Силовые структуры
00:16, 6 ноября 2016

Грузная картина Рассказ таможенника об изобретательности контрабандистов

Алексей Стейнерт (Руководитель отдела отдела «Силовые структуры»)
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Четыре незадекларированных автомобиля Porsche Cayenne, спрятанных в вагоне с бытовой химией, были обнаружены в октябре на границе России с Латвией. Такие экзотические способы ввоза «запрещенки» — не редкость. О чудесах изобретательности контрабандистов «Ленте.ру» рассказал представитель российской таможенной службы на условиях анонимности.

Полцентнера фиников в диппочте

— Для пассажиров сегодня действует ряд ограничений по ввозу товаров в багаже и ручной клади: не больше 50 килограммов по весу и не больше 1,5 тысяч евро по стоимости, — говорит собеседник «Ленты.ру». — По воздуху можно везти товар стоимостью и до 10 тысяч евро — это связано с тем, что люди часто летают на шопинг в другие страны. Если вес или стоимость больше положенного, надо платить пошлину — 30 процентов сверх стоимости товара, или по 4 евро с каждого килограмма. Конечно, находятся те, кто хочет сэкономить, — тут-то и начинаются уловки.

Чаще всего недобросовестные пассажиры пытаются подменить чеки со стоимостью вещей из своего багажа или вообще избавиться от бирок и заявить, что они с этим товаром выезжали из России (обычно так делают с одеждой). Если на какие-то вещи — например, изделия из драгоценных металлов — есть ограничения по количеству, нарушители используют простую уловку: надевают на себя сразу несколько колец или цепочек, заявляя, что это их личное имущество, не подлежащее декларированию.

Вообще бывает и так, что смехотворные на первый взгляд утверждения, что большое количество товаров везут для себя, оказываются правдой. Как-то раз мужчина вез семь цепочек с кулонами из драгоценного металла, утверждая, что они предназначены для его семи племянниц. Таможенники ему не поверили, но он смог доказать, что такие родственницы у него действительно есть и украшения он везет не для коммерческих целей. Или еще история — пассажир пытался провезти несколько сотен цветных картриджей для принтера. Само собой, у таможни это вызвало вопросы. В итоге он сдал их на хранение в пункт пропуска, а позже принес справку из творческого объединения о том, что он художник и картриджи нужны ему для творчества.

Особая категория пассажиров — это персонал посольств и консульств: им разрешен свободный ввоз и вывоз товаров в неограниченных объемах для личного пользования. Но и за ними таможенники приглядывают — на всякий случай.

Как-то раз сотрудник одного посольства пытался провезти в Россию 160 килограммов фиников. Само собой, у него спросили: зачем вам столько? Не съедите же вы их все! Через некоторое время он предоставил справку из своего дипломатического ведомства, в которой говорилось, что у сотрудника пост, и финики в таком огромном объеме действительно нужны ему самому и членам его большой семьи.

Контрабанда по потерянному паспорту

 — Большинство въезжающих в Россию все же стараются закон соблюдать, тем не менее с откровенным криминалом мы систематически сталкиваемся. Однажды пытались ввезти бочку с 50 литрами субстанции для производства лекарственных препаратов. Везли ее якобы для частной фирмы, в документах были указаны паспортные данные директора компании. Сотрудник таможни заподозрил неладное и решил с ним связаться. Оказалось, что мужчина вообще не в курсе, что на него оформлена фирма, которая возит в Россию какие-то непонятные вещества. Он потерял свой паспорт и успел завести новый, а те, кто нашел его старый документ, этим ловко воспользовались для обмана таможенников.

Груз был задержан, в его составе оказались химические компоненты, ввоз которых требует специального разрешения.

Поймать нарушителей таможенных правил — большое везение. Чаще запрещенный товар изымают при помощи оперативных ориентировок или при содействии правоохранительных органов других стран.

