Популярный паблик во «ВКонтакте» Yeltsin Death Brigades («Бригады смертников Ельцина») насчитывает более 20 тысяч подписчиков. Его ведут ельцинисты — поклонники первого президента России Бориса Николаевича Ельцина. В нем эти крайне странные люди видят не просто человека, но трансцендентную сущность, победившую «красную чуму». Они зовут Бориса Николаевича «наш ледовласый вождь» и ждут его второго пришествия, «когда взойдет Черное Солнце». Эти люди твердо уверены, что Ельцин был скином. Они готовы повторять его «подвиги»: веселиться и защищать идеалы демократии и свободного рынка. «Лента.ру» поговорила с активистами движения и разузнала, в чем его смысл.
Словосочетание «футбольный фанат» сразу вызывает негативные ассоциации: это хулиган, возможно, неонацист, необразованный, агрессивный и, скорее всего, не обладающий чувством юмора. Но движение Yeltsin Death Brigades (YDB) опровергает этот стереотип.
Все началось в интернете, по ходу общения старых футбольных фанатов в гостевых книгах на сайте borda.ru. В конце 2000-х годов некоторым из них надоели субкультурные разборки и драки с антифашистами. Они заинтересовались левыми идеями, стали изучать наследие народных националистов, поднимать в дискуссиях запретные до этого темы — например, анархию.
В конце концов создали новую гостевую книгу «Вольница», где не только обсуждали интересные им вещи и явления, но и планировали акции прямого действия — например, пройти по улице с файерами, развернуть лозунг, выражающий их мировоззрение и политические взгляды. Вскоре законодательство ужесточилось, за подобное могли дать и реальный срок.
Но участники «Вольницы» не ушли во внутреннюю иммиграцию. Они решили, что в сложившейся ситуации самый лучший способ продвигать свои идеи и взгляды на жизнь — это превратить движение в самопародию. Так и возник паблик во «ВКонтакте» Yeltsin Death Brigades.
Название и логотип YDB — это пародия на известную антифа-рэп-группу Moscow Death Brigades. Активисты «Вольницы» создали банду Nevograd Death Brigades, а вместо мертвой головы MDB на логотип поставили Ельцина. В результате все это вылилось в некий интернет-троллинг, высмеивание противостояния между левыми и правыми футбольными фанатами, замешанное на личности первого президента России и ностальгии по 90-м годам.
* * *
В обычной московской пельменной шум и гам. Сквозь гул голосов и смех доносится приглушенная попса из колонок, посетители заказывают водку и закуску. За одним из длинных деревянных столов обосновалась пестрая компания — молодые люди 25-35 лет. Это московская ячейка «Бригад смертников Ельцина». К ним подсаживается корреспондент «Ленты.ру» и задает первый вопрос. Один из ельцинистов берет слово.
— Ты вот спросил, что мы делаем, — а идея ельцинизма, она ж какая? У нас акция прямого действия — это бухать, и вот московская ячейка — не диванное войско, это в Питере больше диванных бойцов. Мы занимаемся акциями прямого действия.
Другие активисты тоже торопятся высказаться. Они перебивают друг друга, диктофон кочует из рук в руки. «Лента.ру» приводит их реплики как единый монолог.
Почему Ельцин? Понимаешь, сначала это была шутка, чтобы раздражать всех остальных. А потом более взрослая молодежь, которой за 30, начала отождествлять себя с эпохой, с тем, какая в 1990-х — начале 2000-х была свобода. Мы вспоминаем время, когда существовала социальная лестница. Каждый мог вырваться из грязи в князи, и так по пять раз за 10 лет. Все зависело от человека. Ты мог добраться до верхов, прожечь все свои деньги, спустить их на шкур и модные кабаки в свежеоткрывшихся клубах в центре, а потом собраться и снова начать. Ельцин — это символ времени, когда все можно было и тебе за это ничего не было.
В паблике состоят люди лет 30 (плюс-минус пять лет), которые ностальгируют по тем временам. Не по навязанным стереотипам, что, мол, тогда был бандитизм, есть нечего, а по полной свободе. Пошел в подворотню, выпил сиську пива, пошел на хоккей, подрался, вернулся, и если даже тебя менты поймают, тебе не впаяют 10 статей, чтобы твои родственники до конца жизни расплачивались, а отпустят и скажут: «Больше так не делай». Потому что они сами такие же, они сами ходят на хоккей в тех же бомберах. Не было такого расслоения в те времена, какое есть сейчас.
