То, чего одни боялись, а другие считали маловероятным, свершилось: на выборах президента США победил Дональд Трамп. Это означает кардинальную смену курса американских властей в экономике. Первые последствия — обрушение фондовых рынков, рост курса доллара и золота. А что в более отдаленной перспективе и к чему готовиться России?
Если бы выиграла кандидат от демократов Хиллари Клинтон, это фактически означало бы продолжение экономической политики президента Обамы. При Обаме было проведено целых три «количественных смягчения» и был предельно упрощен доступ к деньгам для банков, а соответственно, и заемщиков.
По сути подобная экономическая тактика мало чем отличалась от простого «печатания денег».
Политика низких ставок — давняя головная боль финансовых властей США. Однако прекратить ее до сих пор не решались.
Теперь же у Федеральной резервной системы открылась замечательная возможность принять давно назревавшие решения. Такой президент, как Трамп, позволит списывать все непопулярные меры на него.
«Трамп — фигура, вызывающая недовольство элит, причем как демократов, так и республиканцев. Поэтому в его каденцию можно принимать все непопулярные решения, которых до сих пор опасались», — отметил доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов в беседе с «Лентой.ру».
По мнению эксперта, победа Трампа развязывает руки ФРС. На ближайшем заседании в декабре они наконец-то смогут поднять учетную ставку до положительного уровня (то есть чуть выше инфляции). «Думаю 1,6-1,7 процента было бы вполне достаточно, чтобы решить проблему госдолга», — считает Хестанов.
«Госдолг США, конечно, не такой большой, как любит представлять пропаганда, но тем не менее он в этом году превысил уровень 1946 года», — отмечает эксперт. При грамотной денежно-кредитной политике, по его мнению, проблема вполне решаема. Конечно, финансовым властям США придется заплатить за это высокую цену в виде рецессии в экономике. «Но спад можно всегда списать на Трампа, а если рецессия будет глубокой, что маловероятно, то ему можно и импичмент объявить. В этом смысле Трамп очень удобен для роли "крайнего". Впрочем, он сам напросился», — отметил эксперт.
Получается, что все жесткие меры, скорее всего, последуют от разных американских ведомств.
В долгосрочной перспективе это оздоровит американскую (а значит, и мировую) экономику.
Пока же мы пожинаем плоды эмоциональной реакции элит и фондовых рынков на результаты выборов. Фьючерсы на индекс Dow Jones сразу после объявления о победе Трампа во Флориде (после чего его шансы на общий успех стали более или менее реальными) рухнули на 750 пунктов. Аналитики уже называют это падение самым масштабным с 11 сентября 2001 года (когда террористами были атакованы башни-близнецы в Нью-Йорке). Индексы Германии и Франции тоже резко просели. Но хуже всего пришлось мексиканскому песо, который обвалился на 13 процентов, установив антирекорд с 1994 года. Паника в Мехико столь сильна, что местный ЦБ и Минфин созвали экстренную пресс-конференцию, где, вероятно, объявят о повышении ставки рефинансирования.
Нефть отреагировала на победу миллиардера сильным, но не катастрофическим снижением — к отметке в 45 долларов за баррель. А вот золото, наоборот, подскочило в цене сразу на пять процентов. Что и понятно: это актив последней надежды, в который инвесторы вкладывают, когда и сам американский доллар не оправдывает ожиданий. Вслед за нефтью опустился и рубль, причем к евро он подешевел разом на два с лишним процента, чего не было уже давно.
Но делать поспешные выводы из сиюминутной панической распродажи на рынках не стоит. Так было и во время Brexit четыре месяца назад, но апокалипсиса не случилось. Опытный бизнесмен Трамп уже в качестве американского чиновника номер один найдет способ успокоить финансистов — словом или делом. По мере привыкания финансового мира к новой реальности в лице президента Трампа, инвесторы все меньше будут обращать внимание на эпатажного главу государства и все больше — на реальные макроэкономические показатели. А они зависят далеко не только от действий президента США.
На первый взгляд, шторм на рынке акций и уход инвесторов с развивающихся рынков в доллар несет крайне неприятные последствия для российской экономики. В краткосрочной перспективе это действительно так. Однако если посмотреть несколько дальше, Россия может выиграть.
Экономист Яков Миркин считает, что избрание эксцентричного миллиардера президентом дает России шансы «для нового либерального поворота». Если, конечно, его слова станут делом.
С президентом-бизнесменом, считает эксперт, проще договориться, поскольку он мыслит в формате заключения сделок. Базовая идея Трампа — сконцентрироваться на развитии экономики США, а не разбазаривать силы по миру, пытаясь повлиять на другие страны. Американская внешняя политика, если верить Трампу, будет подчинена не идеологии с функцией «всемирного полицейского», а интересам роста экономики США, рабочих мест, бизнеса. Поэтому если другие страны хотят обеспечения безопасности со стороны США, то им, по мнению Миркина, придется заплатить за это выгодными для Вашингтона сделками.
Сформулированный таким образом курс сулит России замораживание (хотя и не отмену) санкций, перезагрузку «по бизнесу», ослабление силового и идеологического давления на Россию, новые коммерческие соглашения.
«Чем сильнее внешнее давление, тем жестче, консервативнее, "угрюмее" противостояние этому в России. "Разжатие челюстей", уход в сделки — шанс для либерализации внутри. Плюс пример Трампа — как создается бум, ускорение роста. Его программа — много сходства с тем, что мы предлагали в "Экономике роста" (экономическая программа "Партии роста" на парламентских выборах в России) — сильные налоговые стимулы, ускоренная амортизация, дерегулирование, опора на бизнес, который вытащит», написал экономист на своей страничке в Facebook.
В то же время, по мнению Миркина, в экономической программе Трампа есть и определенные риски для России. В случае быстрого «нагрева» экономики США на мировых рынках возникнет сильное колебание цен, ставку ФРС повысят, что приведет к укреплению доллара, а мировые цены на сырье пойдут вниз. Кроме того, идея Трампа об энергетической независимости США усиливает и без того сильную угрозу доходам российского бюджета. Мировые цены на нефть и газ пойдут вниз еще стремительнее.
Среди российских чиновников о результатах американских выборов одним из первых высказался глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев. Он выразил осторожный оптимизм. «Боюсь спугнуть надежду, — сказал министр. — Я помню, как восемь лет назад были большие ожидания, когда президентом был избран Барак Обама. Тогда много говорилось о перезагрузке отношений, даже были какие-то шаги и действия сделаны. К сожалению, мы пришли к не очень хорошему результату. Поэтому я считаю, что мы должны быть сдержанными в оценках, надо еще во многом разобраться».
Так или иначе, хотя в США роль президента значительна, но, помимо его воли и лидерских качеств, есть еще Конгресс, Сенат и самое главное — законодательство. Поэтому при всей экстравагантности Трампу вряд ли удастся развернуть американскую политику на 180 градусов. Основные направления останутся неизменными.