Продажи бункеров в США за последние пять лет пережили, по статистике американских компаний, занимающихся строительством убежищ, уже несколько пиков. В 2011-2012 годах всплеск интереса к такой недвижимости объяснялся серией техногенных катастроф в мире, в 2014-м спрос спровоцировал конфликт на Украине, сейчас количество обращений увеличилось со стороны граждан, обеспокоенных грядущими президентскими выборами.
В России, по данным работающих на местном рынке компаний аналогичного профиля, предыдущий пик запросов пришелся на 2011 год и был связан с тяжелейшим летом 2010-го, с его аномально высокими температурами и непрекращающимися лесными пожарами. Как рассказывают «Дому» представители риелторских агентств, массового спроса на собственные бункеры сейчас не наблюдается, хотя отдельные заказы, преимущественно от очень обеспеченных эксцентриков, случаются — как, например, в 2012 году (когда ожидался очередной конец света — по версии майя), так и сейчас, на тех же тревожных ожиданиях от выборов в США.
«Задумываться о возведении индивидуальных убежищ состоятельных россиян заставляют главным образом вероятные катаклизмы природного или техногенного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, возможные аварии на промышленных или коммунальных объектах и т.д., — рассказывает Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. — Мотивируют и военные угрозы, периодически возникающие на уровне слухов на фоне обострения международных конфликтов. Тогда убежище с автономной системой жизнеобеспечения рассматривается как страховка на случай химической, радиационной и прочих атак».
Правда, если за рубежом тема бункеров освещается довольно широко — такие проекты рекламируются, на них можно посмотреть — в России это все-таки преимущественно дело частное. Убежища строятся и заказываются, компании, занимающиеся таким бизнесом, активны на рынке, но огласки клиенты не любят. «Мы уважаем ваше стремление к неразглашению и держим все в тайне от посторонних», — говорится на сайте одной из компаний, занимающихся строительством бункеров в России. По данным Kalinka Group, в Москве нет крупных объектов, где застройщик намеренно бы включал в проект жилого комплекса убежище и демонстрировал это рынку как конкурентное преимущество. В компании Villagio Estate «Дому» сказали, что с подобными запросами не сталкивались, так же говорят и в других компаниях элитного рынка.
«В поселке "Никитское", входящем в состав "Истринской долины", на одном из участков хозяева вкопали в землю три морских контейнера и объединили их проходами, — рассказывает Евгений Клец, начальник управления продаж "Вектор Инвестментс". — Такое сооружение могло бы стать полноценным бункером, но служит вполне мирным, более того, креативным целям: там организована фотостудия». Конечно, строят и настоящие убежища, но говорить заказчики об этом не любят. Так что если есть желание спрятаться от опасностей любого рода (ну или просто гарантированно избежать общения с другими людьми), эстетические ориентиры придется искать за рубежом. «Дом» специально подготовил подборку таких проектов со всего мира.
Вот, например, интерьеры жилого комплекса Survival Condo в Канзасе, США. Вход — обычный для бункера (массивные ворота небольшой высоты), под землей — более 10 уровней-«этажей», способных разместить до 70 человек. В комплексе есть общий бассейн, тренажерный зал, а вместо окон — экраны, на которые может подаваться любое изображение, по желанию обитателей. Есть и свой гидропонный сад для выращивания овощей, и рыбный садок.
На фото — целый «элитный поселок» бункеров от американской компании Vivos, которая вышла на рынок дорогих персональных убежищ как раз под очередной «конец света» — в 2011 году.
Лондонский One Hyde Park в 2012 году, когда в ЖК открылись продажи, был признан самой дорогой новостройкой мира. Помимо гостиничного сервиса пятизвездочного уровня, бутика Rolex и салона британского автоконцерна McLaren Automotive, в числе преимуществ комплекса застройщик назвал пуленепробиваемые стекла и наличие бункеров в подземной части.
Так выглядит хостел-бункер в Албании, в 44 километрах от Тираны, с говорящим названием Bed & Bunker. Вообще, в стране у этого направления большое будущее — во времена правления диктатора Энвера Ходжи там было построено более 700 тысяч бункеров на случай войны за социализм.
В бункере можно и пропустить рюмочку-другую. Например, в Китае — в Military Bar близ Пекина. Вход в бар — через носовую часть настоящего самолета, внутри — портреты Мао Цзэдуна. Сам бункер когда-то занимал ближайший соратник Мао — Линь Бяо.
А это элитный швейцарский бункер, такой же солидный респектабельный, как местные банки. Или часы. Вилла Vals, как называется проект, скрывается от посторонних взглядов внутри холма. От входа в виллу до апартаментов ведет 20-метровый бетонный тоннель, энергией жителей снабжает собственная гидроэлектростанция.