Был случай: нам прислали ориентировку на автомобиль «жигули» шестой модели, красного цвета. По оперативной информации, в нем должны были везти партию фальшивых долларов. Когда такая машина пришла, мы сразу загнали ее на досмотровый комплекс, специалисты ее досматривали в ультрафиолетовых лучах. Один из них очень хорошо разбирался в устройстве «жигулей» и практически наверняка знал, что если в машине что-то спрятано, то оно находится под капотом. Все просмотрел, все изучил — ничего найти не смог. Таможенник отчаялся было, но потом на всякий случай решил осмотреть и другие части машины и в бензобаке заметил подозрительные трубочки. Как оказалось, он под завязку был набит фальшивыми долларами. Кстати, трюк с баками часто проделывают водители-дальнобойщики: они крепят на свои фуры вторые емкости под топливо, в которых может быть все что угодно. Правда, опытный досмотровик их выявит на раз: обычно такие баки загрязнены не так сильно, как основные, что их и выдает.

По словам собеседника «Ленты.ру», у большинства граждан существует ошибочное представление, что таможенники — это люди, заглядывающие в каждый чемодан. На деле это далеко не так, особенно в случае с коммерческими перевозками. Пример тому — любой крупный морской порт. Ежедневно там выгружаются сотни огромных контейнеров, которые потом на поездах и фурах продолжают свое путешествие. Если досматривать их все — порт просто встанет; тем более такие действия противоречат международным договоренностям, согласно которым досмотр не должен мешать торговле.

— Обычно досматривают 5-10 процентов любого груза, — объясняет сотрудник таможенной службы. — У известных, крупных компаний эта цифра меньше из-за высокого уровня доверия. Полный досмотр — это крайний случай: такое могут делать из-за ориентировки от правоохранительных органов. Посудите сами: полный досмотр самолета ИЛ-76 со вскрытием всех упаковок занимает около месяца и требует очень больших площадей. Это неудивительно — к примеру, товар из Китая обычно поступает в вакуумной упаковке, после открытия он увеличивается в размерах примерно в пять раз.

Говядина-хамелеон из Поднебесной

— Поскольку физический досмотр — штука очень сложная, огромная работа ведется на стадии проверки таможенных документов, — говорит собеседник «Ленты.ру». — Там встречается порой много любопытных вещей. Как вам, к примеру, бананы из Финляндии? Или еще была история — садится 50-тонный борт. На нем груз весом в 35 тонн — шарики для пинг-понга. Получателя спрашивают: а почему такая масса странная? Шарики же легкие. На что он, немного подумав, отвечает: «Они в железных коробках». Нетрудно догадаться, что в итоге в самолете оказались совсем другие вещи.

Впрочем, контрабандисты — люди предусмотрительные. Они прекрасно понимают, что как бы идеально ни были оформлены документы, всегда есть риск, что в их контейнер или вагон все же заглянут. Поэтому в ход идет такой прием как изменение упаковки, нанесение на нее опознавательных знаков другой страны-производителя или другого названия товара.

— Сегодня официально поставки говядины из Китая запрещены по ветеринарным причинам. Но это китайцев не смущает: они везут мясо в Корею, где работает целый завод. На нем говядина переупаковывается — и превращается в мясо из Аргентины или Новой Зеландии, которое пытаются везти к нам.

Конечно, тайком в Россию везут не только запрещенное мясо, но и куда более опасные вещи — в том числе оружие и наркотики. В СМИ то и дело появляются сообщения о «глотателях» — людях, везущих в себе контейнеры с дурманящими веществами. Однако они не в состоянии обеспечить серьезный наркотрафик из Азии в Западную Европу — для этого используются другие каналы.

— Львиная доля криминального груза поступает в вагонах и контейнерах, оборудованных двойными стенками или двойным дном. Если это наркотики — большой объем там не нужен. А чтобы найти такой тайник, нужно не только полностью разгрузить многотонный контейнер или вагон, но и замерить его внутренние и внешние параметры, чтобы вычислить разницу. Без оперативной наводки так делать вряд ли кто-то будет. Поэтому когда в очередной раз кто-то ругает таможенников — мол, они что-то пропустили, — не удивляйтесь: пропускали и, увы, будем пропускать. Потому что досконально проверить все, что поступает в Россию, — это из области фантастики.

< Назад в рубрику