Слово «друг» звучало на каждой из встреч, проведенных главой МИД России Сергеем Лавровым за время состоявшегося 2 ноября визита в Афины. А их было немало: министр успел пообщаться и с премьером Греции Алексисом Ципрасом, и с президентом Прокописом Павлопулосом и с главой греческого внешнеполитического ведомства Никосом Кодзиасом. Участники переговоров всячески старались подчеркнуть, что отношения Греции и России — не просто хорошие, но, благодаря давним и многоуровневым связям, могут считаться почти родственными. За тем, как в Афинах принимали российского министра иностранных дел и о чем конкретно он вел речь со своими визави, следил корреспондент «Ленты.ру».
Серьезные проблемы между Москвой и Евросоюзом не помешали Владимиру Путину посетить в мае Афины, а Ципрасу годом ранее — Москву и Санкт-Петербург. Эти поездки подтвердили, что даже в сложный период Россия и Греция стараются поддерживать диалог на высоком уровне.
Важность сохранения дружеских связей обсуждали и во время визита Сергея Лаврова. Его греческий коллега Кодзиас напомнил, что обе страны и их народы связывают традиционные узы дружбы — исторические, политические, духовные, культурные и религиозные. «В течение многих веков наши страны много раз стояли бок о бок. Греция в византийский период оказала значительное влияние на Россию, а в моем поколении нет человека, который не читал бы Достоевского, Толстого и не смотрел пьес Горького», — с воодушевлением поведал глава греческого МИД.
Сергей Лавров обратился к коллеге «дорогой Никос» и сообщил: переговоры были конкретными и прошли в атмосфере взаимного дружеского доверия и уважения, что отражает «характер многовековых связей между нашими странами и народами». Российский министр отметил: Москва очень ценит, что Афины принципиально отвергают конфронтацию и выступают за диалог даже по самым сложным вопросам.
«Мы — страна, которая предложила возобновление переговоров между НАТО и Россией. Мы верим: каналы для договоренностей и обсуждений должны быть открытыми, и сторонам нужна такая повестка дня, которая предусматривает искреннее обсуждение их различий», — подтвердил приверженность неконфронтационному подходу Кодзиас.
Глава греческого МИД упомянул, что разные члены альянса по-разному рассматривают роль Красной Армии во Второй мировой войне и, соответственно, по-разному относятся к России, однако дискуссии на эту тему не утихают. «Мы надеемся, что внутри НАТО и в Вашингтоне восторжествует прагматизм, между альянсом и Москвой начнется диалог и мы вновь попытаемся сделать Европу общим домом для обеих сторон», — торжественно подытожил он.
«Отношения Москвы и Афин действительно можно назвать "слегка особенными" в силу того, что у двух стран много общего в сфере истории, культуры, религии. Но в контексте международных отношений в принципе на стоит говорить о "дружбе"», — считает председатель Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Федор Лукьянов. По его словам, определенная симпатия, существующая между Россией и Грецией, не означает, что Афины — «политическая отмычка» для проведения интересов Москвы внутрь Евросоюза, так как влияние Греции в ЕС не слишком велико. «С другой стороны, при прочих равных Греция всегда занимает более благожелательную для Россию позицию. И чем больше таких стран в ЕС (пока их порядка семи), тем легче рассчитывать на какие-то позитивные сдвиги общеевропейской политики», — объясняет эксперт.
С ним согласен директор Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев: «Если смотреть на общеевропейскую картину, отношения России с Грецией и России с Кипром выделяются на общем фоне. К этому можно относиться несерьезно, но исторические, культурные, цивилизационные и религиозные связи имеют реальное значение. И это при том, что греческое правительство по рукам и ногам связано обязательствами перед ЕС и НАТО».
По мнению Бордачева, Москву прежде всего интересует атмосфера отношений, а она, безусловно, отличается от отношений России с другими странами Североатлантического альянса и Евросоюза. «Для Москвы эти связи имеют значение, потому что это наша цивилизационная близость. Это страна, из которой в Россию пришли вера и письменность, поэтому здесь довольно сложно говорить об исключительном прагматизме», — считает эксперт.
Сергей Лавров затронул в Афинах и тему конфликта России с Соединенными Штатами. Отвечая на вопросы журналистов, он отверг предположение о том, что отношения с США испортились из-за украинского кризиса. По словам министра, проблемы начались, когда Вашингтон увидел, что Россия хочет проводить самостоятельную политику. «Президент Путин на днях говорил, что Соединенные Штаты — великая держава, но это не значит, что все должны играть по правилам, которые изобретают США. Если вы помните, пару-тройку месяцев назад президент Обама именно это и сказал: "Правила в мире должны устанавливать мы"».
По словам министра, если Вашингтон в это действительно верит, то ему предстоит болезненное осознание того, что в современном мире нельзя действовать в одиночку. (Вероятно, Лавров имел в виду колонку Обамы в The Washington Post, в которой американский лидер объяснял пользу, которую Америка получит от Транстихоокеанского торгового партнерства — всеобъемлющего соглашения между США и странами Юго-Восточной Азии. Она вышла 2 мая, и там Обама действительно утверждал, что Вашингтон «должен определять правила», но речь шла исключительно о международной торговле).
