Интернет и СМИ
00:06, 7 ноября 2016

«Вы во Внуково, здравствуйте» Как Кремль блокирует GPS-сигналы москвичей и переносит всех в аэропорт

Антон Болотов
Фото: Александр Уткин / РИА Новости

В середине октября в сети начали жаловаться на искажение сигналов GPS-навигаторов в Москве. Около Кремля гаджеты неправильно определяют местоположение и указывают, что это не Красная площадь, а аэропорт Внуково. Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, известный в сети как блогер с ником Bobuk, провел собственный анализ ситуации и рассказал «Ленте.ру», кто и зачем подделывает GPS-сигналы, перенося москвичей, против их воли, в аэропорт.

Как все начиналось

Григорий Бакунов
Facebook

С середины июля в Москве, в районе Кремля (и некоторых других), возникают аномалии, заставляющие все устройства с GPS думать, что они находятся в аэропорту Внуково. «Я решил разобраться, в чем дело. Ведь я постоянно езжу мимо Кремля: живу на Таганке, а работаю на "Парке культуры". И самая прямая дорога идет через Кремлевскую набережную», — говорит Бакунов.

«Эти аномалии с GPS совсем меня задолбали. И я положил в багажник несколько приборов, которые выклянчил у знакомых. Провел несколько экспериментов», — рассказывает он.

По словам блогера, когда он в очередной раз отправился на работу и обнаружил, что физически находится на Солянке, а GPS говорит: «вы во Внуково, здравствуйте», он нашел парковочное место, встал на сегвей и поехал снимать сигнал.

«Результаты моего исследования относятся только к одной области — Кремлю, и только к конкретному отрезку времени — с 9 утра до полудня. Кстати, три часа рассекать по городу на сегвее при температуре порядка двух градусов по Цельсию — то еще удовольствие», — отмечает Bobuk.

Следствие ведет Bobuk

В итоге блогер выяснил, что где-то внутри Кремля находится мощный передатчик. По его словам, именно этот аппарат имитирует работу GPS на частоте L1 (открытый для использования сигнал для GPS, передаваемый спутником — прим. «Ленты.ру»).

«Что касается частот L2 и L5 (на три децибела мощнее гражданского сигнала, может использоваться в критических ситуациях, связанных с угрозой для жизни — прим. «Ленты.ру»), то формально они считаются военными системами. По большому счету, обывателями используется L1, и именно на этой волне производится спуффинг. На L5, насколько я могу судить, даже никаких шумов нет. Скорее всего, в Кремле применяется уже готовая аппаратура, а готовой аппаратуре в качестве координат разработчиками указываются аэропорты, которые давно известны. Это одна из версий», — говорит Бакунов.

Вторая версия связана с тем, что аэропорт — это территория, над которой не летают дроны. И запрещено это не только на законодательном уровне. «Список координат аэропортов встроен во все без исключения серийно производящиеся квадрокоптеры. То есть, если вы попробуете запустить дрон в любом аэропорту мира, вам это не удастся — этим правилам следуют все производители беспилотников», — объясняет блогер.

Возможно, аппарат используется Кремлем для защиты от гражданских дронов. «Думаю, что причина здесь какая-то невинная, — считает Бакунов. — Это точно не защита от чего-то военного. Потому что военный GPS работает совершенно по-другому: на других частотах, и его, судя по всему, подделывать никто не собирается. Чисто гражданская история».

Кто виноват и что делать?

Как отмечает Бакунов, чтобы обмануть GPS на частоте L1, следует имитировать работу спутника, выдавая время и его положение в пространстве. Более того, сегодня даже есть готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. «Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства — National Instruments. Их решение, на мой взгляд, самое целостное, — говорит Bobuk. — У них есть готовый комплекс, я его видел. Если порыться, можно найти у них на сайте. Довольно крупный. И он точно умеет подменять координаты. В России всего две-три компании занимаются подобными приборами».

По мнению блогера, в момент его расследования устройство находилось за стенами Кремля. Bobuk показал примерное место на карте. Однако, как выяснилось позже, аппарат, вероятно, установлен на машину и передвигается не только по территории Кремля. «У меня была точно такая же история, один в один, на Садовом кольце, в районе парка культуры (не метро, а именно парка). И я подумал, что, если сделать один такой автомобиль, то ничего не мешает сделать и десять. Они на самом деле недорогие: блоки от National Instruments стоят в районе 150 тысяч долларов. Это очень небольшая сумма для государства», — говорит Бокунов.

Сбои в работе GPS отмечаются не только в других районах Москвы, но и в других городах. «После того как я опубликовал тематическую заметку на Telergram-канале, мне посыпались сообщения, что такое происходило у метро «Динамо», и даже в Уфе тоже всех перебрасывало в аэропорт», — отмечает Bobuk.

На вопрос «Ленты.ру», что же делать, чтобы не страдать от проблем с навигацией и качества прогнозов пробок, блогер отвечает: «На Android можно отключить геолокацию, то есть непосредственно GPS. Тогда смартфон будет прокладывать маршрут с помощью сотовых вышек, Wi-Fi и прочего. Точность, конечно, не такая, как GPS, но выбирать не приходится. Для iOS такого способа я не нашел, потому что в Apple никто на такую ситуацию не рассчитывал».

Судя по всему, полностью избавиться от спуфинга GPS (подмена сигнала) не получится. Ведь в России беспилотники официально запрещены только в воздушных зонах аэропортов. А скажем, в США, в Калифорнии и Неваде, дронам запрещено летать над аэропортами, военными объектами и национальными парками (примерно над третью территорий обоих штатов). Как пояснил Бакунов, чтобы ознакомиться со списком подобных территорий, следует открыть карту No fly zone.

«Наверное, нам тоже можно было бы договориться, чтобы очертить зону Кремля, зону генштаба, зону еще чего-нибудь. Но если эта зона будет передвижной, то договориться — не вариант. Просто представьте себе, что требуется защита для кортежа, например. И что делать с беспилотниками? Запретить по всей Москве?» — резюмирует он.

< Назад в рубрику