Неизвестно, что сейчас опаснее для правительства Дмитрия Медведева — переход к финальному обсуждению бюджета или завершение президентской гонки в США. Распределение казны, соотношение оборонных и социальных расходов напрямую зависит от того, какие виды на Россию будут у нового хозяина Белого дома. Следовательно, перемены едва ли ограничатся появлением среди медведевских замов Виталия Мутко.
Дальний Восток и реноме Юрия Трутнева прирастают Аркадием Ротенбергом. Влиятельный бизнесмен собирается использовать ямальский газ в качестве сырья для завода по производству азотных удобрений, который строится в Приморье. Запрет ГМО-разработок в сочетании с бурным развитием отечественного АПК делает этот проект весьма перспективным. Тем более что Ротенберг наверняка поможет Трутневу все-таки снизить до общефедерального уровня дальневосточные энерготарифы.
Впрочем, «химическая» индустриализация Дальнего Востока наряду с очевидными экономическими плюсами имеет и довольно серьезные экологические минусы. И недовольство «зеленых» может проявляться тем активнее, чем больше альянс Трутнева и Ротенберга будет раздражать другие российские группы влияния.
«Русская Alibaba» не ждет. На совещании по электронной торговле Владимир Путин заявил о важности создания авторитетных национальных площадок, подчеркнув, что «сейчас правительство активно занимается этой темой».
Один из главных претендентов на организацию главного отечественного виртуального магазина — чеченский бизнесмен Руслан Байсаров. А рассмотрение его предложений как раз в компетенции Игоря Шувалова.
После совещания в Ново-Огарево шансы Байсарова на повторение китайского интернет-успеха заметно возрастают. Тем более что самый главный его земляк — Рамзан Кадыров на днях высказал недовольство в связи с намерением федерального центра урезать объемы бюджетного финансирования Чечни. И если первый вице-премьер проявит благосклонность к байсаровским планам, есть шанс, что и конфликт Грозного с Минфином сойдет на нет.
Вопреки «утечкам», Аркадий Дворкович не только усидел в вице-премьерском кресле, но и получает довольно щедрые подарки от Кремля. Владимир Путин передумал назначать экс-главу СВР Михаила Фрадкова председателем совета директоров РЖД. Таким образом, этот пост остается за Дворковичем.
А президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил о нецелесообразности полного отказа госучреждений от импортного программного обеспечения и тем самым избавил курирующего импортозамещение вице-премьера от конфликтов с западными IT-лоббистами.
Правда, параллельно возникает риск сужения рынка сбыта и возможности для роста отечественной IT-индустрии. Ведь гиганты вроде Microsoft смогут безболезненно для себя временно предложить такие цены, которые, с одной стороны, будут вполне комфортны для экономного госзаказчика, а с другой — выведут любого российского поставщика ПО далеко за грань рентабельности.
Перспектива не самая приятная с точки зрения развития национальных инноваций. Но зато лишний раз подтвердится правота Дворковича, призывающего не ждать 100-процентной отдачи от институтов развития и не считать потерянные ими деньги украденными.
«Дела энергетиков» по осени считают. Чем ближе отопительный сезон — тем меньше федеральный центр склонен вникать в проблемы частных владельцев региональных энергокомпаний. Дмитрий Козак пообещал руководству Тверской области всестороннюю поддержку при наведении порядка в местном ЖКХ. «Если это требуется, просите о поддержке правоохранительные органы и другие административные структуры», — напутствовал своего зама Дмитрий Медведев.
Впрочем, руководители «Тверской генерации» арестованы еще в конце сентября, а контрольный пакет компании передан в распоряжение областных властей. И, пожалуй, самое главное препятствие для полноценной работы тверского ЖКХ — неурегулированный финансовый спор с основным поставщиком энергоносителей, местной «дочкой» «Газпрома».
По идее, правительство имеет достаточно рычагов воздействия на газовый концерн, контролируемый государством. Но, видимо, реальное, а не риторическое, облегчение задачи, стоящей перед правительственным куратором ЖКХ, не входит в планы коллег Козака по кабмину.