Неотрывно за политикой следует и экономика: одна из важных тем, которую планировали обсудить в Афинах, — торговые связи. Но Сергей Лавров сообщил, что 3 ноября начнется работа межправительственной комиссии, которая и проанализирует дальнейшие направления экономического взаимодействия, поэтому министры об экономике говорили совсем немного.
Комиссии будет что обсудить — по данным Федеральной таможенной службы, двусторонний товарооборот в стоимостном исчислении падает уже третий год подряд, причем стремительно. В 2014 году — почти на 40 процентов, в 2015-м — на 34, а за первое полугодие нынешнего года — еще на 10.
Важность торгово-экономических связей двух стран в разговоре с «Лентой.ру» объяснила руководитель отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова. «В результате ответных санкционных мер, введенных Россией на поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Евросоюза, греческие фермеры, как и фермеры других стран ЕС, терпят убытки. И хотя в целом потери ЕС от российских санкций составили в 2015 году 50 миллиардов евро, что не более 0,4 процента ВВП ЕС, для фермерских хозяйств, особенно в проблемных странах еврозоны, эти потери чувствительны» — говорит она.
По ее словам, Греция выступает за отмену санкций против России, что, разумеется, приветствуется Москвой. Для России это знак того, что не все страны ЕС настроены антироссийски, и Москва не находится в изоляции, а для Афин — возможность продемонстрировать свою самостоятельность Брюсселю.
Греция — традиционное курортное направление для россиян. По официальной статистике, в первое полугодие 2016-го российских туристов в Элладу выехало почти на 20 процентов больше, чем годом ранее. Правда, это увеличение было зафиксировано на фоне «закрытия» других излюбленных мест отдыха — Турции и Египта.
«Если я правильно помню, этот поток достиг рекордных показателей. Убежден, что все больше и больше россиян будут выбирать прекрасную страну Грецию как место своего отдыха», — поделился ожиданиями Сергей Лавров. «Русский народ испытывает нежные чувства к Греции, туризм развивается быстрыми темпами, несмотря на трудности в России», — согласился с ним Кодзиас.
«В случае любых проблем в исламском мире Греция всегда сохранится как надежное направление отдыха для десятков тысяч наших граждан, — отметил эту роль греческого государства Бордачев. Вряд ли Греция когда-нибудь достигнет уровня экономического процветания — и, соответственно, дороговизны — Германии или Нидерландов, и в этом плане она всегда сохранит свое центральное значение».
Отдельно министры остановились на вопросах культурного взаимодействия. 2016 год был объявлен «перекрестным» Годом Россия — Греция под патронатом лидеров двух государств, обе стороны запланировали почти 170 мероприятий в области культуры, науки, образования, туризма, спорта, экономики и торговли. И в Афинах, и в Москве успехи культурного взаимодействия оценили очень высоко.
Одному из семнадцати десятков мероприятий министры дали старт прямо во время визита: в присутствии Лаврова и Кодзиаса открылся греческий этап IV Российско-греческого форума гражданских обществ. На мероприятии можно было полюбоваться иконами, купить книгу со звучным названием «Путин. Власть изнутри», сборник выступлений Сергея Лаврова и другую литературу.
Еще до прихода глав министерств в зале, где выступали участники форума, было не найти свободного места, а с появлением высоких гостей возник настоящий ажиотаж. Российскому министру обступившие его журналисты даже долго не позволяли начать выступление — пришлось вмешаться организаторам и попросить всех занять свои места.
Глава МИД РФ подчеркнул, что в сложной ситуации на международной арене объективно возрастает роль «народной дипломатии». «Радует, что историческая общность, духовная и культурная близость наших народов перевешивают сиюминутные колебания политической конъюнктуры», — подчеркнул Лавров, отметив, что народы России и Греции всегда были союзниками. «Убежден, что нынешний форум станет ярким событием в богатой палитре российско-греческих связей. Со своей стороны будем и далее оказывать вам всю необходимую поддержку», — подытожил министр.
Это не единственное культурное мероприятие в ходе визита: в Византийский музей Афин из России привезли коллекцию картин и других ценных экспонатов из Эрмитажа, а Сергею Лаврову в торжественной обстановке присвоили титул почетного доктора Пирейского университета. Кроме того, Афинам передали манифест Екатерины II (русская императрица в 1778 году призвала греков подняться на борьбу с притеснителями-османами) и обращение греческих военачальников Николаю I (они в 1821 году просили самодержца помочь в борьбе за независимость).
Помимо переговоров с действующими властями Греции, Лавров посвятил время общению с главой оппозиционной правоцентристской партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом.
С ним же в мае нынешнего года в неформальной обстановке встречался и Путин — тогда греческий политик заверил российского лидера, что если «Новая демократия» придет к власти и сам Мицотакис станет премьером, он будет уважать мнение Москвы и ее интересы в вопросах геополитики.
Визит в очередной раз подтвердил историческую, культурную и политическую близость Москвы и Афин. Остается надеяться, что прекрасные отношения с одной из стран ЕС в будущем могут стать образцом для взаимодействия со всеми членами союза.