Мы в это время росли и мы видели, как было все круто. Мы думали, что когда вырастем, то будем жить в таких же условиях. Прогресс был виден: как в начале XIX века все еще ездили на лошадях, а в конце уже появились паровые двигатели. Так же и здесь — мой отец-офицер в 1994-м еле наскребал деньги на бомжпакеты, а в 1996-м пошел в бизнес и с одной зарплаты мог купить компьютер Pentium и две машины. Не было застоя.
Бухло — это Борис, а Борис — это бухло, одно от другого неотделимо, это олицетворение свободы. Была реклама, в которой нам показывали, что сигареты L&M и газировка Pepsi — это олицетворение американской свободы. Наверное, каким-то метафизическим образом для нас, родившихся в 80-е, получилось, что поколение свободы — это водка Rasputin и Борис, который на выборах 1996 года отплясывал на сцене с Евгением Осиным. Он сделал из Империи зла Империю фана, и вся страна жила по фану, каждый как мог.
Существует стереотип, что русские пьют всегда. Нет, русские пьют не всегда, они пьют либо когда очень хорошо, либо когда очень плохо, чтобы, если очень плохо, сделать очень хорошо. Борис был именно таким человеком крайностей, и мы верим, что он очень любил Россию, очень переживал за нее и поэтому пил.
Давайте вспомним, с чего начался развал СССР — с того, что недальновидный Миша Горбачев вырубил все виноградники и ввел сухой закон, а янки еще подсуетились на тему нефти. Бюджет страны не наполнялся. Извне не приходили деньги за нефть, а изнутри — за водку.
Чему нас научил ранний и средний ельцинизм? Тому, что бюджет стране в принципе не нужен, поскольку у тебя есть частная собственность и рынок. Если у тебя существует какая-то предпринимательская жилка, тебе от государства ничего не надо, ты можешь купить семье хорошую квартиру, хороший отдых. Можешь вместо милиции купить братков, которые будут «крышей». Так Борис ввел настоящую анархию и автономию.
Ельцин — это человек, в абсолюте устроивший свою семью. Обычный рабочий, у которого была жена, две дочери, — и кем он стал? Заимел отличное жилье на Рублевке, отличных зятьев, его внук сейчас живет красиво и делает мощные фотки в Instagram. Борис на своем примере пытался показать нам, что твоя судьба — в твоих собственных руках. Ты сам можешь сделать свое государство.
Это мечта, описанная в русских сказках. Вспомните, Ванька поймал щуку, и у него дела пошли. Он валялся на печи, а потом взял и устроился. Борис — это тот самый Иван, которому заслуженно повезло. Поэтому для нас он ориентир, которому стоит следовать. Не надо ныть: вот, мол, Пенсионный фонд разодрали. Пойди, стань президентом и сам забери Пенсионный фонд!
Иногда недальновидные люди спрашивают: а почему Ельцин был скином-то? Если мы возьмем движение скинхедов, то изначально это рабочие парни из рабочих кварталов, которые вкалывали лично на заводах, добывали свою деньгу физическим трудом. Ни для кого не секрет, что Борис — парень из народа, он дрался с ребятами из другого села, работал на производстве. Разве что не ходил, наверное, на футбол, как британская молодежь 60-х годов.
Он возник в движе внезапно, не могу назвать конкретной даты. Скул — всем известный скин, пришел в скиновство, начал очень мощно там крутиться, и ельцинисты обратили на него внимание, они организовали с ним сотрудничество, взаимовыгодно. По законам рынка, можно сказать. Появились первые песни о Борисе, связанные как-то с этой темой. Впоследствии все развилось до такого плотного контакта, что когда говорят «ельцинизм», то вспоминают Сашу Скула, и наоборот.
Мы как-то сразу друг друга нашли. Он движуху поддержал, и ельцинисты этим были довольны. Сейчас ведь как — молодые люди слышат модное название, видят модную марку и принимаются копать. Саша занял нишу рупора этого движения. Были у нас и раньше музыканты, но обычно это любительские темы, которые не выходят дальше одного арт-проекта, — записать одну-две песни. А тут — человек довольно известный в андеграундной среде.
