Среда обитания
13:05, 7 ноября 2016

Ненастоящий полковник История о дерзком квартирном аферисте, разоблаченном в последний момент

Марта Савенко
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Иногда сделка купли-продажи квартиры может неожиданно развалиться по самым странным причинам. Например, если выясняется, что продавец — вовсе и не продавец, а ловкий мошенник. Впрочем, подобную ловкость бывает нетрудно вычислить, особенно если у риелтора, который эту сделку ведет, большой опыт в подобных делах.

Хозяин московского риелторского агентства рассказал «Дому» об одном из случаев мошенничества, которое, к счастью, все-таки удалось пресечь.

* * *

Однажды, несколько лет назад, на дежурном телефоне моего агентства раздался звонок.

— Вот тут мой дядя мечтает продать свою квартиру, — сказали на том конце провода. — Большая, трехкомнатная, окна все во двор, рядом парк. Поможете?

За дело взялась Елена Васильевна, маклер с 10-летним стажем.

— Подъезжайте к нам в офис, — предложила она. — Проверим документы, составим договор, затем съездим в квартиру, сделаем фото.

Через два часа в переговорной уже сидели двое: пожилой мужчина, который представился собственником квартиры, и тот самый племянник, который звонил в агентство.

Елена Васильевна проверила ксерокопию свидетельства о собственности, договора купли-продажи и паспорт владельца квартиры — да, Иван Савельевич М., 67 лет, зарегистрирован по этому адресу 12 лет.

— А вот еще у нас есть документы БТИ, — сказал племянник. — Пока тоже в ксерокопиях.

— Это все хорошо, — заметила Елена Васильевна, — но на сделке потребуются в оригиналы, и я должна их увидеть до того, как мы начнем рекламировать вашу квартиру.

— Непременно, — пообещал Евгений. — Их просто найти надо, знаете, дядя столько документов хранит. Но я приложу усилия.

* * *

Прошло не меньше трех недель, прежде чем Елена Васильевна вновь увидела Евгения. Он привез все оригиналы документов, включая договор купли-продажи и свидетельство о смерти супруги, а на вопрос о том, где же сам дядя, достал из папки нотариально заверенную доверенность.

— Приболел дядя Ваня, — пояснил он, — я его в санаторий отправил, пусть подлечится. Мы с вами и сами справимся, а он попозже приедет.

Елена Васильевна получила выписку из ЕГРП, в соответствии с которой никаких ограничений и обременений, препятствующих сделке, выявлено не было, и начала показы квартиры. Несмотря на вялый рынок, желающие ее посмотреть находились: Евгений поставил самую низкую цену, мотивируя это тем, что дяде необходимо отдать кредит.

— Купил машину, старая-то у него совсем развалюха была. Думали, что я ему помогу выплачивать, а я вот без работы остался. Мы с банком договорились, нам навстречу пошли.

— А какой банк? — спросила Елена Васильевна и увидела, как глаза Евгения неожиданно забегали.

— Этот, как его… А почему вы интересуетесь?

— Нет, просто к слову пришлось. Ну не хотите — не говорите.

Вскоре на одном из показов наконец нашлись покупатели, которым квартира понравилась, и они решили остановить свой выбор именно на ней.

— Тут теперь рядом наша старшая дочь живет, недавно переехала, — рассказывал Алексей Николаевич, — очень удобно, смогу внука из школы забирать. Тут, кстати, гимназия №1508 не очень далеко? И где тут магазины? Мы пока не очень в этом районе ориентируемся.

— Да где-то тут… — замялся почему-то Иван Савельевич.

— А мы сейчас на карте найдем, — сказал находчивый Евгений, доставая смартфон.

Алексей Николаевич недоуменно переглянулся с женой, а Елена Васильевна насторожилась.

— Давайте мы в офисе продолжим, — предложила она. — Алексей Николаевич, потребуется согласие вашей супруги на покупку квартиры. Как оформите — звоните, будем начинать.

Из подъезда вышли все вместе, но Елена Васильевна уезжать не спешила. Сделав вид, что разговаривает по мобильному, дождалась, пока остальные разъедутся, и поднялась опять в подъезд.

В квартире напротив той, которую собирались продать М. с племянником, никого не было. Зато в соседней ей открыла бабушка Люба — весьма словоохотливая женщина.

— Иван Савельич? — переспросила она. — А он же переехал недавно, я только забыла, куда… но кажется, на юг. Сказал, чтобы раньше чем через полгода не ждали мы его. Какой-то парень молодой у него квартиру снял вроде бы.

Елена Васильевна показала ей фото М. Хорошую привычку всегда фотографировать своих клиентов она завела давно, еще когда у нее появился первый смартфон.

— Ой, да вы что, — замахала руками бабушка Люба. — Не он это! М. — он здоровый такой, красавец. А это малахольный какой-то…

— А есть у вас его телефон? — поинтересовалась Елена Васильевна.

— Как не быть, всегда должен под рукой лежать, мало ли что. Записывайте: восемь…

* * *

Вот что выяснилось десять минут спустя. Иван Савельевич М. — полковник в отставке, вдовец, проживавший до недавнего времени в прекрасной трехкомнатной квартире в Измайлово. За несколько лет одинокий образ жизни ему приелся, и он решил переехать к брату в Краснодар.

— Продавай хату, — уговаривал тот, — купим тебе тут дом по соседству, заживем прекрасно! На море будем ездить, свой сад, фрукты. Ну что ты в Москве один?

Но М. с таким ответственным решением не спешил. Все-таки, квартира в Москве — это ж нешуточное дело. Вот так продашь, а что потом?

— Давай, Федор, я сначала у вас полгодика поживу — не стесню ведь? — предложил он. — Пойму, что к чему, дома эти все посмотрю сам не спеша. А там уж и квартиру продам. Пока что сдать ее можно, хорошую копеечку буду вносить в твой бюджет.

На том братья и порешили, и Иван Савельевич занялся поиском арендатора. Трехкомнатные квартиры не так легко сдаются, как «однушки» и «двушки», но все же реклама в соцсетях сделала свое дело: через месяц нашелся молодой человек, пожелавший именно эту квартиру снять. Хозяина, правда, смутил тот факт, что арендатор был один, без семьи — и вот, пожалуйста, хочет снять такие немаленькие апартаменты.

— Люблю жить широко, свободно, — улыбнулся он в ответ на вопрос полковника. — Потом, ко мне мама иногда из Вологды приезжает, хотелось бы ее в отдельную комнату поселить. А в однокомнатной, да даже и в двушке — ну что друг у друга на голове-то? И квартира мне ваша нравится, и район этот люблю.

Полковник таким объяснением удовлетворился. Составили договор, произвели оплату первого месяца и залога, вручил он Евгению ключи — и отбыл из Москвы на фирменном поезде Москва — Новороссийск. Ивану Савельевичу и в голову не пришло, что предприимчивый жилец подделает его паспорт, получит по нему все оригиналы документов на квартиру и попытается продать ее, пользуясь длительным отсутствием хозяина. В этот раз, к счастью для собственника, мошенничество было раскрыто вовремя. Но, увы, в практике едва ли не каждого агентства бывают печальные случаи продажи через «липового» собственника: мошенники под тем или иным предлогом добывают оригиналы документов на квартиру, а на сделку могут прийти с актером, внешне похожим на хозяина квартиры.

< Назад в рубрику