Сбросить лишние килограммы намного проще, чем сократить бюджетные расходы. Александр Хлопонин, которому Рамзан Кадыров предложил выяснить, кто быстрее сможет похудеть, оказался в гораздо более выгодном положении, нежели Антон Силуанов. Ведь руководство Чечни решило добиваться от Минфина восстановления в прежнем объеме федеральной целевой программы по финансированию республики. И вовсе не очевидно, что Силуанову и его подчиненным удастся выдержать натиск.
Но сам факт возникновения этой коллизии играет не на пользу Хлопонину. Получается, что правительственный куратор Северного Кавказа выстроил не настолько доверительные взаимоотношения с Кадыровым, чтобы минимизировать недовольство Грозного в связи с очередной бюджетной оптимизацией.
Самые большие расходы в рамках гособоронзаказа приходятся на 2016-2017 годы, пообещал Дмитрий Рогозин в интервью «Российской газете». Поскольку дальнейшее их наращивание станет «огромной нагрузкой на бюджет в ущерб социальным программам, чего мы не можем себе позволить».
Впрочем, оборонные расходы уже сейчас довольно болезненно отражаются на социалке. Наглядное тому подтверждение — решение Минфина о направлении на нужды ОПК 167 миллиардов рублей замороженных пенсионных накоплений.
При этом аппетиты Рогозина и его подопечных пока только растут. Например, вице-премьер сообщил, что на строительство второй очереди Восточного выделяется 346 миллиардов рублей. А еще в сентябре руководство «Роскосмоса» оценивало затраты на достройку космодрома в 238 миллиардов.
Бедные есть, но пособий для них не требуется. Ольга Голодец дезавуировала слова замминистра финансов Татьяны Нестеренко о введении специальных выплат для нуждающихся россиян, назвав эту идею «личным мнением» отдельных чиновников.
Совсем недавно руководитель соцблока правительства сама говорила об устойчивом росте бедности начиная с 2014 года. Но предложение Минфина путает Голодец и ее коллегам все карты. Поскольку позволяет ограничить круг получателей нового пособия гражданами с доходами ниже прожиточного минимума и параллельно минимизировать другие расходы на социалку. То есть, в терминах Нестеренко, «перейти к применению принципа нуждаемости».
Эта заочная полемика между Голодец и Нестеренко тем более забавна, что ранее замминистра финансов поддержала самую громкую инициативу соцблока — о введении так называемого «налога на тунеядство». Похоже, пришлась она по душе и главе правительства. Дмитрий Медведев призывает только применять другое обозначение для очередной фискальной новации. «У нас нет ответственности, как в советские времена, в том числе уголовной, за тунеядство. Речь идет о вовлечении в систему платежей за социальные услуги тех, кто не зарегистрирован, и тех, кто не участвует в формировании соответствующих фондов, но в то же время пользуется социалкой», — поясняет премьер.
Другое дело, что фискальные гонения на теневой сектор принесут казне выгоду лишь в моменте. Мало-мальски серьезный кризис «гаражной экономики» чреват значительным увеличением уровня бедности. А в таком случае вопрос о соответствующих пособиях станет вдвойне актуальным.
Всего пару недель потребовалось, чтобы доказать Виталию Мутко: его новая должность «спортивно-туристического» вице-премьера — отнюдь не синекура, позволяющая пересидеть в аппаратной тиши допинговые скандалы. Строители стадиона «Зенит-Арена» вместе с инспекторами ФИФА наглядно показали, какие репутационные (и не только) риски возникают у чиновника, курирующего подготовку к ЧМ-2018.
Понятно, что как бывшему питерскому функционеру и «зенитовцу» Мутко проще найти источник проблем с главной спортивной стройкой Северной столицы. Но в то же время эти поиски могут рассорить новоиспеченного вице-премьера со многими из тех околофутбольных бизнесменов, которым он обязан своим карьерным взлетом.
Ситуация близка к цугцвангу. И чтобы найти изящный выход из нее, нужно уметь играть в шахматы, а не в футбол.