Он соединил в себе образ скина Ельцина, чувака, который не смотрит, насколько ты правый или левый, имеет свои убеждения и больше всего ценит человеческие качества и интеллект. По-настоящему искренний человек, которым должен быть ельцинист, не левый или правый, он одновременно и ультралевый и ультраправый, он совмещает в себе весь спектр чувств и эмоций. Ну и, конечно же, умеет выпить 0,5 без последствий.
Как уже было сказано, когда мы бухаем, мы причащаемся. Я как-то нажрался и обоссал японский ресторан с криком «Курилы наши!». Есть в этом всем что-то эзотерическое, потому что тут Бориса уже нет, но он с нами, и мы верим, что Черное Солнце взойдет.
В некотором роде, вкушая напитки, ельцинисты, как и древние викинги, устанавливают контакт с предками — скинами 90-х, которые тоже делали это и бесстрашно шли громить вражеские фаланги, не заботясь о последствиях. Настоящие берсерки. Не зря уважаемый ельцинист Паук в своих мемуарах писал, что когда в 93-м брали Белый дом, с БТРов раздавали священный белый напиток, чтобы, внедрив его, воины не знали страха.
Бухло — это созидание через разрушение. Оно разрушает тебя, но ты созидаешь себя через него. Построить что-то новое из старых костылей не получится. Так и делал Борис — надо разнести к чертям все, что было раньше, и только на обломках строить что-то новое. Как Тайлер Дерден завещал. Ну, а пока можно в теннис поиграть (конечно, любому человеку, который воспримет все это всерьез, стоит задуматься о своем психическом здоровье).
Да, ельцинисты опускают всяких зожников, но не отрицают необходимости заниматься физической культурой. Отнимет у тебя какой-нибудь «Лев против» бухло, и если ты дрищ, то не сможешь ему вкатить. Тебе нужно защищать демократию и бухло.
Мы последовательны в своих воззрениях. Наш вождь Борис Николаевич занимался алкоголизмом, а потом занимался спортом, и нам то же самое велел. Алкоголизм, спорт и баня — вот три неразделимые фазы. Баня максимально быстро выводит токсины и помогает прийти в себя. Коржаков писал, что Борис Николаевич баньку котировал.
Ты весь вечер накатывал, а тебе в два часа дня на тренировку. Пошел в баню, выпустил токсины, набил физиономию воображаемому «Льву против», вечером снова накатил и утром проснулся. Троеборье такое: накатил, банька, спорт.
У нас вообще очень спортивный паблик. Есть даже футбольная команда YDB, играет в любительской футбольной лиге. Люди накатывают, играют и побеждают. Играли, например, с командой КПРФ и разгромили красных, как в 91-м прямо.
YDB — не значит деградация. Это познание демократии, познание философии, познание своего тела, отстаивание своей позиции (в том числе физическим способом). Не надо думать, что последователь Ельцина — это маргинал, которого может пнуть любой несогласный. Это уверенный в себе, хорошо одетый молодой человек, зачастую с достатком, воспитанный в интеллигентной семье, физически развитый и слегка попахивающий перегарчиком. Как истинный джентльмен: слегка нетрезв и гладко выбрит.
Пишут стандартное: в 90-х было есть нечего, все загибалось и так далее. Я думаю, что же вы тогда делали, наверное, вашим родителям на вас положить было. Все же зависело исключительно от тебя — если привык сидеть и ждать манну небесную (путевку там, от профсоюза), то, конечно, тебе было плохо. А если ты покупал на рынке за несколько тысяч клетчатую сумку и ехал на свой страх и риск в Турцию, где брал шубы, возвращался обратно и перепродавал их, тогда тебе нормально было. Вот и все, что я могу ответить этим людям, которые говорят, что, мол, народ грабили. Да никто вас не грабил, кроме вас самих.
Школота, опять же, примеряет на себя субкультуры. Одни считают движ ультраправым, другие — ультралевым (кому что ближе), — они просто не втыкают. Движ же про то, что давайте вместе бухать, и к черту субкультурные разногласия. И если хотя бы 100 нынешних школьников из 17-18 тысяч наших подписчиков впоследствии заинтересуются серьезными вопросами, станут читать книги, совершенствовать себя и обращать внимание на то, что происходит в мире, а не тупо сползут в выживание, паблик был создан не зря.