад в рубрику