Силовые структуры
00:09, 7 ноября 2016

Проскочил не глядя Как судили сообщников первого громкого дела о коррупции в Счетной палате

Любовь Ширижик (Старший редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Спустя девять лет суд поставил точку в одном из первых крупных дел о взятках с высокопоставленными чиновниками. Вынесен приговор бывшим сотрудникам Счетной палаты по делу о вымогательстве семи миллионов евро у предприятия «Энергомаш». Один из основных фигурантов, полковник Юрий Гайдуков признан виновным и получил пять лет заключения. Однако заболевание (он практически ослеп) избавило его от тюрьмы. Его подельники, в том числе бывшая руководительница правового управления ведомства Зарина Фарниева, приговорены к реальным срокам. Эту коррупционную историю вспомнила «Лента.ру».

Миллион евро

В сентябре 2007 года в Москве сообщили о задержании высокопоставленного сотрудника ФСБ, прикомандированного к Счетной палате, — Юрия Гайдукова. Его заподозрили в получении одного миллиона евро в качестве взятки за положительное заключение по проверке деятельности предприятия «Энергомаш имени академика В.П. Глушко». Эту информацию обнародовала Счетная палата, а непосредственный начальник Гайдукова, Сергей Абрамов, прежде возглавлявший правительство Чечни, даже приезжал в суд на рассмотрение ходатайства об аресте своего подчиненного.

Позже выяснилось, что задержанный не связан со спецслужбами. На самом деле Гайдуков был из управления бронетанковых войск Минобороны, полковник. В 2005 году его прикомандировали к группе аудиторов Счетной палаты для ревизии на предприятии.

С деньгами задержали юриста, руководителя компании «Федеральное консультационное бюро "Лорд Энтерпрайзиз"» Николая Серых. Изъятые у него купюры были помечены специальным химическим составом. По версии следствия, посредник должен был передать миллион евро через предпринимателя Алана Гогичаева Гайдукову. Это был один из траншей семимиллионного вознаграждения для проверяющих из Счетной палаты.

Как установило следствие, Гайдуков обнаружил, что, в обход запрета правительства на продажу ракетных двигателей (РД-180) двойного назначения за рубеж, «Энергомаш» не один год осуществлял поставки в США, как писала газета «Коммерсантъ». По представлению Гайдукова Минобороны на несколько месяцев заморозило лицензию «Энергомаша» на экспорт двигателей. За ее возвращение и положительный акт проверки предприятия в целом Гайдуков и потребовал у руководства деньги, считают следователи.

Переговоры вымогателей и их жертвы проходили в ресторане Carven, принадлежащем Гогичаеву. Там же и задержали с поличным юриста. Позже была арестована как соучастница руководитель правового департамента Счетной палаты Зарина Фарниева. По версии следствия, с ней Гайдуков должен был поделиться взяткой.

Ревизор со стажем

По данным СМИ, в 90-х годах Гайдуков возглавил Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при Министерстве юстиции. Ведомством в то время руководил Сергей Степашин. Именно тогда Гайдуков как госслужащий вошел в совет директоров «Энергомаша». Зная изнутри деятельность предприятия, он во время проверки, уже в качестве инспектора Счетной палаты, интересовался главным образом российско-американским предприятием «РД-Амросс» и российским представительством корпорации Pratt and Witney, через которые «Энергомаш» продавал ракетные двигатели компании Lokheed, указывал «Коммерсантъ».

До этой истории у Гайдукова уже были неприятности по службе.

В феврале 2000 года новый глава Минюста Юрий Чайка уволил его за грубое нарушение трудовых обязанностей. По данным внутренней проверки, Гайдуков распорядился перечислить некой фирме «ЮниверсалКонсалт» более четырех миллионов рублей за разработку программного обеспечения для ФАПРИД, хотя указанные работы были выполнены лишь частично. Генпрокуратура РФ в рамках уголовного дела проверяла версию о том, что компания была подконтрольна одному из родственников чиновника. Однако преследование было впоследствии прекращено.

В разгар скандала, вызванного задержанием сотрудников Счетной палаты и расследованием коррупционного дела, газета «Время новостей» сообщила о близких связях Гайдукова и Фарниевой со Степашиным. Они вместе работали в Министерстве юстиции, а затем последовали за ним в Счетную палату.

Сразу после задержания Степашин уволил Гайдукова, заявив, что Счетная палата стремится к «очищению от проходимцев и жуликов». Но через несколько дней его позиция изменилась, и глава ведомства выступил в защиту своего подчиненного. Степашин отметил: перед поступлением на работу в Счетную палату Гайдуков проверялся ФСБ, и там признали, что он «чист и честен как агнец». Глава палаты подчеркнул, что сам инспектор взятку не получал. Также Степашин сообщил, что Гайдуков еще до своего задержания информировал руководство Счетной палаты о попытках неких лиц предложить ему взятку, а на проверявших «Энергомаш» оказывалось сильное давление после того, как они обнаружили ряд нарушений на предприятии, писал «Коммерсантъ».

Источник, близкий к следствию, рассказал газете «Время новостей», что на допросах Гайдуков сознался в вымогательстве, но пояснил, что не вся сумма предназначалась ему, что «за ним стоят большие люди». Степашин отсек эту версию, заявив журналистам, что сотрудники его ведомства не получали денег. Так что круг обвиняемых из числа чиновников СП ограничился только Гайдуковым и Фарниевой.

Впрочем, шумиха вокруг этого дела привела к отставке аудитора Абрамова.

Затянувшееся расследование

В 2008 году Мосгорсуд освободил под залог в пять миллионов рублей Фарниеву, через год из СИЗО вышли Серых и Гогичаев, внеся по 10 миллионов рублей залога. Последним отпустили Гайдукова, который тоже внес 10 миллионов рублей.

Расследование длилось 7 лет. В 2013 году Следственный комитет объявил о его завершении. Гайдуков всячески тянул время, рассказал «Ленте.ру» источник, знакомый с делом. «Он постоянно был на больничном, писал жалобы, противодействовал следствию, суду, он достал всех», — говорит источник. По его словам, из-за особенностей своего характера Гайдуков сменил около 20 адвокатов: «ни с кем не смог найти общий язык». На своих же защитников он подавал жалобы в адвокатскую палату, утверждая, что юристы не защищают его интересов.

Дело рассматривал Московский окружной военный суд.

Никто из четверых обвиняемых не признал своей вины. По словам Гайдукова, он действительно обнаружил много нарушений в деятельности «Энергомаша», и, чтобы их скрыть, была проведена эта провокация со взяткой, сообщила «Ленте.ру» адвокат Людмила Айвар. Ее подзащитный Николай Серых настаивал, что полученный им миллион евро — его гонорар за юридическую помощь «Энергомашу» в ходе проверки Счетной палаты.

В ходе прений сторон гособвинитель просил суд приговорить Гайдукова к пяти годам лишения свободы с отсрочкой наказания, Фарниеву — к пяти годам условно. Прокурор пояснил, что у нее на иждивении трое несовершеннолетних детей, один из них — инвалид.

Серых и Гогичаеву гособвинитель запросил по шесть лет реального заключения.

В итоге суд приговорил Гайдукова и Серых к пяти годам. Но полковника освободили от отбытия наказания в связи с тем, что у него болезнь из списка заболеваний, предусматривающих такое послабление. Он практически потерял зрение, что препятствует пребыванию в колонии, отметил судья, оглашая приговор, сообщало РИА Новости. Вместе с тем Гайдукова обязали выплатить в доход государства штраф в 800 тысяч рублей. Такую же сумму должен выплатить Серых.

Фарниева получила четыре года колонии, при этом суд не прислушался к мнению прокурора и не стал назначать ей условное наказание. Столько же пробудет в местах лишения свободы предприниматель Гогичаев. Они также оштрафованы на 700 тысяч рублей каждый.

Защита намерена обжаловать приговор. По словам адвоката Людмилы Айвар, суд не учел наличия у Серых четырех несовершеннолетних детей.

Впрочем, фигуранты дела провели под стражей по два года и могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение в скором времени.

< Назад в рубрику